Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:01, реферат
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.
Темы и структура послания не являются жестко установленными и определяются Президентом в зависимости от политической ситуации в стране, наиболее актуальных проблем текущего периода и своего видения будущего. Закон предъявляет лишь некоторые требования к установкам, которые должны содержаться в первом послании Президента после вступления его в должность.35
Президент
принимает активное участие в
законотворческом процессе. Прежде всего,
он наделен правом законодательной
инициативы. Законопроекты Президента,
внесенные им на рассмотрение Государственной
Думы, считаются приоритетными в
программе законотворчества. В обсуждении
этих законопроектов в палатах парламента
участвуют представители
Президент
РФ назначает выборы Государственной
Думы (ст.84, п. а), при этом но должен придерживаться
указанных в законе сроков перевыборов
депутатов для обеспечения
Важным
средством воздействия
Право роспуска Государственной Думы имеет ограничения во времени. В. Конституции перечислены все случаи, когда роспуск не допускается.
1.
При повторном выражении
2.
Дума не может быть распущена
с момента выдвижения
3.
Дума не должна прерывать
4.
Роспуск Государственной Думы
не допускается также в
Данный
перечень оснований роспуска палаты
не может быть расширен – таким
образом предупреждается
Президент
обладает некоторыми полномочиям и
на завершающей стадии законотворческого
процесса: он подписывает и обнародует
Федеральные законы. Эффективным
инструментом влияния главы государства
на законодательную власть является
право президентского вето, под которым
подразумевается возвращение
Законы, возвращенные Президентом, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. Предусмотрено обязательное участие в заседании и выступление представителя Президента. Как правило, депутаты внимательно относятся к замечаниям, высказанным представителями Президента. Заслушивается также заключение соответствующего комитета или комиссии палаты. После этого может быть принято одно из двух решений:
1.
Палата принимает закон в
2.
Повторно принимается закон в
ранее принятой редакции –
за это решение должны
Для
преодоления разногласий между
Государственной Думой и
Мотивов
для использования права
Положительное значение президентского вето заключается в том, что оно стимулирует повышение качества законов и способствует устранению коллизий и дефектов в законодательстве.39
В
российской практике также сложилась
своеобразная процедура возвращения
Президентом Федеральных
К взаимодействию с законодательной властью можно отнести и право Президента назначать референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. Это право обеспечивает ему активную позицию в проведении реформ.42
Значительную
часть полномочий главы государства
составляют полномочия в области
исполнительной власти. Хотя в Конституции
Президент не назван главой исполнительной
власти, в своей деятельности он
наиболее тесно связан именно с этой
ветвью власти. Во-первых, Президент
активно участвует в
Несмотря на то, что по Конституции Правительством и входящими в него министрами руководит Председатель Правительства, Президенту непосредственно подведомственны Министерство Иностранных Дел, Министерство Обороны и ряд других федеральных силовых ведомств. Главы этих ведомств, входящие в состав Правительства, подчиняются не Председателю Правительства, а напрямую Президенту.43 Он выполняет роль своеобразной надзорной инстанции по отношению к Правительству, пользуясь своим правом отмены решений Правительства.
Так как многие полномочия Президента носят исполнительный характер, создается впечатление, что во главе единой системы исполнительной власти стоят одновременно два независимых органа. В юридической литературе это обозначается как дуализм исполнительной власти.44 Возникает проблема разграничения полномочий и недопущения дублирования деятельности государственных органов. Неопределенность в организации исполнительной власти ведет к ее ослаблению и снижению ее авторитета. Нужно сказать, что эта проблема не является уникальной для России. Она более или менее остро встает во всех странах, где существует пост президента и премьер-министра.45 Для решения этой проблемы необходима детализация полномочий и уточнение ответственности каждого из органов.
В общем, деятельность Президента как главы государства охватывает более широкую сферу. Он обеспечивает единство всей государственной власти, выполняет интегрирующую функцию, и его координирующее влияние должно равномерно распределяться на все ветви власти. Административное воздействие Президента на Правительство возможно только в некоторых случаях.
Правительство, в свою очередь, осуществляет непосредственное управление исполнительной вертикалью, обеспечивает проведение в России единой государственной политики, направления которой определяет Президент. Многие исследователи отмечают, что в действительности вся полнота исполнительной власти на федеральном уровне не принадлежит Правительству, т. к. оно находится под высшим контролем Президента.46 Но в Конституции не говорится о политической ответственности Правительства перед главой государства. Оба органа наделены сильными полномочиями и призваны постоянно взаимодействовать при выполнении возложенных на них обязанностей.47
Так
как руководство Вооруженными Силами
построено на принципе единоначалия,
Президент обладает многими полномочиями
по управлению этой сферой. Он формирует
и возглавляет Совет
Кроме
того, Президент утверждает военную
доктрину Российской Федерации. Военная
доктрина представляет собой документ,
в котором зафиксированы
Организационные
и управленческие полномочия по обеспечению
обороны распределены между Президентом
и Правительством. Президент является
Верховным Главнокомандующим
Важным
полномочием Президента является введение
в установленных случаях на территории
Российской Федерации или в отдельных
ее местностях чрезвычайного положения
и военного положения. Это полномочие,
однако, не является абсолютным. Во-первых,
оно должно осуществляться в соответствии
с Конституцией и Федеральным
Конституционным законом. Во-вторых,
указы о введении военного или
чрезвычайного положения
Президент
осуществляет руководство внешней
политикой, в основном, через МИД.
Но и сам он принимает активное
участие в реализации внешней
политики РФ. Это проявляется в
его регулярных встречах с лидерами
иностранных государств, телефонных
обменах мнениями с ведущими зарубежными
политическими деятелями. Президент
также ведет международные
Выражением
личного участия Президента в
реализации внешней политики является
подписание им международных договоров
РФ, которые признаются составной
частью ее правовой системы. Глава государства
подписывает ратификационные
Информация о работе Возникновение и эволюция института президенства в России курсовая