Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:01, реферат
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.
Президент
выполняет приписанные ему
В Указе Президента РФ от 5 августа 1996 г. определены символы президентской власти: знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Президент также имеет право на штандарт (флаг), оригинал которого находится у него в рабочем кабинете, а дубликат поднимается над резиденциями Президента во время его пребывания в них.
Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст.91). Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. Наконец, он не может быть ни свергнут, ни отстранен от исполнения обязанностей (согласно ст. 278 УК РФ попытка насильственного захвата власти является преступлением). В отличие от депутатов, лишение Президента неприкосновенности не предусмотрено.20
Президент
прекращает исполнение своих полномочий
с истечением срока пребывания его
в должности. Моментом истечения
срока полномочий считается принесение
присяги вновь избранным
В Конституции указаны 3 случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.
1.
Отставка, под которой понимается
добровольный уход с поста
с подписанием заявления,
2.
Прекращение исполнения
А). Президент серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент прекращает их исполнение, что по сути представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания.
Б).
Возможны ситуации, когда Президент
не в состоянии сам принять
решение (он находится в бессознательном
состоянии или есть основания
сомневаться в ясности его
ума и способности принимать
обоснованные решения). В этом случае
для решения вопроса с
Если
состояние здоровья лишь временно не
позволяет Президенту выполнять
свои обязанности, то их исполняет Председатель
Правительства до того момента, пока
Президент не сможет взять их на
себя. Например, когда Президенту Ельцину
предстояло перенести операцию на сердце,
он 19 сентября 1996 г. издал Указ “О временном
исполнении обязанностей Президента российской
Федерации”. Указ установил, что в
связи с предстоящей Президенту
хирургической операцией, в целях
обеспечения условий
3.
Отрешение Президента от
Обвинение Государственной Думы должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков состава преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93, п. 1).
Решение
об отрешении Президента от должности
принимает Совет Федерации так
же двумя третями голосов от общего
числа членов в течение 3 месяцев
после выдвижения Государственной
Думой обвинения. Если в этот срок
Совет Федерации не вынесет соответствующего
решения, обвинение считается
Импичмент
представляет собой очень сильное
средство воздействия на Президента
со стороны парламента, направленное
на предупреждение злоупотреблений
властью и нарушения
Как
уже было отмечено, во всех случаях
неспособности Президента выполнять
свои обязанности, их временно исполняет
Председатель Правительства (ст. 92, ч. 3).Существуют
некоторые ограничения его
Выборы нового Президента должны быть проведены не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента.
Глава 2.
Выборы Президента представляют собой важнейшее событие в политической жизни страны.
Порядок
проведения выборов Президента РФ определяется
Конституцией РФ и Федеральным законом
“О выборах Президента Российской
Федерации” от 17 мая 1995 г. Любой избирательный
процесс в России также регулируется
Федеральным законом “Об
Согласно ст. 81, ч. 1 Конституции, “Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании”. Право избирать Президента получают все граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста. Отстраняются от участия в выборах только недееспособные граждане и лица, пребывающие в местах лишения свободы по приговору суда (ФЗ “Об основных гарантиях…”, ст.4). Каждый избиратель имеет один голос, т. е. выборы являются равными. Участие граждан в выборах – добровольное.
Конституция
устанавливает некоторые
Президент России может быть переизбран на второй срок, но после этого он не может участвовать в выборах третий раз подряд. Допускается выполнение лицом полномочий Президента в течение третьего и четвертого сроков только после перерыва.
Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации (ФЗ “О выборах Президента РФ”, ст. 5), по мажоритарной системе абсолютного большинства. Выборное законодательство детально регламентирует все сидя отношений, возникающих в связи с выборами Президента, и обеспечивает необходимые условия для реализации избирательных прав граждан. В законе перечислены все этапы избирательного процесса, точно установлена их последовательность и длительность. Избирательная кампания состоит из следующих этапов.
1.
Назначение выборов Президента (ст.4).
Дата проведения выборов
Выборы
назначаются не позднее чем за
4 месяца до их проведения, чтобы выделить
достаточное количество времени
для их организации и
2.
Образование избирательных
Комиссии осуществляют свои полномочия, основываясь на принципах коллегиальности и гласности, независимо от органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5).
В состав избирательных комиссий могут входить по 1 представителю от каждого зарегистрированного кандидата в Президенты, что позволяет кандидату быть информированным о работе комиссий и осуществлять контроль за их объективностью и беспристрастностью. Такие члены комиссий имеют совещательный голос.26
3.
Выдвижение и регистрация
После этого начинается сбор подписей в поддержку кандидата. Каждому избирательному объединению, блоку, инициативной группе избирателей требуется собрать не менее 1 млн. подписей, при чем из них на 1 субъект федерации не должно приходиться более 7% (ст. 34). Смысл этой процедуры в том, что она помогает определить уровень известности и популярности среди избирателей в масштабах всей страны. В результате сбора подписей автоматически происходит отсев случайных, малоизвестных кандидатов, заведомо неспособных набрать сколько-нибудь значимый процент голосов на выборах.27
Информация о работе Возникновение и эволюция института президенства в России курсовая