Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:01, реферат
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.
По завершении сбора подписей подписные листы представляются в ЦИК вместе с рядом других документов: итоговый протокол, заявление кандидата о согласии баллотироваться на пост Президента, декларация о доходах кандидата за 2 года, предшествовавшие году выборов. Все эти документы должны быть переданы в ЦИК не позднее, чем за 60 дней до выборов.
ЦИК рассматривает документы, проверяет истинность собранных подписей и не позднее, чем за 50 дней до дня выборов выносит решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Данное решение при несогласии с ним может быть обжаловано в Верховный Суд (ст. 35).
Информация
о кандидате в течение 2 дней после
регистрации предоставляется
В ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” установлен принцип обязательной альтернативности выборов. В соответствии с этим принципом, если к установленному сроку зарегистрировано менее 2 кандидатов, ЦИК откладывает выборы на 60 дней.
Все зарегистрированные кандидаты в Президенты наделяются равными правами и обязанностями (ст. 36). Если кандидат находится на государственной или муниципальной службе, со дня регистрации он освобождается от выполнения своих служебных обязанностей. Это положение не относится только к переизбирающемуся Президенту или Председателю Правительства, временно исполняющему обязанности Президента. Кандидатам также предписывается оставить работу в средствах массовой информации. Переизбирающийся Президент не вправе пользоваться преимуществами своего должностного положения. Статус кандидата на пост Президента характеризуется некоторыми льготами и привилегиями. Кандидатам предоставляется денежная компенсация, бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д. ЦИК оплачивает их предвыборные поездки в пределах России. Кроме того, кандидат приобретает неприкосновенность. Это означает, что нельзя привлечь его к уголовной ответственности, арестовать или подвергнуть мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия на то Генерального Прокурора. Генеральный Прокурор обязан незамедлительно известить об этом ЦИК (ст. 37).
4.
Предвыборная агитация. Зарегистрированные
кандидаты в Президенты
Что
касается содержания агитационных материалов,
запрещается злоупотребление
В отношении сроков предвыборной агитации определено, что она начинается со дня регистрации кандидата и заканчивается в 0.00 часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов (ст. 38). Эта норма направлена на то, чтобы исключить какое-либо давление на избирателя в последние сутки перед выборами и дать ему возможность самостоятельно принять взвешенное решение на основании своих личных убеждений и интересов.
Финансирование
избирательной кампании осуществляется
за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, кандидаты создают
собственные избирательные
5.
Процедура голосования. Нормы,
регламентирующие порядок
Голосование проводится в нерабочий день, с 8.00 до 22.00 по местному времени. Гражданам РФ обеспечивается возможность проголосовать независимо от того, где они находятся в день выборов. С этой целью образуются избирательные участки не только по месту постоянного проживания избирателей, но и в местах их временного пребывания (санатории, больницы и т. п.), в отдаленных труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, а также за рубежом. Избиратели могут при необходимости получить открепительное удостоверение на право участия в выборах, чтобы проголосовать не по месту жительства. В некоторых случаях допускается досрочное голосование. Для избирателей, которые не могут явиться в помещение для голосования, избирательная комиссия должна иметь переносные избирательные ящики (ст. 51).
Каждый
избиратель голосует лично. Ему предоставляется
возможность воспользоваться
Принимаются специальные меры для пресечения возможных злоупотреблений и нарушений законодательства в процессе волеизъявления граждан. Ведется точный учет количества выданных бюллетеней и количества проголосовавших избирателей.29
6.
Подсчет голосов и
Если
в бюллетене было указано более
2 кандидатов, возможна ситуация, когда
ни один из них не получает необходимого
большинства голосов. Тогда ни один
из них не считается избранным, и
назначается повторное
Если же и повторное голосование прошло без результата, то Совет Федерации назначает новые (повторные) выборы. То же происходит в случае, когда выборы признаются несостоявшимися или недействительными (ст. 57).
Всенародно избранный Президент вступает в должность спустя 30 дней после официального объявления ЦИК результатов выборов. Торжественное вступление в должность сопровождается принесением присяги, текст которой зафиксирован в Конституции. Впоследствии он исполняет свои полномочия до момента вступления в должность вновь избранного Президента (ст. 60).
Закрепление
в Конституции всеобщего
То, что Президент получает свой мандат непосредственно от народа, путем всеобщих, равных, прямых выборов, делает его истинно независимым от других органов власти, оправдывает его широкие полномочия во многих сферах и дает ему возможность осуществления реальной власти.30
Глава 3.
Полномочия Президента вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту и не разделяются им с парламентом, Правительством и органами судебной власти, называются его прерогативами.31
Президент
обладает широкими полномочиями в области
кадровой политики. Его участие в
формировании государственных органов
может проявляться по-разному. Конституция
предусматривает несколько
Председатель
Правительства назначается с
согласия Государственной Думы. Предложение
о кандидатуре Председателя Правительства
должно быть внесено Президентом
в течение 2 недель после вступления
в должность или отставки Правительства.
Согласие оформляется в виде постановления,
которое принимается
Участие Президента в формировании Правительства выражается также в том, что он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров. Таким образом, Президент и Председатель Правительства совместно формируют состав Правительства.
Решение об отставке Правительства Президент принимает единолично, без участия Государственной Думы.
Совместно с этой палатой решается вопрос о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ, чтобы гарантировать независимость Центрального Банка от других органов власти.
В
формировании состава Конституционного
Суда, Верховного Суда и Высшего
Арбитражного Суда РФ, а также в
назначении Генерального Прокурора
РФ участвуют Президент и Совет
Федерации. При этом Президент вносит
предложения о соответствующих
кандидатурах, а само назначение производит
Совет Федерации. Решение об освобождении
от должности Генерального Прокурора
также принимается Советом
Глава
государства сам
Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т. к. по должности является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Это право осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Необходимость консультаций не означает обязательности выполнения решений этих комитетов и комиссий.
Обычно
при назначении должностных лиц
Президент может
Во
взаимодействии с парламентом Президент
обладает различными полномочиями в
отношении Государственной Думы
и Совета Федерации, учитывая специализацию
деятельности палат, их конституционную
самостоятельность и
Одним
из основных средств общения главы
государства и парламента является
ежегодное послание Президента Федеральному
Собранию, которое заслушивается
на совместном заседании обеих палат.
Послание представляет собой программный
документ, в котором идет речь о
положении в стране в текущий
момент и определяются основные направления
внутренней и внешней политики. Послание
Президента не является нормативным
актом, обязательным для исполнения
органами государственной власти. Для
парламента оно служит ориентиром в
предстоящей законодательной
Информация о работе Возникновение и эволюция института президенства в России курсовая