Условно- досрочное освобождение от наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
Глава 2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 166.14 Кб (Скачать)

  В Уголовный  кодекс внесены изменения, связанные  с назначением наказания. Так, часть 4 статьи 53 (обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность) изложена в новой редакции: «4. При наличии  смягчающих обстоятельств, предусмотренных  пунктами д) оказание медицинской и  иной помощи потерпевшему непосредственно  после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и  морального вреда, причиненных в  результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением и к) чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в  результате преступления) части первой настоящей статьи, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания  при совершении преступления небольшой  и средней тяжести не может  превышать половины, при совершении тяжкого преступления - двух третей, при совершении особо тяжкого преступления - трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.». Ранее тяжесть совершенного преступления не учитывалась и максимальный срок наказания ограничивался тремя четвертями от верхнего предела санкции.

  Часть 2 статьи 58 (назначение наказания по совокупности преступлений) изложена в новой редакции: «2. Если совокупность преступлений включает в себя только преступления небольшой  тяжести и средней тяжести, то окончательно наказание назначается  путем поглощения менее строгого наказания более строгим». Ранее  поглощение менее строгого наказания  более строгим допускалось лишь в отношении преступлений небольшой  тяжести, но не исключало частичного или полного сложения наказаний  за отдельные преступления. Существовало лишь одно ограничение - окончательное  наказание не могло превышать  максимального срока или размера  наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое преступление.

  В части 3 статьи 58 (назначение наказания по совокупности преступлений) исключены преступления средней тяжести (перешли в часть 2) и назначение окончательного наказания  стало возможным и путем поглощения менее строгого наказания более  строгим, чего ранее эта норма  не предполагала.

  В части 2 статьи 59 (назначение наказания при  рецидиве преступлений) размеры нижнего  предела наказания за совершение преступлений при рецидиве снижены  с половины до одной трети, при  опасном рецидиве - с двух третей до половины, при особо опасном  рецидиве - с трех четвертей до двух третей максимального срока и  размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

  В части 5 статья 63 (условное осуждение) в связи  с изменением содержания наказания  в виде ограничения свободы исключены  части 5 и 7, предусматривающие возложение на осужденных дополнительных обязанностей как при назначении наказания, так  и в период его исполнения.

  Статья 64 (отмена условного осуждения или  продление испытательного срока) приведена  в соответствие со статьей 63; отмена условного осуждения или продление  испытательного срока стали возможны только за нарушения общественного  порядка.

  Реализуя  положения Концепции правовой политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949 в части назначения наказания несовершеннолетним правонарушителям статья 79 (виды наказаний, назначаемых  несовершеннолетним) дополнена новым  видом наказания - ограничением свободы на срок от одного до двух лет. Часть 7 статьи 79 изложена в следующей редакции: «7. Лишение свободы несовершеннолетним может быть назначено на срок не свыше десяти лет, а за убийство при отягчающих обстоятельствах или по совокупности преступлений, одним из которых является убийство при отягчающих обстоятельствах, - двенадцати лет. Лицам, впервые совершившим преступления небольшой тяжести в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и средней тяжести в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, лишение свободы не назначается.» [51]

  Внесены изменения, связанные с освобождением  от уголовной ответственности и  наказания. Так, статья 67 (освобождение от уголовной ответственности в  связи с примирением с потерпевшим) изложена в новой редакции: «1. Лицо, совершившее преступление небольшой  тяжести или впервые совершившее  преступление средней тяжести, не связанное  с причинением смерти или тяжкого  вреда здоровью человека, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим  и загладило причиненный вред.

  2. Лицо, совершившее  преступление средней тяжести,  может быть освобождено от  уголовной ответственности, если  оно примирилось с потерпевшим  и загладило причиненный потерпевшему  вред.».

  Ранее статья имела только одну часть, и освобождение в случае примирения при совершении преступления небольшой тяжести  не носило безусловного характера.

  Часть 2 статьи 70 (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания) приведена  в соответствие с изменениями, внесенными в статью 45 (ограничение свободы) в части возложения судом обязанностей на условно-досрочно освобождаемых  от наказания. В части 3 статьи 70 (условно-досрочное  освобождение от отбывания наказания) сокращен срок фактического отбывания  наказания за преступления небольшой  и средней тяжести с половины до одной трети, тяжкие преступления - с двух третей до половины, особо  тяжкие - с трех четвертей до двух третей.

  В связи  с изменениями и дополнениями замена неотбытой части наказания  более мягким видом наказания (статья 71) стала возможной и для лиц, осужденных за тяжкие преступления. Срок фактического отбывания наказания  для применения данной уголовно-правовой нормы за преступления небольшой  и средней тяжести сокращен с  половины до одной трети, за тяжкие преступления и лицам, ранее условно-досрочно освобождавшимся от отбывания наказания  в виде лишения свободы и совершившим  новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, должен составлять не менее половины.

  С восьми до четырнадцати лет повышен возраст  ребенка, дающий право на отсрочку отбывания  наказания беременным женщинам и  женщинам, имеющим малолетних детей (статья 72 УК РК).

  В целом, изменениями и дополнениями в  Уголовный кодекс Республики Казахстан  лишение свободы исключено из санкций тринадцати составов преступлений небольшой и средней тяжести. Верхний предел санкции в виде лишения свободы сокращен по двенадцати составам преступлений. При этом семь составов преступлений из категории  тяжких перешли в категорию средней  тяжести, а два состава преступления - из категории средней тяжести  в категорию небольшой тяжести. Следует обратить внимание, что изменения  коснулись преступлений, наиболее часто  встречающихся в судебной практике, кража (часть 2 статьи 175), мошенничество (часть 2 статьи 177), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (часть 3 статьи 185). Санкции тринадцати составов преступлений дополнены альтернативными. С внесением данных изменений  состав преступления, предусмотренный  частью 1 статьи 272, из практически безальтернативного (ранее в качестве альтернативы предусматривался только арест, введение которого отложено до 2008 года) перешел в состав альтернативных. Расширение альтернатив по остальным  составам преступлений позволяет дифференцировать назначение наказаний в зависимости  от личности правонарушителя и обстоятельств  совершения преступления.

  Исключено наказание в виде содержания в  дисциплинарной воинской части из состава  преступления, предусмотренного частью 1 статьи 371 (оскорбление военнослужащего), если они не связаны отношениями  подчиненности.

  В Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан внесено  восемнадцать изменений и дополнений.

  Так, в  связи с изменением содержания наказания  в виде ограничения свободы полностью  переработана глава 8, определяющая порядок  исполнения данного вида наказания  в условиях нахождения осужденных под  надзором уголовно-исполнительных инспекций. Законодательно определены права и  обязанности администрации инспекций, порядок применения мер наказания  и поощрения.

  Значительно сокращен минимально необходимый отбытый  срок для перевода осужденных в колонию-поселение. Теперь перевод осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях  общего и строгого режимов, в колонию-поселение  возможен после отбытия не менее  одной четверти срока наказания  за преступления небольшой и средней тяжести, не менее одной трети срока наказания - за тяжкие преступления.

  Беременным  женщинам, осужденным к лишению свободы, право приобретать продукты питания  и предметы первой необходимости  предоставляется, начиная не с четвертого месяца беременности, а сразу после  получения медицинского заключения.

  Сняты ограничения  по количеству телефонных переговоров. Осужденный, при наличии технических  возможностей, может иметь неограниченное количество переговоров продолжительностью до пятнадцати минут каждый.

  В целях  более полной реализации положений  статьи 68 Уголовно-исполнительного  кодекса об отбытии осужденными  наказания по месту жительства или  по месту осуждения внесены изменения, позволяющие осуществлять принудительное лечение осужденных, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией  в медицинской части исправительной колонии.

  Продолжена  работа по совершенствованию дифференциации условий содержания осужденных. По действующему ранее законодательству осужденные, отбывающие наказание в  облегченных или льготных условиях, признанные злостными нарушителями режима содержания, переводились на строгие  условия отбывания наказания. Отсутствовал правовой механизм возврата осужденного  в обычные условия: необходимо было обязательно признать его злостным нарушителем, для того чтобы перевести  осужденного сразу в строгие  условия. Получалось, что даже в случае совершения осужденным нарушения, не относящегося к категории злостных, и водворения его в штрафной изолятор, мы вновь  должны были возвращать его в льготные условия. Новым законом этот пробел ликвидирован. Теперь в случае совершения нарушения осужденный, отбывающий наказание  в облегченных или льготных условиях, может быть переведен в обычные  условия, а признанный злостным нарушителем - в строгие.

  Приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс Республики Казахстан, соответствующие положения, регулирующие порядок осуществления контроля за осужденными беременными женщинами  и женщинами, имеющими малолетних детей, исполнение наказания которым отсрочено, и условно осужденными.

  Практическая  реализация Закона привела к значительному  сокращению численности осужденных в исправительных учреждениях. На момент принятия Закона Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан» в исправительных учреждениях республики отбывало наказание почти шестьдесят тысяч осужденных. Декриминализация, исключение лишения свободы из санкций отдельных составов преступлений, а также изменение верхних пределов санкций по отдельным составам преступлений потребовали пересмотра семи с половиной тысяч дел осужденных, в результате чего полностью освобождено от наказания 150 осужденных, еще 2660 осужденным снижен срок отбывания наказания.

  Динамика  общей численности осужденных за последние годы приводится на [Приложение 2].

  Из графика  видно, что в 2002 г. численность осужденных в исправительных колониях составляла 65151 человек. В следующем году численность  сократилась до 48748 человек, или более  чем на 16000 осужденных. Во многом это  произошло в связи с более  широким применением института  условно-досрочного освобождения. Если в 2002 году условно-досрочно от отбывания  наказания освобождено 15630 осужденных, то в 2003 году их число увеличилось  до 30732 человек. В 2004-2006 годах, как и  ожидалось, число условно-досрочно-освобожденных  от отбывания наказания несколько  сократилось, однако общая численность  лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях продолжала снижаться  и в 2006 году составила 43203 человека. [52]

  Уменьшение  численности осужденных позволило  «разгрузить» исправительные учреждения, улучшить условия содержания осужденных.

  Интересна сама история разработки Закона Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 года. Во исполнение рекомендаций международной  конференции «Альтернативы тюремному  заключению», прошедшей в г. Алматы в октябре 1999 г., в Казахстане в  апреле 2001 г. была создана Рабочая  группа по развитию альтернатив тюремному  заключению, в состав которой вошли  представители Сената, Мажилиса Парламента Республики, Верховного суда, Генеральной  прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства образования  и науки, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты, Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Казахстанской криминологической  ассоциации, Союза адвокатов Республики Казахстан.

Информация о работе Условно- досрочное освобождение от наказания