Уполномоченный по правам человека в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:56, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования составили юридически значимые отношения, складывающиеся в процессе деятельности уполномоченного по правам человека в России с учетом ее федерального и регионального уровней и статусных моделей.
Предметом исследования выступила интегрированная совокупность причин, условий и механизмов, обусловливающих становление, формирование и развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Целью работы явилось комплексное теоретико-правовое и конституционно-отраслевое исследование особенностей и закономерностей возникновения и развития отечественного института уполномоченного по правам человека.

Содержание

Введение



Глава 1. Исторические условия становления и развития института уполномоченного по правам человека в России



1.1 Роль и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ



1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ



Глава 2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России



2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека



2.2 Полномочия Уполномоченного по правам человека



2.3 Актуальные проблемы деятельности Уполномоченного по правам человека в России



Заключение



Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

 

 

2.3 Актуальные проблемы  деятельности Уполномоченного по  правам человека в России

 

Предлагается выделять внутреннее и внешнее взаимодействие государственных  органов, входящих в механизм обеспечения  прав и свобод человека и гражданина.

 

Внутреннее взаимодействие – это процесс воздействия  органов друг на друга, при котором  их взаимное влияние как элементов  единого механизма влечет развитие и совершенствование каждого.

 

Внешнее взаимодействие –  это их совместные действия по обеспечению  прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, основанные на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

 

Выделены четыре сферы  взаимодействия уполномоченных по правам человека с государственными органами, обеспечивающими права и свободы  человека и гражданина. Это взаимодействие 1) в совершенствовании законодательства о правах и свободах человека и  гражданина; 2) в восстановлении нарушенных прав и свобод; 3) в просвещении  по вопросам прав и свобод человека; 4) в развитии международного сотрудничества в области прав человека[36].

 

В механизме обеспечения  прав и свобод человека и гражданина основная роль уполномоченных состоит  в том, чтобы стимулировать применение средств защиты иными государственными органами и должностными лицами. Без  конструктивного взаимодействия с  ними деятельность Уполномоченного  по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ крайне неэффективна.

 

Следует закрепить обязательность реагирования судебных органов и  прокуратуры на ходатайства, заявления  и заключения уполномоченных по правам человека. Это предложение требует  закрепления в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и в  проекте ФЗ «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ» обязанности письменного  уведомления Уполномоченного этими  органами о рассмотрении его ходатайств и заключений и принятых мерах  не позднее одного месяца со дня  их поступления.

 

Автор разделяет позицию  правоведов, считающих, что для решения  проблемы взаимодействия Уполномоченного  по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ необходимо создать систему уполномоченных по правам человека, основанную на принципах  координации, сотрудничества и взаимопомощи[37].

 

Основные меры по созданию единой системы уполномоченных, состоящей из Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ сводятся к следующему:

 

• предоставить право вносить  предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;

 

• законодательно закрепить  положение о системе уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, состоящей из Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, основанной на принципах координации, сотрудничества и взаимопомощи. Обязанность  обеспечивать согласованную деятельность системы возложить на Уполномоченного  по правам человека в РФ;

 

• наделить Уполномоченного  по правам человека в РФ правом отдавать особые поручения научно-аналитического, информационного и методического  характера региональным уполномоченным, обязанность исполнения которых  возложить на региональных уполномоченных;

 

• предусмотреть обязательность участия всех уполномоченных в ежегодном  «Координационном совете уполномоченных по правам человека» в целях разработки, планирования и осуществления согласованных  действий по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, а также  обмена информацией;

 

• проводить при наличии  информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан  либо в случаях, имеющих особое общественное значение, совместные проверки и направлять по их результатам заключения государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу или государственному служащему, в решениях или действиях (бездействии) которых выявлено нарушение  прав и свобод граждан, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых  мер восстановления указанных прав и свобод.

 

В ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и законах  субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека» практически  полностью отсутствуют полномочия для совершенствования законодательства о правах и свободах человека и  гражданина, развития международного сотрудничества в области прав человека, а также правового просвещения  по вопросам прав и свобод человека. Следовательно, уполномоченные не имеют  возможности в полной мере осуществлять правотворческую (способствующую выявлению  пробелов и противоречий в законодательстве о правах и свободах), информационно-воспитательную, консультационную и координационную  функции.

 

Этот серьезный пробел правового регулирования ведет  к тому, что роль уполномоченных в механизме обеспечения прав и свобод умаляется и основополагающий принцип эффективного функционирования Уполномоченного по правам человека – соответствие поставленных перед  ними задач и предоставленных  полномочий – не реализуется.

 

Необходимо закрепить  в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», в проекте ФЗ «Об  основах деятельности Уполномоченного  по правам человека в субъекте РФ»  ряд полномочий, необходимых для  осуществления уполномоченными  указанных функций.

 

В частности, для реализации правотворческой функции Уполномоченного  по правам человека в РФ следует  наделить следующими правами: законодательной  инициативы, участвовать в рабочих  группах, создаваемых для разработки проектов законов, касающихся прав и  свобод человека и гражданина, получать примерные программы законопроектной  работы Государственной Думы на очередную  сессию и находящиеся на рассмотрении проекты законов, которые касаются прав и свобод человека и гражданина, для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

 

Анализ Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и законов субъектов  РФ «Об Уполномоченном по правам человека»  показал недостаточную гарантированность  независимости уполномоченных. В  связи с этим разработаны рекомендации, направленные на совершенствование  законодательства Российской Федерации и ее субъектов, устанавливающего гарантии институциональной, функциональной и персональной независимости уполномоченных по правам человека.

 

В ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и в  законах субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека» наиболее тщательно  регламентирована деятельность уполномоченных по восстановлению нарушенных прав и  свобод граждан. Однако, как показывает практика, и в осуществлении этой деятельности есть серьезные правовые проблемы.

 

На основе анализа законов  субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека» выделены три  варианта правового регулирования  компетенции региональных уполномоченных. Первый – ограничение компетенции  уполномоченного рассмотрением  жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих соответствующего субъекта РФ.

 

Второй вариант – использование  в статье, устанавливающей компетенцию, формулировки, аналогичной ФКЗ «Об  Уполномоченном по правам человека в  РФ». Третий вариант – расширение компетенции региональных уполномоченных за счет включения дополнительных субъектов, на решения или действия (бездействие) которых они вправе рассматривать  жалобы.

 

Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации  должна быть следующая: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  рассматривает жалобы на решения  или действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  служащих; региональные уполномоченные по правам человека рассматривают жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных и муниципальных  служащих соответствующего субъекта Российской Федерации; муниципальные уполномоченные рассматривают жалобы на решения  или действия (бездействие) органов  местного самоуправления, должностных  лиц и муниципальных служащих.

 

Для реализации таких важных принципов, как организационная  доступность Уполномоченного по правам человека и оперативность  его деятельности, предлагается предоставить региональным уполномоченным по правам человека полномочия рассматривать  жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории субъекта РФ[38]. Важно принять Федеральный закон «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ» и включить в него положение о том, что компетенция Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, его права при проведении проверки по жалобе, а также на действия по результатам рассмотрения жалобы распространяются на решения и действия (бездействие) должностных лиц и государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории субъекта РФ. За территориальными органами федеральных органов исполнительной власти следует закрепить обязанности предоставления запрошенных Уполномоченным материалов, документов и иной информации, рассмотрения заключений Уполномоченного и сообщения в письменной форме о приятных мерах.

 

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ обязан информировать  Уполномоченного по правам человека в РФ о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, допущенных решениями и действиями (бездействием) должностных лиц территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории субъекта РФ, а также иметь возможность  обратиться к федеральному Уполномоченному  с ходатайством о проведении проверки и оказании содействия в восстановлении нарушенных данными органами прав и свобод человека и гражданина[39].

 

Анализ деятельности уполномоченных по правам человека по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан  позволил выявить ряд правовых проблем, недостатков и противоречий в  нормативно-правовых актах и сформулировать рекомендации по совершенствованию  правового регулирования.

 

- первое, предоставить право  вносить предложения о кандидатах  на должность Уполномоченного  по правам человека в РФ  Общественной Палате РФ и общероссийским  правозащитным общественным организациям, на должность уполномоченных  по правам человека в субъектах  РФ — региональным правозащитным  общественным организациям и  структурным подразделениям общероссийских  и межрегиональных правозащитных  общественных организаций, осуществляющим  свою деятельность в субъекте  РФ, общественным палатам субъекта, а также Уполномоченному по  правам человека в РФ;

 

- второе, изложить статью 15 Федерального конституционного  закона «Об Уполномоченном по  правам человека в РФ» в  следующей редакции: «Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, чьи права, свободы и законные интересы были нарушены на территории РФ, жалобы их законных представителей, а также общественных объединений, уставной целью которых является защита прав человека, при условии согласия на это лица, права и свободы которого были нарушены»;

 

- третье, исключить требование  обжалования решений или действия (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих в  судебном порядке до обращения  к уполномоченным по правам  человека в субъектах РФ;

 

- четвертое, внести изменения  в статью 17.2. Кодекса РФ об административных  правонарушениях в следующей  редакции: «Неправомерный отказ  должностного лица в предоставлении  или уклонение от предоставления  информации (документов, материалов), а  также предоставление заведомо  неполной либо ложной информации  Уполномоченному по правам человека  в РФ, Уполномоченному по правам  человека в субъекте РФ; отказ должностного лица от рассмотрения заключения Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и не предоставление в срок более одного месяца письменного ответа о принятых мерах по рекомендациям, содержащимся в его заключении, и неисполнение должностными лицами других обязанностей, установленных ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ», влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда»;

 

- пятое, закрепить в  действующих Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном кодексах  РФ и Кодексе РФ об административных  правонарушениях процедуру рассмотрения  ходатайств и заявлений Уполномоченного  по правам человека в РФ  и уполномоченных по правам  человека в субъектах РФ, их  право знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами  об административных правонарушениях,  решения (приговоры) по которым  вступили в законную силу, а  также с прекращенными производством  делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

 

- шестое, предоставить, для  достижения принципов оперативности  и доступности деятельности уполномоченных  по правам человека, право заявителям  подавать жалобу на электронный  почтовый ящик или сайт Уполномоченного  в международной компьютерной  сети Интернет.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в России