Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:56, дипломная работа
Объект исследования составили юридически значимые отношения, складывающиеся в процессе деятельности уполномоченного по правам человека в России с учетом ее федерального и регионального уровней и статусных моделей.
Предметом исследования выступила интегрированная совокупность причин, условий и механизмов, обусловливающих становление, формирование и развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Целью работы явилось комплексное теоретико-правовое и конституционно-отраслевое исследование особенностей и закономерностей возникновения и развития отечественного института уполномоченного по правам человека.
Введение
Глава 1. Исторические условия становления и развития института уполномоченного по правам человека в России
1.1 Роль и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека
2.2 Полномочия Уполномоченного по правам человека
2.3 Актуальные проблемы деятельности Уполномоченного по правам человека в России
Заключение
Список использованных источников и литературы
2.3 Актуальные проблемы
деятельности Уполномоченного
Предлагается выделять внутреннее и внешнее взаимодействие государственных органов, входящих в механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Внутреннее взаимодействие – это процесс воздействия органов друг на друга, при котором их взаимное влияние как элементов единого механизма влечет развитие и совершенствование каждого.
Внешнее взаимодействие – это их совместные действия по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, основанные на принципах сотрудничества и взаимопомощи.
Выделены четыре сферы
взаимодействия уполномоченных по правам
человека с государственными органами,
обеспечивающими права и
В механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина основная роль уполномоченных состоит в том, чтобы стимулировать применение средств защиты иными государственными органами и должностными лицами. Без конструктивного взаимодействия с ними деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ крайне неэффективна.
Следует закрепить обязательность
реагирования судебных органов и
прокуратуры на ходатайства, заявления
и заключения уполномоченных по правам
человека. Это предложение требует
закрепления в ФКЗ «Об
Автор разделяет позицию правоведов, считающих, что для решения проблемы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ необходимо создать систему уполномоченных по правам человека, основанную на принципах координации, сотрудничества и взаимопомощи[37].
Основные меры по созданию единой системы уполномоченных, состоящей из Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ сводятся к следующему:
• предоставить право вносить предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
• законодательно закрепить
положение о системе
• наделить Уполномоченного
по правам человека в РФ правом отдавать
особые поручения научно-
• предусмотреть обязательность участия всех уполномоченных в ежегодном «Координационном совете уполномоченных по правам человека» в целях разработки, планирования и осуществления согласованных действий по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, а также обмена информацией;
• проводить при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение, совместные проверки и направлять по их результатам заключения государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу или государственному служащему, в решениях или действиях (бездействии) которых выявлено нарушение прав и свобод граждан, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
В ФКЗ «Об Уполномоченном
по правам человека в РФ» и законах
субъектов РФ «Об Уполномоченном
по правам человека» практически
полностью отсутствуют
Этот серьезный пробел правового регулирования ведет к тому, что роль уполномоченных в механизме обеспечения прав и свобод умаляется и основополагающий принцип эффективного функционирования Уполномоченного по правам человека – соответствие поставленных перед ними задач и предоставленных полномочий – не реализуется.
Необходимо закрепить в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», в проекте ФЗ «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ» ряд полномочий, необходимых для осуществления уполномоченными указанных функций.
В частности, для реализации
правотворческой функции
Анализ Федерального конституционного
закона «Об Уполномоченном по правам
человека в РФ» и законов субъектов
РФ «Об Уполномоченном по правам человека»
показал недостаточную
В ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и в законах субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека» наиболее тщательно регламентирована деятельность уполномоченных по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Однако, как показывает практика, и в осуществлении этой деятельности есть серьезные правовые проблемы.
На основе анализа законов субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека» выделены три варианта правового регулирования компетенции региональных уполномоченных. Первый – ограничение компетенции уполномоченного рассмотрением жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих соответствующего субъекта РФ.
Второй вариант –
Компетенция уполномоченных
по правам человека в Российской Федерации
должна быть следующая: Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации
рассматривает жалобы на решения
или действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных
служащих; региональные уполномоченные
по правам человека рассматривают жалобы
на решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов
местного самоуправления, должностных
лиц, государственных и
Для реализации таких важных
принципов, как организационная
доступность Уполномоченного по
правам человека и оперативность
его деятельности, предлагается предоставить
региональным уполномоченным по правам
человека полномочия рассматривать
жалобы на решения и действия (бездействие)
должностных лиц
Уполномоченный по правам
человека в субъекте РФ обязан информировать
Уполномоченного по правам человека
в РФ о нарушениях прав и свобод
человека и гражданина, допущенных
решениями и действиями (бездействием)
должностных лиц
Анализ деятельности уполномоченных по правам человека по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан позволил выявить ряд правовых проблем, недостатков и противоречий в нормативно-правовых актах и сформулировать рекомендации по совершенствованию правового регулирования.
- первое, предоставить право
вносить предложения о
- второе, изложить статью 15 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» в следующей редакции: «Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, чьи права, свободы и законные интересы были нарушены на территории РФ, жалобы их законных представителей, а также общественных объединений, уставной целью которых является защита прав человека, при условии согласия на это лица, права и свободы которого были нарушены»;
- третье, исключить требование
обжалования решений или
- четвертое, внести изменения
в статью 17.2. Кодекса РФ об
- пятое, закрепить в
действующих Уголовно-
- шестое, предоставить, для
достижения принципов
Информация о работе Уполномоченный по правам человека в России