Судебная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Судебная система Российской Федерации……………………………………………6
1.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации…………………..6
1.2. Суды общей компетенции (юрисдикции)………………………………………………8
1.2.1. Районный (городской) суд………………………………………………….....…..9
1.2.2. Мировой суд………………………………………………………………………10
1.2.3. Суды среднего звена системы общих (гражданских судов)…………………...12
1.2.4. Военные суды……………………………………………………………………..13
1.3. Верховный суд РФ………………………………………………………………………15
1.4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы……………………………...……..18
1.4.1. Высший арбитражный суд РФ…………………………………………………..20
1.4.2. Федеральные арбитражные суды округов……………………………………....21
1.4.3. Арбитражные суды субъектов РФ………………………………………………21
1.4.4. Иные арбитражные органы………………………………………………………23
1.5. Конституционный суд РФ. Конституционный суд субъектов РФ ………………….25
Глава 2. Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов………………………………………………………………………….......28
Заключение………………………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

  Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 20 лет. Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

  Обращения в Конституционный Суд происходят в форме запроса, ходатайства или жалобы.

  Правом  обращения в Конституционный  Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические  лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

  Право на иск принадлежит и органам  государственной власти и управления, а также официально не зарегистрированным группам.

  Рассмотрением обращений после регистрации  занимаются специалисты подразделения  Секретариата Конституционного Суда. После рассмотрения обращения Секретариатом, они передаются Председателю Конституционного Суда либо его заместителю.

  Для того чтобы подготовить дело к слушанию, составить проект решения, а также изложение материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

  Судья-докладчик  находит необходимые документы  и другие материалы, поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов. Также вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжение об оповещении, о месте и времени заседания, направляет участникам процесса необходимые материалы.

  В заседаниях Конституционного Суда могут  участвовать эксперты, которые обладают необходимыми знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.

  Лица, которые желают присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест.

  Представители СМИ, аккредитованные при Конституционном  Суде, получают специальный пропуск  – аккредитованное удостоверение, другие журналисты – по списку, который  предоставляется пресс-службой Конституционного Суда.

  Судебный  пристав присутствует в заседаниях Конституционного Суда с целью сделать  замечания лицам, присутствующим в  зале судебных заседаний, требовать  от них соблюдения установленного порядка  и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений. Требования пристава обязательны для присутствующих.

  Также судебный пристав информирует службу, осуществляющую пропуск граждан  в здание Конституционного Суда, о  наличии свободных мест в зале заседаний.

  Конституционный суд субъектов РФ. Субъектом РФ может создаваться конституционный суд для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции субъекта РФ, а также для ее толкования. 15

  Порядок конституционного судопроизводства в  субъекте РФ определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ.

  Финансируется конституционный суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

  Принятое  в пределах полномочий конституционного суда субъекта РФ решение не может  быть пересмотрено никаким иным судом.16

 

Глава 2.

Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

     Ст. 1 Закона РФ о статусе судей определяет, что только они являются носителями судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит  только судам в лице судей в  привлекаемых в установленных законом  случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий суден, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации. В Законе РФ о статусе судей приведен перечень требований, предъявляемых к судье (ст. З):

  • судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;
  • при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

     Указанным выше законом определены и требования, предъявляемые к кандидатам на должность  судьи. Так, судьей может быть гражданин  Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации.

     Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. К сдаче квалификационного  экзамена на должность судьи имеет  право быть допущенным любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-.тетнего возраста. Квалификационный экзамен на допустимость судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Квалификационная коллегия судей с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.17

     Порядок наделения судей полномочиями устанавливается  Конституцией РФ, Законом РФ о статусе судей (ст. 6), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ч.1 ст.13), Законом о конституционном Суде (ч.1 ст.9). Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации на основании заключений квалификационных коллегий этих судов. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели и заместители председателей Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются. Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерация в их заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи арбитражных судов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Судьи, впервые избранные на должность, приносят присягу (ст.8 Закона о статусе судей). Полномочия судей федеральных судов в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом. Судьи районных (городских) судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом (ст. 12 Закона о статусе судей в РФ). Если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом. Суды и судьи в соответствии с Законом о статусе судей в РФ наделяются символами государственной власти: на здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Полномочия судьи могут быть приостановлены исключительно по основаниям, изложенным в Законе о статусе судей в РФ, если:

  1. квалификационной коллегией было дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу;
  2. судья в нарушение закона занимается деятельностью, не совместимой с его должностью. Судья не имеет права принадлежать к политическим партиям, осуществлять предпринимательскую деятельность,
  3. судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности;
  4. судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке.

     Прекращение полномочий судьи может иметь  место в случаях:

  1. его письменного заявления об отставке;
  2. если судья продолжает деятельность, несовместимую с должностью, несмотря на предупреждение квалификационной коллегии судей;
  3. истечения срока полномочий;
  4. вступившего в силу обвинительного приговора в отношении судьи;
  5. признания судьи недееспособным решением суда, вступившего в законную силу;
  6. утраты судьей гражданства России или его смерти;
  7. совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи.

     Закон РФ о статусе судей (ст. 10) подчеркивает недопустимость вмешательства в  деятельность судьи по осуществлению правосудия. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассматриваемых или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом. Помимо провозглашения независимости судей. Закон РФ о статусе судей устанавливает гарантии независимости судей Важнейшим элементом правового статуса судей является неприкосновенность личности судьи (ст. 16 Закона РФ о статусе судей в РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. (В данном отношение следовало бы привести такой пример: судья, совершивший в квартире убийство собственной жены из ревностных мотивов, вызвал милицию, на месте преступления признался в совершенном преступлении, попросил арестовать его. Однако арестовывать его сотрудники правоохранительных органов не имели право, так не была соблюдена указанная выше процедура). Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции. Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в соответствии со ст. 17 Закона РФ о статусе судей в РФ ими образуются органы судейского сообщества. К их числу законом отнесены:

Информация о работе Судебная власть в РФ