Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:36, курсовая работа
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Судебная система Российской Федерации……………………………………………6
1.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации…………………..6
1.2. Суды общей компетенции (юрисдикции)………………………………………………8
1.2.1. Районный (городской) суд………………………………………………….....…..9
1.2.2. Мировой суд………………………………………………………………………10
1.2.3. Суды среднего звена системы общих (гражданских судов)…………………...12
1.2.4. Военные суды……………………………………………………………………..13
1.3. Верховный суд РФ………………………………………………………………………15
1.4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы……………………………...……..18
1.4.1. Высший арбитражный суд РФ…………………………………………………..20
1.4.2. Федеральные арбитражные суды округов……………………………………....21
1.4.3. Арбитражные суды субъектов РФ………………………………………………21
1.4.4. Иные арбитражные органы………………………………………………………23
1.5. Конституционный суд РФ. Конституционный суд субъектов РФ ………………….25
Глава 2. Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов………………………………………………………………………….......28
Заключение………………………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………………………..40
1.2.4.Военные суды
Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции. Они осуществляют правосудие в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным органом предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, в том числе и за пределами территории РФ. В систему военных судов входят гарнизонные военные суды и окружные военные суды, которые приравниваются по своему статусу к районным и областным судам. В составе Верховного Суда действует Военная коллегия.
Военным судам подведомственны:
Военным суды, дислоцирующимся за пределами России, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ. Таким судам не подсудны дела о преступлениях, совершенных военнослужащими до призыва либо после поступления на военную службу и военные сборы.
Система военных судов состоит из трех звеньев:
1.3.Верховный суд РФ
Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ. Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, вместе с другими судебными инстанциями- Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом обладает правом законодательной инициативы. Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.
Верховный Суд обладает следующими полномочиями:
При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключении о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Верховный Суд создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее. Верховный Суд образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда.
По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе не менее трех судей. Приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационной коллегии ВС РФ. В качестве кассационной инстанции ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения судебные акты областных и приравненных к ним судов.
Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, которые не вступили в силу, вынесенные одной их трех коллегий ВС РФ в качестве суда первой инстанции.
Президиум Верховного Суда – коллегиальный орган, состоящий из 13 судей, проводящий заседания не реже раза в месяц. Президиум рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
Пленум ВС включает всех судей ВС– около 100чел. Он созывается не реже 1 раза в 4мес. В работе Пленума участвует Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели нижестоящих судов, ученые и специалисты. Главная функция Пленума– рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ, Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства.
Секретарь Пленума, который также является судьей ВС, организует подготовку его заседаний, обеспечивает ведения протокола, участвует в разработке постановлений Пленума ВС.
Полномочия Верховного Суда РФ: 1)принимает к своему производству и рассматривать дела о преступлениях, совершаемых членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы и судьями федеральных судов; 2)ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы, и законные интересы граждан и организаций, постановлений о прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; 3)дела о приостановлении и прекращении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях 2 или более субъектов РФ; 4)об обжаловании (уклонения от принятия) решений Центральной избирательной комиссией РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решение нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; 5)по разрешению споров между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст.85 Конституции РФ.
Иные гражданские дела могут рассматриваться ВС, отнесенные федеральными законами к его подсудности. Такие дела рассматриваются кассационными составами, состоящими из 3 судей.
Верховный Суд является высшей надзорной инстанцией. Надзор осуществляется путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправлении допущенных ими ошибок по вступившим в законную силу судебным актам судов всех звеньев. Также он является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями ВС в качестве суда первой и кассационной инстанций. Приговоры, определения, и постановления судебных коллегий или Военной коллегии ВС РФ, постановления судьи ВС о назначении судебного заседания рассматривает Президиум ВС РФ.
Гражданские дела могут пересматриваться ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств только Судебной коллегией по гражданским делам ВС и только по тем делам, которые рассмотрены им по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора.
Работу ВС организует его Председатель вместе с заместителями. Председатель представляет Федеральному Собранию РФ отчеты о деятельности ВС; вносит представления по вопросам, требующим толкования законов РФ; организует изучение и обобщение судебной практики; анализирует судебную статистику; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; созывает Президиум, Пленум ВС, распределяет обязанности между заместителями Председателя ВС, руководит организацией работы Кассационной коллегии, судебных коллегий и аппарата ВС и другие полномочия, указанные в ст.8 и ст.11 Закона «О Судебном департаменте».
Аппарат ВС состоит из консультантов, секретарей, инспекторов, других работников. Консультанты изучают жалобы на приговоры и решения, вступившие в силу. Готовят проекты протестов, заключения и справки, которые докладывают Председателю или его заместителям. Секретари подготавливают дела к рассмотрению, обеспечивают явку сторон, ведут протокол судебного заседания. Научно-консультативный совет изучает судебную практику, разрешает спорные вопросы различных отраслей права, возникающих в судах. Управления Судебного департамента в субъекте РФ возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента.
В гражданских и военных судах общей юрисдикции утверждена должность администратора, который организует деятельность данных судов. 11
1.4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
Арбитражные суды- это федеральные органы. Система арбитражных судов состоит из: Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это трехзвенная система, которая сама является составной частью судебной системы РФ.
Арбитражные суды осуществляют правосудие по гражданским делам. Им подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: 1) между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; 2) между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.
К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: 1)о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; 2)об изменении условий или о расторжении договоров; 3)о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; 4)о признании права собственности; 5)об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; 6)о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; 7)о возмещении убытков и др.
В некоторых случаях арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ. К подведомственности арбитражного суда федеральным законом могут быть отнесены и другие дела (ст.22 АПК).
Непосредственная цель арбитражных судов- защита нарушенных или спариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере экономической деятельности. Цели более высокого уровня: а) содействие укреплению законности, б) предупреждение правонарушений в сфере экономической деятельности.
Собственно задачами арбитражных судов являются правильное своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.12