Судебная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Судебная система Российской Федерации……………………………………………6
1.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации…………………..6
1.2. Суды общей компетенции (юрисдикции)………………………………………………8
1.2.1. Районный (городской) суд………………………………………………….....…..9
1.2.2. Мировой суд………………………………………………………………………10
1.2.3. Суды среднего звена системы общих (гражданских судов)…………………...12
1.2.4. Военные суды……………………………………………………………………..13
1.3. Верховный суд РФ………………………………………………………………………15
1.4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы……………………………...……..18
1.4.1. Высший арбитражный суд РФ…………………………………………………..20
1.4.2. Федеральные арбитражные суды округов……………………………………....21
1.4.3. Арбитражные суды субъектов РФ………………………………………………21
1.4.4. Иные арбитражные органы………………………………………………………23
1.5. Конституционный суд РФ. Конституционный суд субъектов РФ ………………….25
Глава 2. Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов………………………………………………………………………….......28
Заключение………………………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

1.4.1. Высший арбитражный суд РФ

  Высший  Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган, который: разрешает экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

  Высший  Арбитражный Суд РФ рассматривает  в качестве суда первой инстанции  дела об оспаривании нормативных  актов Президента РФ, Правительства  РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о призвании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

  В порядке надзора рассматривает  дела о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных  судов в РФ.

  Пересматривает  вновь открывшиеся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

  Обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросами о проверке конституционности  законов, иных нормативных актов  и договоров, указанных в ч.2. ст.125 Конституции РФ. Обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

  Высший  Арбитражный Суд РФ изучает и  обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской иди другой экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах.

  Высшей  Арбитражный Суд РФ в своем  составе имеет:

  • Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебную коллегию по рассмотрению споров, которые возникают из административных правоотношений 13
      1. Федеральные арбитражные суды округов

  Федеральный арбитражный суд округа образуется после назначения председателя суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей этого или другого арбитражного суда, на которых Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ возложены полномочия по проверке в кассационном порядке законности решений, определений и постановлений, принятых арбитражными судами в субъектах РФ, и издания председателем федерального арбитражного суда округа приказа о начале его работы.

  Федеральный арбитражный суд округа действует  в составе:

  1.президиума;

  2.судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

  3.судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

  4.аппарата суда.

  Им  осуществляются следующие виды деятельности: 1)проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам,  рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях; 2)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; 3)обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; 4)изучение и обобщение судебной практики; 5)подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 6)анализ судебной статистики.

      1. Арбитражные суды субъектов РФ

  Обычно  в каждом субъекте РФ имеется арбитражный  суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. Между тем согласно ч.2 ст.34 Закона «Об арбитражных судах» один арбитражный суд субъекта РФ может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов РФ и, наоборот.

  Арбитражные суды в РФ создаются федеральным законом. Их структура: президиум; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; аппарат суда.

  Арбитражный суд субъекта РФ: 1)рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;2)рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции; 3)пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; 4)изучает и обобщает судебную практику; 5)подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 6)обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;7)анализирует судебную статистику.

  Арбитражному  суду субъекта РФ подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя. К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом субъекта РФ относятся споры: 1)о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда субъекта РФ согласована сторонами; 2)об изменении условий или о расторжении договоров; 3)о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; 4)о признании права собственности; 5)об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; 6)о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; 7)о возмещении убытков; 8)о признании, недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов (за исключением ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ), органов местного самоуправлениями иных органов; 9)о защите чести, достоинства и деловой репутации; 10)о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке и др.

  Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает иные дела, в том числе:

  • об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

  Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст.22 АПК).

1.4.4. Иные арбитражные  органы

  По  соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения стороны могут передать и на рассмотрение третейского суда. В РФ могут создаваться и постоянно действующие третейские суды для рассмотрения конкретного спора. Соответственно под термином «третейский суд» законодатель понимает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей). Третейскими судам признаются и Международный коммерческий арбитражный суд, и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ

  Международный коммерческий арбитражный  суд является самостоятельным постоянно действующим третейским судом, осуществляющим свои функции в соответствии с Законом «О международном коммерческом арбитраже» и Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ.

  По  соглашению сторон в Международный  коммерческий арбитражный суд могут  передаваться: 1.споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, 2.споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

  Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут  быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами, творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.

  Кроме того, Международный коммерческий арбитражный  суд принимает к своему рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в  силу международных договоров Российской Федерации.

  Морская арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим третейским судом. Правовой основой ее деятельности признаются Закон «О международном коммерческом арбитраже» и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.

  Морская арбитражная комиссия разрешает  споры, связанные с договорными  и другими гражданско-правовыми  отношениями, возникающими из торгового  мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

    1. по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);
    2. по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
    3. по морскому страхованию и перестрахованию;
    4. связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
    5. по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
    6. связанных с использованием судов для научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
    7. по спасанию морских судов либо морским судном – судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах одного судна внутреннего плавания другим;
    8. связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
    9. связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
    10. связанных с повреждениями рыболовных сетей и других орудий лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.

  Помимо  постоянно действующих могут  создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного экономического спора. Правовой основой их организации и деятельности является Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров. Однако если иное не установлено соглашением сторон, этот акт не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства либо является предприятием, организацией с иностранными инвестициями.

  Дело  передается на рассмотрение третейского суда по соглашению сторон. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения, заключается в письменной форме

  Третейский  суд формируется с соблюдением следующих правил:

  1. третейским судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие выполнять такие обязанности;
  2. третейский суд состоит из нечетного числа, обычно из трех (при отсутствии иного соглашения сторон) судей;
  3. каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных - третьего.14
 
    1. Конституционный суд РФ. Конституционный суд субъектов РФ

  Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России он был создан в 1991г. в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

  Конституционный суд проверяет соответствие Конституции  федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов  субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти к совместному ведению, договоров между органами государственной власти и субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле, по запросу судов. Дает толкование Конституции, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Информация о работе Судебная власть в РФ