Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с субъектным составом договора займа, его условий для дальнейшего применения на практике, в том числе в преподавательской деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- комплексное исследование субъектного состава договора займа;
- исследование влияния субъектного состава на форму договора займа, а также признания договора займа недействительной сделкой;
- детальное изучение условий договора займа, выявление среди них существенных;
- изучение и анализ судебной практика, сложившейся по вопросу заемных отношений.
Введение
3
1. Стороны договора займа
7
1.1 Общие положения
7
1.2 Физические и юридические лица как стороны договора займа
11
2. Условия договора займа
18
2.1 Существенные условия договора займа. Общие положения. Предмет договора займа
18
2.2 Иные условия договора займа
22
Заключение
29
Глоссарий
33
Список использованных источников
35
Список сокращений
Стороны в договоре займа опосредованно влияют на форму договора займа. Закон предусматривает письменную форму совершения сделки для договора займа, не предъявляя требования к её обязательному нотариальному удостоверению. Однако в случае если сторонами займа выступают физические лица и сумма займа не превышает десяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда договор займа может быть заключен в устной форме. В случае, если хотя бы одна из сторон займа – юридическое лицо, то договор займа должен быть заключен только в письменной форме, независимо от суммы займа. Однако само по себе несоблюдение письменной формы договора займа между юридическими лицами (отсутствие договора, подписанного сторонами) не свидетельствует о недействительности (незаключенности) договора займа, так как в соответствии с п. 2 ст. 808 ГК РФ договор займа и его условия могут быть подтверждены распиской заемщика или иным документом, удостоверяющим передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы5.
Итак, что касается физических лиц, как стороны договора займа, то они должны обладать определенным уровнем дееспособности, в виду того, что в правоспособности физические лица не ограничены. Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина выражена в способности иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами, возникает с момента его рождения и прекращается со смертью. В содержание правоспособности, в том числе, входит совершение гражданами любых непротиворечащих закону сделок, а также участие в обязательствах.
В отличие от правоспособности, дееспособность
связана с совершением
Лица, обладающие ограниченной дееспособностью (например, несовершеннолетние) могут совершать заемные сделки в тех пределах, которые соответствуют объему дееспособности, установленной законом.
Недееспособные граждане не несут ответственность за свои действия, они не вправе совершать вообще никаких сделок, все сделки от имени недееспособного гражданина совершает его опекун, он же и несет ответственность за действия недееспособного.
Факт недееспособности гражданина подтверждается только состоявшимся решением суда, никакого другого документа, отметки в паспорте или иной информации, которая могла быть общедоступной, закон не предусматривает.
Однако следует отметить, что все сделки, совершаемые недееспособным лицом, являются недействительными (ст. 171 ГК РФ). В случае с договором займа, совершение данной сделки с лицом недееспособным встречается крайне редко. Физические лица обращаются за предоставлением займа, как правило, к знакомым лицам, родственникам, работодателю или в кредитную организацию. Тоже происходит и в случае предоставления займа. Однако если дееспособная сторона в договоре займа знала или должна была знать о недееспособности второй стороны, но все равно совершила сделку, то в случае признания сделки недействительной она должна будет возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, а также вернуть все полученное по сделке.
Рассмотрим участие
Как уже отмечалось выше, выдача займов юридическим лицом должна носить эпизодический характер и входить в объем его правоспособности.
Объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью; специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом (п.18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).
Сам ГК РФ к числу коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью, относит государственные и муниципальные унитарные предприятия (включая казенные - ст.115 ГК РФ). Ограничение сферы деятельности и, соответственно, правоспособности банков установлено Законами о банках, страховых организаций - Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании», фондовых бирж - Законом о рынке ценных бумаг.
Сделки, совершенные юридическим
лицом с выходом за пределы
его специальной
Правоспособность юридических лиц - некоммерческих организаций всегда является специальной. Ее объем определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах.
Например, по одному из дел прокурор
области обратился в
Правоспособность юридического лица возникает, в момент его создания, т.е. в момент государственной регистрации самого юридического лица. Прекращается правоспособность юридического лица в момент завершения его ликвидации (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Рассмотрим более подробно возможность заключения договоров займа юридическими лицами со специальной правоспособностью.
К примеру, юридические лица, действующие в организационно-правовой форме учреждений, финансируемых собственником, обладают закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления. Правовой режим имущества, находящегося на этом ограниченном вещном праве у учреждений, включает в себя запрет на его отчуждение: согласно п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Следовательно, учреждение не вправе выступать и в роли займодавца в отношении указанного имущества, поскольку передача его в заем является одним из способов распоряжения соответствующим имуществом. Исключение составляют доходы учреждения, полученные им от разрешенной собственником имущества предпринимательской деятельности, а также имущество, приобретенное на такие доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждений. Согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ, соответствующие денежные средства и имущество могут быть предметом займа по договору займа, в котором учреждение выступает в роли займодавца.
Определенные ограничения на участие
в заемных правоотношениях
Вместе с тем отсутствие у
ряда субъектов (государственные и
муниципальные предприятия, учреждения)
права собственности на закрепленное
за ними имущество не может служить
препятствием для заключения ими
договоров займа в качестве заемщиков,
с той лишь особенностью, что денежные
средства и иное имущество, определяемое
родовыми признаками, полученные ими
по договорам займа, поступают соответственно
в государственную или
Есть и специфический вид договора займа, в котором в роли заемщика может выступать исключительно государство (Российская Федерация или субъект Российской Федерации). Имеется в виду договор государственного займа, по которому заемщиком выступает государство, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо. Договор государственного займа является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ), поскольку он заключается на утвержденных государством условиях эмиссии путем покупки заимодавцем выпущенных государством облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или в зависимости от условий займа иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Правила о договоре государственного займа применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (ст. 817 ГК РФ).
Принимая во внимание опыт прошлого, в Гражданском Кодексе прямо подчеркивается, что государственные займы являются добровольными, а изменение их условий не допускается. Однако добровольность государственных займов является мнимой в случаях, когда отдельным лицам предписывается инвестировать часть средств в государственные ценные бумаги (прежде всего долговые). Порочность принудительного способа возникновения таких долгов со всей очевидностью проявилась в период крушения системы государственных заимствований, повлекшей банкротство многих банков, страховых компаний и других организаций. В 1998 г. было издано Распоряжение Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам», в котором вопреки требованиям п. 4 ст.817 ГК РФ, государство (должник) предложило исполнять свои обязательства по таким займам на односторонне измененных им же условиях7.
02.07.2010 г. был принят Федеральный Закон № 151 ФЗ «О микрофинансовой деятельностии и микрофинансовых организациях». Федеральный закон установил правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определил порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, установил размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности. В российском законодательстве легитимное определение понятия микрофинансовой организации, как и определение микрофинансовой деятельности, ранее не было представлено. В результате принятия вышеназванного закона появился новый понятийный аппарат: микрозаем, микрофинансовая деятельность, микрофинансовая организация. Как следует из определения понятия «микрофинансовая организация», отличительными признаками таких институтов, характеризующими их правовое положение, являются следующие:
1) микрофинансовая организация является юридическим лицом;
2) микрофинансовые организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями;
3) организации, претендующие на получение статуса микрофинансовых организаций, могут быть созданы в одной из следующих организационно-правовых форм юридического лица: фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческое партнерство, хозяйственное общество или товарищество;
4) юридическое лицо приобретает
статус микрофинансовой
5) микрофинансовая организация
осуществляет микрофинансовую
Следует отметить, что такая деятельность
для микрофинансовой
В частности, п. 7 ст. 12 Закона № 151-ФЗ устанавливает прямой запрет на совмещение микрофинансовой организацией микрофинансовой деятельности со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Действие Закона №151-ФЗ не распространяется на микрофинансовую деятельность юридических лиц, которые являются следующими институтами: кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.