Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:35, дипломная работа
Верховенство государственной власти проявляется в том, что на территории данного государства ей подчиняются все существующие социумы, все субъекты права. При этом государству принадлежит прерогатива устанавливать правила поведения, обязательные для всех членов общества, в силу чего эти веления должны обладать высшей юридической силой прерогатива обеспечивать единый правопорядок и привлекать к ответственности за его нарушение, реальная возможность государства принудить к исполнению своих властных решений население страны.
Введение……………v…………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
КАЗАХСТАНА………………………………………………………….7
1.1. Образование государственности в кочевом обществе…………..7
1.2. Этапы и развитие Казахской государственности………………..16
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОГО
КАЗАХСТАНА……………………………………………………..…21
2.1. Социальная природа суверенитета………………………………21
2.2. Суверенитет Республики Казахстан как объект
действительности………………………………………………………29
2.3. Принцип разделения властей в Суверенном Казахстане……….37
Заключение……..………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………58
Высказывая свое мнение
о законотворческой деятельности Парламента,
сенатор А.Литовченко писал, что "утрясаются
взаимоотношения между палатами, нет
той первоначальной ревности к проектам,
мы видим, сколь значителен вклад мажилиса".
Далее отметил, что "нас волнует один основополагающий
вопрос: кто же должен работать над законопроектами.
Не всегда мы довольны и порядком поступления
проектов в Парламент и их сутью. Мы не
всегда можем согласиться с назначаемой
приоритетностью рассмотрения, разработки
и принятия законов. Если бы у Парламента
было больше таких прав, то он мог бы ощутимее
влиять на социально-экономическую политику
государства. Нам говорят: доводить проекты
по кондиции, а также вносить их по своей
инициативе - ваше. право. Но сегодня полностью
взять на себя полномочия Парламент не
в состоянии. У нас для этого нет ни интеллектуальной,
ни материальной базы; В год мы принимаем
по несколько поправок в один и тот же
закон. Сегодня это делает одно министерство,
а завтра - другое, значит, нет координирующего
органа. Было бы желательным
создать совместную правительственно-
Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан писала, что "самое трудное для парламентариев - иметь дело с законопроектом, затрагивающим живые интересы граждан, или законопроектом, далеко не похожим на закон по качеству его разработки. Отдельные некачественные законопроекты были отозваны Правительством. При этом все действия Парламента были соблюдены в рамках конституционных норм.
Эффективность законодательной власти оценивается, прежде всего, по уровню и качеству законотворчества. За период второй сессии в мажилис поступило в 4 раза больше законопроектов, чем первой, соответственно выросло и число принятых законов (36 и 141).
Система сдержек и противовесов проявилась в отклонении законопроектов и возвращении их Правительству. Депутаты стали требовательнее, возрос их профессиональный уровень. Если в первой сессии в Правительство вернулся лишь один проект, то во второй - 10.
В республике постепенно формируются профессиональные слои парламентариев, очень сильных в законотворчестве. Показателем возросшей квалификации мажилисменов является использование депутатами права законодательной инициативы.
Мы изложили процедуры принятия и обсуждения законопроектов. Они свидетельствуют о том, что системы сдержек и противовесов соблюдались между Парламентом и Правительством, а также между двумя палатами Парламента. Разработчикам законопроектов пришлось нелегко, так как перед ними и депутатами стояли сложные задачи, требовавшие высокого профессионализма, глубокого знания юриспруденции. Депутаты Парламента, не жалея ни сил, ни времени, усердно работали над законами, успешно справились с этими задачами. Такой профессиональный подход проявился в ходе работы второй сессии, а работа депутатов в первой сессии была для всех подлинной школой парламентаризма.
Таким образом, без сомнения, двухпалатный Парламент явился не тормозом, а необходимым рычагом в становлении новых экономических отношений и происходящих преобразований в обществе. Депутаты показали характер и свое умение слушать как мнение, голос народа, так и разумные мысли, идеи, что рождались в недрах Парламента.
Анализ работы Парламента показал, что двухпалатный Парламент создал законодательную базу по поддержке отечественного производителя, защита частного предпринимательства, развитию малого бизнеса, созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и использованию внутренних резервов и ресурсов, обузданию преступности и укреплению правопорядка.
Анализ работы Парламента (особенно в период второй сессии) показал, что наступают условия сотрудничества ветвей власти. Во многом благодаря конструктивной позиции главы государства и стремлению к устранению разногласий со стороны Парламента и Правительства, преодолеваются трения между этими органами государственной власти. Разногласия в основном носят рабочий, процедурный характер и разрешаются в процессе обсуждения законов.
На наш взгляд, это не означает, что система сдержек и противовесов постепенно исчезает. Но прошло время отчуждения и притирки, отношения налаживаются, дружнее стали работать согласительные комиссии, повысился уровень работы совместных комиссий. Видимо, так и должно быть в двухпалатном законодательном органе, структура которого, в условиях Республики Казахстан себя зарекомендовала с точки зрения эффективности законотворческого процесса.
Перечень законодательных актов, принятых Парламентом на второй сессии, говорит о создании хорошей правовой базы для дальнейшего поступательного общественного развития, вывода экономики из многих кризисных явлений, создания необходимых условий для реформирования конкурентной рыночной среды, стимулов для самореализации личности путем гарантирования широкого круга прав и свобод.
Органы, отправляющие правосудие,
- третья ветвь государственной власти.
Все основополагающие конституционные
положения о судьях и правосудии постепенно, шаг за шагом воплощаются
в жизнь. Судебная власть осуществляется
посредством гражданского, уголовного
и иных установленных законом форм судопроизводства.
В республике решительно реформируется
судебная система. В соответствии с Конституцией
произошло объединение системы общих
и арбитражных судов, законодательно определен
статус судов и судей, укрепивший правовые
гарантии отправления правосудия.
В соответствии со ст. 84 Указа, имеющего силу конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" в целях формирования судов из постоянных судей на основании Положения "Об аттестации судей Республики Казахстан в период с 3 июня по 7 июля 1996 г.", в республике проведена аттестация судей, избранных и назначенных в установленном законом порядке. Созданы комиссии по проведению аттестации судей республики. Аттестацию прошли около 1400 судей55. Подавляющее большинство из них показали свою компетентность. Не были аттестованы 2 областных судьи и 49 городских и районных. Всеми комиссиями отмечались положительные результаты проведенной аттестации. В результате аттестации судебная система освобождалась от некомпетентных и нечистоплотных людей. "В целом, - говорил председатель Верховного Суда М.Нарикбаев, - проведение чистки и укрепление судейского корпуса, безусловно, благо"56. Благодаря новой Конституции, определившей основополагающие направления судебной реформы, система правосудия получила надежные правовые гарантии, позволяющие обеспечить независимость судей при отправлении ими закона. "Отныне вмешательство в деятельность судей, - писал Н.А.Назарбаев, - недопустимо, они неприкосновенны, неподотчетны по конкретным делам и подчиняются только Конституции и закону"57.
Завершилось формирование судейского корпуса на новой постоянной основе. 19 декабря 1996 года состоялся съезд судей Казахстана, где собрались около 300 судей районных, областных, военных судов. Выступивший на съезде глава государства Н.А.Назарбаев сформулировал ключевые моменты в судебно-правовой реформе в связи с глобальными экономическими и политическими преобразованиями в стране.
По окончании работы съезда с учетом желания судей было создано общественное объединение с республиканским статусом "Союз судей Республики Казахстан".
В соответствии с Конституцией проводится работа по совершенствованию судебной системы.
Какие бы судебные реформы мы не проводили, следует обратить внимание на современное качество правосудия. В деятельности судей допускались серьезные недостатки, которые выражались в вынесении неправосудных постановлений, нарушении сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел, (фальсификации, злоупотреблении и во взяточничестве. В 2003 году в кассационном и надзорном порядке изменены приговоры судов первой инстанции в отношении 5160 лиц, отменено и изменено 5966 решений по гражданским делам. С нарушением сроков рассмотрены 5630 уголовных дел в судах первой инстанции и 195 дел судьями областных судов.
Эти данные говорят о том, что судьи все еще нарушают законы. Видимо, необходимо ужесточить контроль за их деятельностью или найти такие формы контроля, когда судьи не допустят нарушения закона. На переходном этапе было бы желательным сохранить избрание населением первичных судов (районных и городских).
Составной частью судебно-правовой
реформы явилось и
Использование прокуратуры законодательством в; качестве составной части механизма сдержек и противовесов при существующем разделении властей является новым аспектом в ее деятельности. В 1996 году некоторые акты центральной исполнительной власти (Правительство республики) были отменены Верховным Судом по заявлению Генеральной Прокуратуры, как противоречащие действующему законодательству и Конституции58.
Кроме того, имели место факты, когда должностные лица государственных органов нарушают нормы и Конституции, и отраслевых законодательных актов. Анализ подобных нарушений показывает, что в большинстве случаев они являются следствием превышения правительством и другими центральными органами республики своих полномочий при издании нормативных актов, субъективного игнорирования конституционных норм и их расширительного толкования.
Одним из главных показателей конституционной законности в обществе и государстве является уважение и соблюдение прав человека и гражданина. Однако в этой сфере допущены серьезные нарушения. В 1996 году и первом полугодии 1997 года необоснованно привлечено в уголовной ответственности 267 граждан, необоснованно осуждено 130, допущено нарушение неприкосновенности жилища 120 граждан, незаконное задержание лиц - 274, незаконных административных арестов - 261 лица, укрытие от учета - 6459 преступлений, освобождено прокурором незаконно содержащихся под стражей - 259 человек59.
Новизна позиции прокуратуры на сегодня в том, что она, защищая права граждан в процессе становления рыночных отношений, не в меньшей степени видит свою роль и в поддержке предпринимательства, различных форм хозяйствования. Этим поставлена точка на советской системе правосудия.
Мы проанализировали воплощение в жизнь принцип разделения властей. Между исполнительными и законодательными органами не всегда складывались хорошие взаимоотношения. Это закономерно. Но каждый из них самостоятельно выполнял свои функции, системы сдержек и противовесов цивилизованно реализовывались. Целый ряд разногласий между палатами разрешался путем согласительных процедур. При этом не была ущемлена конституционная паритетность ни одной из палат Парламента.
Новая Конституция за короткое время научила работать все ветви власти в строго ограниченных своих рамках. Все ветви власти ужились друг с другом на конституционной основе.
Н.А.Назарбаев сказал, что "на наш взгляд. Парламенту удалось обеспечить, во-первых, устойчивое равновесие между исполнительной и законодательной властью, во-вторых, отладить эффективный внутрипарламентский механизм проработки законопроектов путем последовательного обсуждения законов в каждой из палат. На практике апробируется действие системы сдержек и противовесов как внутри Парламента, так и между Правительством и Парламентом. Словом, Парламент как профессиональный и достаточно компетентный законодательный орган показал себя способным обеспечить сочетание интересов, добиться высокого качества законодательной работы.
В Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстан-2030" определены стратегические задачи в области политического, социально-экономического развития страны. Мы изложили достигнутые успехи во всех сферах общества. Вместе с тем имеются существенные недостатки, экономика переживает кризис, не все принятые хорошие законы претворяются в жизнь.
Необходимо, чтобы исполнительные органы ежедневно видели перед собой стратегические цели и приоритеты и реализовывали их. Принимаемые законы и решения должны быть в русле нашей стратегии. Ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди всей мировой палитры Казахстан все больше приобретает свою специфичность, свои уникальные черты свою самость.
Как считает А.К.Котов: «Процесс становления суверенитета Республики Казахстан есть нелинейное преемственное движение государственной материи к своему совершенству. Происходит политическая самоидентификация, своего рода встреча народонаселения, каждого, кто признает себя казахстанцем, со своим государством путем собственной истории».
В настоящее время быстрыми темпами идет разработка «казахстанской модели» развития. Особенности геополитического положения Казахстана, сырьевая направленность его экономически, многонациональный состав населения республики позволяют нам говорить о «казахстанской модели» общества, о возможном «казахстанском пути» развития.
При совершенствовании правовых основ деятельности государственных органов определяющим ориентиром должны служить концептуальные идеи, заложенные в конституции Республики Казахстан. В качестве основополагающей следует назвать идею правового государства. А для того, чтобы демократические преобразования достигли своей цели, необходим решительный и полный переход от государства произвола к власти права.
В свою очередь, наиболее
эффективным средством
Государственная структура Республики Казахстан, согласно Конституции РК 1995 года, основывается прежде всего на принципе разделения власти «на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы "сдержек и противовесов". Указанный принцип, являющийся одним из основных начал правового государства, осуществляется в республике с некоторыми отклонениями от классической его формы в связи особенностями переживаемого страной переходного периода.
Одним из спектров проблем практической реализации суверенитета составляет многоаспектный вопрос о ветвях власти и их взаимодействии. Нельзя не видеть, что и у нас, и в других государствах СНГ имеется определенное доминирование президентской и исполнительной (правительственной) власти. Отчасти это можно объяснить тем, что их структуры более мобильны, однородны. Возможно также, что здесь сказывается и историческое наследие прежней формы власти, относительно чего еще в 20-е годы известный тогда юрист А.Рейснер заметил одним из первых: «Совдепия вытесняется исполкомией», - а затем и ее вытеснила другая власть – власть партаппарата. Тем не менее отмечаемая роль современной президентской и исполнительной власти содержит и положительный момент: президентское и правительственное нормотворчество и инициативы возможно окажут благотворное решающее влияние на формирование всей нашей правовой системы (это тем более эффективно тогда, когда имеет место отмечаемый в истории факт того, что институт президентуры относится к особой структуре в системе формируемой исполнительной власти). На этом фоне Парламент сможет (и так чаще пока и происходит) проявить свою силу законодательной власти – во всяком случае в обществе еще сильна на это надежда.
Информация о работе Становление суверенитета Республики Казахстан