Становление суверенитета Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:35, дипломная работа

Описание работы

Верховенство государственной власти проявляется в том, что на территории данного государства ей подчиняются все существующие социумы, все субъекты права. При этом государству принадлежит прерогатива устанавливать правила поведения, обязательные для всех членов общества, в силу чего эти веления должны обладать высшей юридической силой прерогатива обеспечивать единый правопорядок и привлекать к ответственности за его нарушение, реальная возможность государства принудить к исполнению своих властных решений население страны.

Содержание

Введение……………v…………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
КАЗАХСТАНА………………………………………………………….7
1.1. Образование государственности в кочевом обществе…………..7
1.2. Этапы и развитие Казахской государственности………………..16
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОГО
КАЗАХСТАНА……………………………………………………..…21
2.1. Социальная природа суверенитета………………………………21
2.2. Суверенитет Республики Казахстан как объект
действительности………………………………………………………29
2.3. Принцип разделения властей в Суверенном Казахстане……….37
Заключение……..………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………58

Работа содержит 1 файл

Cтановления суверенитета.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

До принятия Конституции 1995 года издано 134 указа, имеющих силу закона, и более 60 указов о ратификации международных договоров. Эти   указы состояли из разнообразных блоков. Большая их часть была посвящена вопросам экономической реформы, финансовой, банковской и иной хозяйственной деятельности. Среди них такие фундаментальные Указы, как "О Национальном Банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "Об акцизах", "О банкротстве", "О государственной регистрации юридических лиц", "О лицензировании", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", " "О таможенном деле в Республике Казахстан", "О нефти", "О земле", "О недрах и недропользовании". Большую группу составили Указы, посвященные, вопросам государственного строительства. Это - "О выборах; в Республике Казахстан", "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов"39, "О Правительстве Республики Казахстан"40, "О Конституционном Совете Республики Казахстан"41, "О республиканском референдуме", "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан", "О государственной службе" и др.      

Президент уделил пристальное  внимание вопросам деятельности судов и правоохранительных органов - издал такие важные Указы, как "О судах и статусе судей Республики Казахстан", "О Прокуратуре Республики Казахстан"42, "Об органах национальной безопасности Республики Казахстан", "Об органах внутренних дел Республики Казахстан". Они позволили начать реформирование судебной и правоохранительной системы, определенное Конституцией страны.        

Президент за этот период обращал особое внимание вопросам социальной и правовой защиты населения. Были; приняты Указы, такие как "О  мерах по улучшению социальных условий жизни населения Республики Казахстан", "О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой   Отечественной войны и лиц, приравненных к ним", "О медицинском страховании граждан", "О порядке рассмотрения обращений граждан", "О дополнительных мерах по социальной поддержке вдов и воинов, погибших в Великой Отечественной войне", "О лекарственных средствах".

Издавая указы, имеющие  силу закона, глава государства стремился  урегулировать отношения, которые  ранее не имели законодательного обеспечения. Следует отметить необходимость таких законодательных актов, их требовала сама жизнь.                             

Указы о ратификации  международных договоров Республики Казахстан были направлены на развитие правовой базы осуществления внешнеполитического курса страны, в основе которого лежат принципы добрососедства и сотрудничества, особенно со странами СНГ.

Самое главное заключается  в том, что удалось не только не потерять темпы, а даже несколько  активизировать создание надлежащих правовых рамок для деятельности властных структур, организаций, всего общества по преодолению кризиса и стабилизации экономической ситуации.

После принятия Конституции 1995 года, Президент Республики Казахстан  как глава государства, на основании  статей 40, пп. 1,2,3; 44, пп. 1-9 принял меры по реализации своих полномочий. За это время с согласия Парламента несколько раз производилось назначение на должность Премьер-Министра. Была определена структура Правительства, назначались и освобождались от должности его члены. Упразднялись и реорганизовывались центральные исполнительные органы республики, не входящие в состав Правительства, принимал присягу членов Правительства. С согласия Парламента назначил на должность главу Национального Банка. С согласия Сената Парламента назначил Генерального прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности.                                

Конституция 1995 года (ст. 45) провозглашает, что "Президент  Республики Казахстан на основе и  во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики".

В сфере национальной политики распоряжениями Президента были одобрены концепции формирования государственной  идентичности, языковой политики, этнокультурного  образования, кадровой политики.

В области внешней  политики выделим распоряжение о  вопросах реализации международных  договоров и договоренностей, достигнутых  на высшем и межправительственном уровне.   

В статье 44 Конституции  указывается, что "Президент Республики Казахстан обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики". В соответствии с этими установками Президент обращается к народу Казахстана с посланиями "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики", где были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики Республики Казахстан, сделаны последние достоянием депутатов, народа, партий, общественности. Это дало возможность корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных отношений.

 Ценность этого  послания заключается в том, что каждый гражданин, партия, общественно-политическое движение, государственный чиновник, прочитав его, стали соизмерять свои позиции с позицией главы государства, определять свое место в предстоящих преобразованиях в стране. Послание дало возможность всем самоопределиться, выработать личные приоритеты. Оно послужило ориентиром и руководством в предстоящей работе.

Послание для Правительства  и Парламента служило прямой политической установкой. Правительство Республики Казахстан, как исполнительный орган, проанализировало свою деятельность за 1996 год в свете конституционных требований, разработало основные направления социально-экономической политики государства на 1997 год и на предстоящее будущее.                               

Остановимся на некоторых итогах и мероприятиях Правительства по углублению реформы. В результате активной внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Казахстан значительно укрепил свой престиж в мире. Только три контракта, подписанные нашей страной с США и Китаем, связанные с транспортировкой и добычей нефти и газа в Прикаспийском регионе, принесут стране инвестиции на сумму в порядке 40 миллионов долларов. Каждый из этих контрактов 1 по своему объему не имеет аналогов в мире.

Все это стало возможным  благодаря позитивному ходу экономических и политических преобразований в Казахстане, и не случайно мощнейшая страна мира - Соединенные Штаты - называет Казахстан своим стратегическим партнером.               

Развернулась организаторская  деятельность исполнительной власти снизу доверху.

Правительству республики удалось оптимизировать сферу управления и тем самым снизить нагрузку на бюджет. Так, по сравнению с 1996 годом на 15 тыс. сокращена численность госслужащих. Распущены чиновники 5 областей, 70 районов, количество членов Правительства составляет 18 вместо 41, что позволило сэкономить почти 2,5 млрд. тенге, они направлены в социальную сферу.                  

Значительно, более чем  на 35%, возросло количество малых и  средних предприятий. Их сегодня около 180 тыс., и в них трудится треть занятого населения, что составляет более 2 млн. человек.

Произошли необратимые  преобразования в отношении собственности, идет активное развитие частного сектора, создается конкурентная среда, формируется рыночная инфраструктура, в негосударственном секторе - 72 % предприятий. Товаропроизводителя адаптируются к условиям рынка, продолжается поиск форм и методов стимулирования государством развития приоритетных производств. Все познается в сравнении. Эти показатели говорят о том, что реформы начали давать результаты. Достигнутое - это только начало, база для дальнейшей работы.43

Выход на новый уровень  реформ позволил Президенту страны разработать  стратегию развития Казахстана на период до 2030 года.

В Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстан-2030" (Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев) сформулированы 7 долгосрочных приоритетов: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;

.

энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и  связь; профессиональное государство.44

Мы уже изложили, как  реформировалось Правительство  республики.  На центральном и  региональном уровнях Правительство сокращается, этот  процесс продолжается. "Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать Правительство, способное реализовать приоритетные цели построить государство, стоящее на страже национальных интересов"45, - писал Н.А.Назарбаев.                                       

В соответствии со стратегией "Казахстан-2030", ст. 66 Конституции,  Правительство Республики Казахстан разработало основные направления  социально-экономической политики государства на 1998-2000 годы, которые состоят из восьми конкретных заданий. Говоря о них, Президент Н.А.Назарбаев писал, что "выработка этих долгосрочных приоритетов сразу  же всех дисциплинирует, внесет в работу концентрацию, которой столь же недостает"46.

Стратегия "Казахстан-2030" положена в основу деятельности всех  органов власти. "К 2030 году, - писал  Н.А.Назарбаев, - я уверен, Казахстан  станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других  развивающихся стран. Достижение высоких темпов экономического роста,  в свою очередь, требует политической стабильности и устойчивости, для  этого необходимо профессиональное, умное, мужественное и патриотичное  Правительство, способное проводить в жизнь политику Президента, преодолевать сопротивление старого и вести за собой сомневающихся"47.

В соответствии с Конституцией создан двухпалатный Парламент. Значительную часть законотворческой деятельности Парламента занимает обсуждение проектов законов.

В соответствии с Конституцией к исключительному ведению мажилиса относятся принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шести дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената, проект становится законом и в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Такая процедура за все время работы Парламента соблюдалась. Например, за время работы 11-ой сессии в Парламент поступило 186 проектов законов. Мажилисом одобрено и отправлено в Сенат 150 законопроектов. Сенатом возвращено 53 законопроекта. Президентом подписано 100 законопроектов48.

Согласно статьи 61 Конституции "Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан и реализуется исключительно в мажилисе". Статья 6, п.5 Конституции предусматривает, что "разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур". Более 70% законопроектов, возвращенных Сенатом, прошли через согласительные комиссии49.

Рассмотрим порядок  рассмотрения отдельных законопроектов, соблюдение системы сдержек и  противовесов между Правительством, Мажилисом и Сенатом.                                     

По законопроекту "О  внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан", предметом которого стали инициированные Национальным Банком Республики Казахстан новые положения, регулирующие деятельность банков второго уровня, сенаторы высказали сомнения в их конституционности, поскольку, по мнению законодателей, продажа акций несостоятельного банка возможному инвестору по минимальной цене ущемляет права акционеров. Своих оппонентов председатель Нацбанка смог убедить в том, что такая реализация акций, которые в случае отрицательного баланса банка практически имеют нулевую стоимость, позволяет на законодательной основе спасти такой банк от ликвидации. Сенат принял этот закон50.     

Системы сдержек и  противовесов ярко проявляется в  обсуждении бюджета республики на текущий  год: между Мажилисом и Сенатом, т.е. внутри палат Парламента, с одной  стороны, между Парламентом и  Правительством, с другой стороны. Законопроект "О бюджетной системе Республики Казахстан" обсуждался на пленарном заседании мажилиса. Обсуждение этого законопроекта заняло у депутатов мажилиса три дня. Они одобрили этот законопроект и направили его в Сенат, утвердив положение, по которому проект бюджета страны Правительство будет представлять в мажилис 15 сентября. Сроки эти были обговорены с целью глубокой проработки в Парламенте, что позволит, по их мнению, четко организовать бюджетный процесс и исключить свою зависимость от исполнительной власти. Они утвердили за собой право контролировать исполнение бюджета. Предвосхищая политический кризис, который может возникнуть между двумя ветвями власти в случае, если они не придут к согласию в утверждении бюджета, депутаты, опираясь на Конституцию страны, записали за собой право делегировать полномочия инициировать принятие республиканского бюджета на первый квартал текущего года до принятия Парламентом этого закона. Предусмотрели депутаты и ответственность Правительства, если оно не сумеет предоставить проект бюджета в назначенный срок51.

Парламент республики осуществляет лишь законодательные функции. В  этом деле, несомненно, возросла продуктивность работы Парламента. Однако Парламент  не обладает правом контроля за исполнением  принятых законов. По этому поводу председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента республики писала: "На мой взгляд, продолжая дальше конституционную реформу, можно и нужно восстановить имидж двухпалатного Парламента Казахстана. Хотя бы не о тотальном контроле, а контроле за исполнением законов"52. Между прочим, исследуя данную проблему, нам пришлось беседовать со многими парламентариями. Они как один ставят вопрос о необходимости контроля за исполнением законов. Они объясняют все это теми традициями, которые сложились в стране, когда граждане обращаются к Парламенту, как одной из ветвей власти. Депутаты и рабочие органы Парламента, не имея каких-либо функций, кроме законодательных, вынуждены обращения граждан адресовать в исполнительные, судебные и другие государственные органы для их разрешения. Академик С.Зиманов писал, что "без такой функции (имеется в виду контрольной) Парламент вряд ли будет в состоянии выполнять свою конституционную роль высшего представительного органа республики"53.           

Информация о работе Становление суверенитета Республики Казахстан