Создание юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Причины появления института юридического лица, как и причины возникновения и эволюции права обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и впоследствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..

Глава 1. Способы и порядок создания юридического лица……………
1.1. Основные стадии создания юридического лица……………………
1.2. Учредительные документы юридического лица ………………….
Глава 2. Государственная регистрация юридического лица при его создании…………………………………………………………………..
2.1. Понятие государственной регистрации юридического лица……..
2.2. Порядок государственной регистрации юридического лица и оплата государственной пошлины…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Cоздание юр.лиц.docx

— 64.39 Кб (Скачать)

    --------------------------------

    <6> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. 

    В комментируемой статье место государственной  регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного  органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать  от имени юридического лица без доверенности.

    Исходя  из положений указанного пункта, юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое  лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы  создаваемого юридического лица для  третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации  юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.

    Нормы комментируемой статьи прямо предусматривают  возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий.

    Комментируемая  статья не предусматривает решение  всех проблем, возникающих при подаче документов. Например, не ясно, какие  учредительные документы будут  представлять некоммерческие организации, действующие на основании общего положения об организациях данного  вида. Видимо, стоит ограничиться представлением в регистрирующий орган такого общего положения в подлиннике либо нотариально  удостоверенной копии. В случае если общее положение об организациях данного вида является нормативным  актом, достаточно представления текста указанного акта.

    Одним из документов, предусмотренных комментируемой статьей, является выписка из реестра  иностранных юридических лиц  соответствующей страны происхождения  или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса  иностранного юридического лица - учредителя.

    Иностранные юридические лица обязаны доказать, что они существуют как таковые  в стране своего учреждения, и представить  в связи с этим выписку из указанного реестра этой страны. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, потому что законодательства ряда стран разрешают существование  компаний де-факто, которые подлежат определенному учету или регистрации  лишь в случае возникновения такой  необходимости по законодательству страны, где они находятся или  осуществляют свою деятельность. Думается, что у таких компаний, с одной стороны, возникнут определенные трудности при создании юридических лиц на территории Российской Федерации, а с другой - им сложно будет защищать свои собственные интересы с позиций законодательства своей страны. 
 
 
 

Оплата  государственной пошлины 

    Комментируемой  статьей установлено, что за совершение действий по государственной регистрации  взимается государственная пошлина. Данная норма носит отсылочный характер и подлежит применению в корреспонденции  с положениями законодательства о налогах и сборах. Первый шаг  к установлению единообразия во взимании пошлин и сборов за государственную  регистрацию юридических лиц  сделан в Законе от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, в соответствии с п. 18 ст. 2 которого в Закон о государственной  пошлине внесены следующие изменения:

    регистрация юридических лиц, в том числе  регистрация изменений, вносимых в  учредительные документы, отнесена теперь к объектам взимания государственной  пошлины (ст. 3 Закона о государственной  пошлине);

    установлена единая ставка государственной пошлины  за регистрацию юридических лиц  и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в  размере 2000 руб.;

    пунктом 7 ст. 5 Закона о государственной пошлине  определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических  лиц, в который входят: органы государственной власти; органы местного самоуправления; профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы.

    Законом о государственной пошлине установлено, что пошлина за регистрацию юридических  лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (подп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).

    Данная  статья является практическим воплощением  концепции рассматриваемого Закона, направленного на упрощение процедуры  государственной регистрации юридических  лиц. Она содержит исчерпывающий  перечень документов, представляемых для государственной регистрации.

    Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной  регистрации (см. ст. 10), в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации.

    Например, для государственной регистрации  торгово-промышленной палаты необходимо представить <7>:

    --------------------------------

    <7> Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О  торгово-промышленных палатах в  Российской Федерации" (в ред.  от 8 декабря 2003 г.) // Российская газета. 1993. N 154. 

    заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются  сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

    устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;

    протокол  учредительного съезда (конференции) или  общего собрания учредителей, принявших  устав торгово-промышленной палаты;

    решение Торгово-промышленной палаты РФ о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;

    документ  об уплате государственной пошлины.

    При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган  представляются следующие документы <8>:

    --------------------------------

    <8> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431. 

    подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем  реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

    учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем  реорганизации (подлинники или нотариально  удостоверенные копии);

    решение о реорганизации юридического лица;

    договор о слиянии или присоединении  в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    передаточный  акт или разделительный баланс;

    документ  об уплате государственной пошлины.

    В момент представления документов для  государственной регистрации непосредственно  в регистрирующий орган последней  выдается заявителю расписка в получении  документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной  регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего  органа, его подпись <9> (см. приложение 2). Традиционно подобные документы  заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном  деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная  расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и имеет доказательственное значение.

    --------------------------------

    <9> Постановление Правительства РФ  от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении  форм документов, используемых при  государственной регистрации юридических  лиц, и требований к их оформлению". 

    Значение  расписки, о которой идет речь, состоит  не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С  указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация <10>.

    --------------------------------

    <10> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431. 

    При получении документов для регистрации  работник регистрирующего органа вносил в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием  наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной  пошлины.

    Государственная регистрация вновь создаваемых  юридических лиц производится в  течение пяти дней (п. 3 ст. 13 комментируемого  Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 комментируемого Закона).

    Особо следует отметить, что рассматриваемый  срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока  приостанавливается на выходные и праздничные  дни. Срок для проведения государственной  регистрации исчисляется с момента  представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока  считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом "документы" в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной  регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и  оформления, установленных ст. 9 комментируемого  Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных  действий.

    Согласно  ст. 23 комментируемого Закона отказ  в государственной регистрации  допускается только в двух случаях: непредставление определенных настоящим Законом необходимых для регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При отсутствии указанных оснований для отказа в регистрации должностное лицо регистрирующего органа в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях. На практике до принятия комментируемого Закона регистрация осуществлялась аналогичным образом: должностное лицо регистрирующего органа издавало приказ (принимало постановление или иной документ), содержащий решение о государственной регистрации; на основании указанного документа работники регистрирующего органа переносили сведения о регистрации на бумажный и электронный носители.

    Моментом  государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей  записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной  регистрации законодательство связывает  возникновение, изменение и прекращение  правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Информация о работе Создание юридического лица