Создание юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Причины появления института юридического лица, как и причины возникновения и эволюции права обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и впоследствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..

Глава 1. Способы и порядок создания юридического лица……………
1.1. Основные стадии создания юридического лица……………………
1.2. Учредительные документы юридического лица ………………….
Глава 2. Государственная регистрация юридического лица при его создании…………………………………………………………………..
2.1. Понятие государственной регистрации юридического лица……..
2.2. Порядок государственной регистрации юридического лица и оплата государственной пошлины…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Cоздание юр.лиц.docx

— 64.39 Кб (Скачать)

    3. Лицо, которое в силу закона  или учредительных документов  юридического лица выступает  от его имени, должно действовать  в интересах представляемого  им юридического лица добросовестно  и разумно. Оно обязано по  требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное  не предусмотрено законом или  договором, возместить убытки, причиненные  им юридическому лицу.

    Таким образом, в Гражданском кодексе  РФ нет специальной нормы относительно дееспособности юридического лица, однако в ст. 53 законодатель определяет порядок  приобретения юридическим лицом  гражданских прав - это может быть осуществлено через его органы, а  в предусмотренных законом случаях  через участников (такой порядок  приобретения прав предусмотрен, например, в отношении товариществ).

    В пункте 3 статьи содержатся требования относительно поведения лица, действующего от имени юридического лица: его  действия должны быть добросовестны  и разумны. Такой критерий страдает известной степенью неопределенности, но зато ориентирует на проявление максимальной меры внимания и заботы к интересам представляемого  во избежание ответственности в  виде возмещения убытков, причиненных  юридическому лицу.

    Статья 54 ГК РФ регламентирует вопросы, касающиеся наименования и местонахождения  юридического лица:

    1. Юридическое лицо имеет свое  наименование, содержащее указание  на его организационно-правовую  форму. Наименования некоммерческих  организаций, а также унитарных  предприятий и в предусмотренных  законом случаях других коммерческих  организаций должны содержать  указание на характер деятельности  юридического лица.

    2. Место нахождения юридического  лица определяется местом его  государственной регистрации, если  в соответствии с законом в  учредительных документах юридического  лица не установлено иное.

    3. Наименование и место нахождения  юридического лица указываются  в его учредительных документах.

    4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой  организацией, должно иметь фирменное  наименование.

    Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном  порядке, имеет исключительное право  его использования.

    Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование  и возместить причиненные убытки.

    Порядок регистрации и использования  фирменных наименований определяется законом и иными правовыми  актами в соответствии с настоящим  Кодексом.

    В пункте 1 статьи подчеркнуто, что юридическое  лицо в своем наименовании содержит указание на его организационно-правовую форму, а унитарные предприятия, в предусмотренных законом случаях  другие коммерческие организации и  некоммерческие организации - указание на характер деятельности. Последнее  ориентирует на специальную правоспособность данных юридических лиц и как  бы предупреждает участников гражданского оборота о недопустимости правовых связей с ними, выходящих за ее пределы. Здесь мы можем предполагать, что  контрагент юридического лица, учитывая такое наименование, заведомо должен знать о незаконности совершаемого действия.

    Как сказано в п. 4 статьи, юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. По смыслу этого пункта такое наименование в обязательном порядке обособленно не регистрируется, но оно может быть зарегистрировано, и тогда юридическое лицо становится носителем исключительного права на его использование, т.е. третьи лица могут пользоваться им только с согласия правообладателя - в противном случае они обязаны по требованию обладателя права на фирменное наименование прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

    Характерно, что фирменное наименование (по Гражданскому кодексу РФ) относится к средствам  индивидуализации юридического лица и  его продукции, входящим в состав интеллектуальной собственности организации (ст. 138 ГК РФ).

    В случаях и в порядке, установленных  ГК РФ и другими законами, признается исключительным право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых  работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и  т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

    На  основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется ст. 51 ГК РФ:

    1. Юридическое лицо подлежит государственной  регистрации в органах юстиции  или в налоговой инспекции  в порядке, определяемом законом  о регистрации юридических лиц.  Данные государственной регистрации,  в том числе для коммерческих  организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

    Нарушение установленного законом порядка  образования юридического лица или  несоответствие его учредительных  документов закону влечет отказ в  государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам  нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

    Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой  регистрации могут быть обжалованы в суд.

    2. Юридическое лицо считается созданным  с момента его государственной  регистрации.

    Эта статья определяет порядок регистрации  юридического лица - в органах юстиции, с включением данных о государственной  регистрации в Единый государственный  реестр юридических лиц, открытый для  всеобщего ознакомления.

    Таким образом, отказ в регистрации  допустим лишь при нарушении установленного законом порядка образования  юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ по иным основаниям либо уклонение от регистрации противоправны и могут быть обжалованы в суде. Таким образом, должны быть устранены злоупотребления со стороны должностных лиц, производящих регистрацию, поскольку здесь не исключается также возможность требований о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями соответствующего органа. 
 

Государственная регистрация юридического лица 

    Государственная регистрация - это заключительный этап создания юридического лица.

    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей" <2> был принят Государственной  Думой 13 июля 2001 г., одобрен Советом  Федерации 20 июля 2001 г., подписан Президентом  РФ 8 августа 2001 г. и вступил в силу 1 июля 2002 г.

    --------------------------------

    <2> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431. 

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной  регистрацией юридических лиц при  их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные  документы и при ведении Единого  государственного реестра юридических  лиц (далее - государственный реестр).

    Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акт  уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный  реестр сведений о создании, реорганизации  и ликвидации юридических лиц, а  также иных сведений о юридических  лицах в соответствии с настоящим  Федеральным законом.

    Законодательство  Российской Федерации о государственной  регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Гражданский кодекс РФ предусмотрел государственную  регистрацию юридического лица (ст. 51) <3>, при этом Кодекс и Закон  о его введении (ст. 8) указывают  на то, что порядок такой регистрации  должен определяться специальным федеральным  законом.

    --------------------------------

    <3> Там же. 1994. N 32. Ст. 3301. 

    Реализуя  положения Гражданского кодекса  РФ, комментируемый Закон предусматривает  правообразующее значение государственной  регистрации, т.е. с момента регистрации  организация считается созданной  в качестве юридического лица, с  момента регистрации юридически завершаются (оформляются) процедуры  реорганизации и ликвидации коммерческой или некоммерческой организации. Комментируемый Закон предусматривает и регистрацию  иных действий в отношении юридического лица.

    Основным  законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной  регистрацией юридических лиц, является комментируемый Закон, который был  принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Гражданский кодекс РФ устанавливает  общее правило, согласно которому юридическое  лицо подлежит государственной регистрации  в порядке, определяемом Законом  о государственной регистрации  юридических лиц. Данные государственной  регистрации, в том числе для  коммерческих организаций фирменное  наименование, включаются в Единый государственный реестр юридических  лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам  нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

    Важно отметить, что в случаях расхождения  комментируемого Закона или актов, принятых в его развитие, с Гражданским  кодексом РФ приоритет, безусловно, следует  отдавать Кодексу.

    Нормы, предусматривающие государственную  регистрацию, содержатся также в  федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации  и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это Федеральные законы, так же как и комментируемый Закон, принятые на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ: от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29 декабря 2004 г.) (принят ГД ФС РФ 24 ноября 1995 г.), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29 декабря 2004 г.) (принят ГД ФС РФ 14 января 1998 г.), от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <4> (в ред. от 21 марта 2002 г.), от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" <5>, от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 23 декабря 2003 г.) и некоторые другие.

    --------------------------------

    <4> Там же. 1996. N 20. Ст. 2321.

    <5> Там же. N 25. Ст. 2963. 

    Отношения по поводу государственной регистрации  юридических лиц наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента РФ, которые не должны противоречить комментируемому  Закону, и иными федеральными законами. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной  регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных  федеральными законами либо указами  Президента РФ. Конечно же, постановления  Правительства РФ не должны противоречить  федеральным законам и указам Президента РФ.

    Государственная регистрация юридических лиц  при их создании осуществляется регистрирующими  органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Определение места государственной регистрации  являлось одной из задач комментируемого  Закона. Необходимость такого определения  обусловлена п. 2 ст. 54 ГК РФ, связывающего определение места нахождения юридического лица с местом его государственной  регистрации <6>.

Информация о работе Создание юридического лица