Создание юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть правовое регулирование создания юридических лиц.
Задачи: Для этого необходимо:
1.рассмотреть исторический аспект создания юридических лиц.
2. исследовать общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству.
3. изучить особенности создания юридических лиц при реорганизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3
1.Создание юридических лиц: исторический аспект…………………………..……4
1.1. Понятие и признаки юридического лица, история становления юридических лиц за рубежом………………………………………………………………………..………..4
1.2. История юридических лиц в России……………………………………………12
2. Общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству………………………………………………………………….....…..……18
2.1.Стадии процесса создания юридического лица по российскому законодательству…………………………………………………………………...…………18
2.2.Правовые проблемы в области создания юридических лиц………..…………20
3. Особенности создания юридических лиц при реорганизации…….…….….….26
3.1.Формы реорганизации юридических лиц и их особенности………………….26
3.2. Проблемы реорганизации юридических лиц…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..….….……34
Список литературы…………………………………………………………..……….36

Работа содержит 1 файл

Гражданское.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     – учредители (участники) или орган, принявший  решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица;

     – кредиторы вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательств, должником по которым это юридическое  лицо является, и потребовать возмещения убытков. Непредъявление таких требований означает фактическое согласие кредитора на перевод долга на правопреемников реорганизуемого юридического лица; [4].

     – если разделительный баланс не дает возможности  определить правопреемника реорганизованного  юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

     5. О принятом решении о реорганизации  юридическое лицо – налогоплательщик  – обязано также сообщить в  налоговые органы в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

     Среди проблем, связанных с реорганизацией юридических лиц, можно выделить следующие.

     1. Дискуссионным до последнего  времени в литературе и на  практике оставался вопрос о  возможности проведения реорганизации  акционерного общества в так  называемой смешанной форме, а именно: разделение на два или несколько юридических лиц, одним из которых будет новое акционерное общество (общества), а другим – общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Поднимался вопрос и о возможном слиянии (присоединении) юридических лиц разных организационно-правовых форм в одно акционерное общество. ВАС РФ по этому поводу дал следующие разъяснения:

     а) слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ  может осуществляться лишь в целях создания более крупного акционерного общества, а разделение (выделение) – для образования одного или нескольких новых АО (п. 20 Постановления);

     б) возможность создания в результате реорганизации АО (например разделения) наряду с акционерным обществом общества с ограниченной ответственностью или производственного кооператива не исключена, но процедуру реорганизации придется проводить в этом случае в два этапа:

     – первоначально осуществить разделение реорганизуемого общества на два (или  более) акционерных;

     – затем преобразовать одно из них  в общество с ограниченной ответственностью либо производственный кооператив. [4].

     2. Нередко при реорганизации акционерных  обществ возникали непростые  ситуации, ставившие в невыгодное  положение его участников. Для  защиты интересов акционеров введены нормы, устанавливающие, что при разделении или выделении обществ любой акционер реорганизованного общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании, может получить акции каждого общества, создаваемого в результате реорганизации, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества пропорционально числу этих акций.

     Пленум  разъяснил, что в случае нарушения  указанных требований акционер может  обратиться в суд с иском о  признании недействительным решения общего собрания реорганизуемого общества (п. 21 Постановления).

     3. На практике имеют место случаи, когда из разделительного баланса  ясно видно, кто является правопреемником,  но раздел имущества реорганизованного  общества проведен несправедливо: одному переданы почти все активы, а другому – долги, которые экономически слабое общество погасить не может. Такая ситуация угрожает интересам кредиторов.

     В этих целях в указанном Постановлении  ВАС разъяснено, что общества, возникшие  на основе реорганизованного, должны, как и в случае, если в разделительном балансе не указано, кто является правопреемником, нести солидарную ответственность перед его кредиторами, если из разделительного баланса видно, что при его утверждении был нарушен принцип справедливого распределения активов и обязательств реорганизованного общества между его правопреемниками. По этому поводу Г. Шапкина пишет, что «в разъяснении сделана отсылка к п. 1 ст. 6 и п. 3 ст. 60 ГК РФ (применена аналогия закона). В дополнении к этому можно сослаться на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупотребление правом и требующую от участников гражданских правоотношений разумных и добросовестных действий. В любом из указанных случаев кредитор может обратиться с иском ко всем созданным в результате реорганизации обществам, основываясь на ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ (процессуальное соучастие)». [4].

     Итак, согласно законодательству существует пять форм реорганизации:1) слияние (проводится слияние нескольких юридических  лиц в одно); 2) присоединение (одно юридическое лицо присоединяется к другому); 3) разделение (одно юридическое лицо разделяется на два или несколько новых юридических лица); 4) выделение (из одного юридического лица выделяется одно или несколько новых юридических лиц); 5) преобразование (юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразовывается в другую).

     Не  является реорганизацией изменение  вида юридического лица в рамках одной  организационно-правовой формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключении необходимо отметить, что все цели и задачи, поставленные в начале, достигнуты. Рассмотрено правовое регулирование создания юридических лиц.

     Для этого:

     1.рассмотрен  исторический аспект создания  юридических лиц. 

     2. исследован общий порядок создания  юридических лиц по действующему законодательству.

     3. изучены особенности создания  юридических лиц при реорганизации.

     Подводя итоги, сделаем некоторые выводы.

     Во- первых, истории известны следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при этом специальной регистрации не требуется. В таком порядке в СССР создавалось большинство государственных предприятий и учреждений.

     Разрешительный  порядок ранее применялся при  создании общественных и кооперативных  организаций. Он предполагал, что такие  юридические лица возникали лишь только после того, как на их создание получено разрешение компетентного  органа. При этом в создании таких юридических лиц могло быть отказано по мотивам нецелесообразности.

     В РФ действует нормативно-явочный  порядок создания юридических лиц. Явочный характер данного способа  создания юридических лиц выражается в том, что создание организации  инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

     Во- вторых, организационно-правовые формы коммерческих организаций исчерпывающим образом перечислены в ГК РФ: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также указаны в ГК РФ: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы). 

     Согласно  законодательству, при государственной  регистрации впервые создаваемого юридического лица представляются следующие  документы: 1) подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, 2) решение  о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством; 3) учредительные документы юридического лица, состав которых определяется его организационно-правовой формой; 4) для иностранного юридического лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо; 5) документ об уплате государственной пошлины.

     В- третьих, согласно законодательству существует пять форм реорганизации:1) слияние (проводится слияние нескольких юридических  лиц в одно); 2) присоединение (одно юридическое лицо присоединяется к другому); 3) разделение (одно юридическое лицо разделяется на два или несколько новых юридических лица); 4) выделение (из одного юридического лица выделяется одно или несколько новых юридических лиц); 5) преобразование (юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразовывается в другую).

     Не  является реорганизацией изменение  вида юридического лица в рамках одной  организационно-правовой формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     
  1. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 20001 г. № 129-ФЗ (в ред. фз №83-ФЗ от 02.07.2005; №13-ФЗ от 05.02.2007; №140-ФЗ от 19.07.2007; №318-ФЗ; № 55-ФЗ от 30.04.2008; №160-ФЗ от 23.07.2008; №311-ФЗ от 30.12.2008; №312-ФЗ от 30.12.2008; №315-ФЗ от 30.12.2008; №205-ФЗ от 19.07.2009; №352-ФЗ от 27.12.2009; №88-ФЗ от 19.05.2010);
  2. Процесс создания юридического лица.- [Электронный ресурс].- URL: http://www.1ao.ru/regist/vopros/042.html
  3. Гританс Я.М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм - Москва, 2005 г.: Волтерс Клувер, 267 с.
  4. Свистунова Т.В. Гражданское право (Общая часть): Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 120 с.
  5. Голованов Н.М. Юридические лица.- СПб.: Питер. - 2003.
  6. Создание юридического лица.- [Электронный ресурс].- URL: http://uristprof.ru/services/corporate/creatingLegalEntity/
  7. Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010);
  8. Полянкова О. Н. Концепция развития законодательства о юридических лицах// Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2009.- №7.
  9. Гражданский Кодекс часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 08.05.2010);
  10. Алексеев П.А. Некоммерческие организации как юридические лица. Учебное пособие. - М.: Книжный мир. - 2002.
  11. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М.. 1987.
  12. Гражданское право в схемах. Часть 1. Под ред. Еремичева И.А. М., 2003.
  13. Гражданское право в схемах. Часть 2. Под ред. Еремичева И.А. М., 2003.
  14. Залесский В.В., Калестратова О.М. Комментарий к федеральному закону "О некоммерческих организациях".- М.: ЮРАЙТ.- 2000.
  15. Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы.- М.: НОРМА.- 2002.
  16. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебное пособие для вузов М.: ИНФРА-М-КОДЕКС.- 1995.
  17. Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. - М.: НОРМА.-1994.
  18. Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: Теория, законодательство, практика: Учебное пособие .-М.: НОРМА-ИНФРА-М.- 2001.
  19. Правовое положение коммерческих организаций: Учебник / Под ред. Ю.А. Тихомирова: Госуниверситет «Высшая школа экономики». Факультет права. - М.: Юрид. Дом Юстицинформ .- 2001.
  20. Практический комментарий к новой редакции федерального закона «Об акционерных обществах» //Под ред. И.И. Игнатова, П.М. Филимошина. - М.: ИНФРА-М.-2002.
  21. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы / М.И. Брагинский и др.- М.: Юристъ. Гос.университет «Высшая школа экономики»; Фонд правовых реформ. - 2000.
  22. Степанов Д.И. Правопреемство при реорганизации в форме выделения// ВВАС РФ.- 2002.- 7, 8.
  23. Хозяйственные общества. - М.: ЦентрЮрИнфор. - 2002.
  24. Юдин С.В. Иностранные юридические лица. - М.: Статус - Кво 97.- 2001.
  25. Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств. Сборник статей. Институт государства и права / Отв. ред Т.Е. Абова. - М.: МЗ Пресс. - 2004.

Информация о работе Создание юридических лиц