Создание юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть правовое регулирование создания юридических лиц.
Задачи: Для этого необходимо:
1.рассмотреть исторический аспект создания юридических лиц.
2. исследовать общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству.
3. изучить особенности создания юридических лиц при реорганизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3
1.Создание юридических лиц: исторический аспект…………………………..……4
1.1. Понятие и признаки юридического лица, история становления юридических лиц за рубежом………………………………………………………………………..………..4
1.2. История юридических лиц в России……………………………………………12
2. Общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству………………………………………………………………….....…..……18
2.1.Стадии процесса создания юридического лица по российскому законодательству…………………………………………………………………...…………18
2.2.Правовые проблемы в области создания юридических лиц………..…………20
3. Особенности создания юридических лиц при реорганизации…….…….….….26
3.1.Формы реорганизации юридических лиц и их особенности………………….26
3.2. Проблемы реорганизации юридических лиц…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..….….……34
Список литературы…………………………………………………………..……….36

Работа содержит 1 файл

Гражданское.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают  не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например председатель и секретарь общего собрания учредителей).

     При составлении учредительных документов необходимо учитывать следующее:

     – в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут быть изменены учредительными документами;

     – в законодательстве содержатся диспозитивные  нормы, которые позволяют учредителям  отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила при  условии, что они не будут противоречить  закону;

     – учредители могут включить в учредительные  документы правила, регулирующие отношения, вообще не урегулированные законом, но опять же при условии, что эти правила не будут противоречить закону. [1].

     Завершается создание юридического лица его государственной  регистрацией. «До государственной  регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права.  

     2.2.Правовые  проблемы в области создания  юридических лиц

     После государственной регистрации вновь  возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей. Таково, например, правило п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах», которое устанавливает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникающим до его государственной регистрации. Созданное общество будет нести ответственность по обязательствам учредителей только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров, т.е. высшего органа этого юридического лица. Приведенное правило (как и многие другие) наглядно показывает роль государственной регистрации в качестве завершающего юридического акта создания юридического лица».

     При государственной регистрации впервые  создаваемого юридического лица представляются следующие документы:

     1) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, установленной Правительством  РФ. В заявлении подтверждается, что:

     – учредительные документы создаваемого юридического лица соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам данной организационно-правовой формы юридического лица;

     – сведения, содержащиеся в учредительных  документах и иных документах, достоверны;

     – при создании юридического лица соблюдены установленный для данной организационно-правовой формы порядок его создания, в том числе и порядок формирования (оплаты) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда) на момент государственной регистрации;

     – в установленных законом случаях – согласование с государственными органами или органами местного самоуправления; [8, с. 26].

     2) решение о создании юридического  лица в виде протокола, договора  или иного документа в соответствии  с законодательством;

     3) учредительные документы юридического лица, состав которых определяется его организационно-правовой формой;

     4) для иностранного юридического  лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо;

     5) документ об уплате государственной пошлины. [1].

       С принятием Федерального закона  «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей» урегулированы  отношения, возникающие в связи  с государственной регистрацией  юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, установлены правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (в дальнейшем – ЕГРЮЛ), общий порядок государственной регистрации.

     Специальный порядок регистрации отдельных  видов юридических лиц установлен только в отношении кредитных организаций (решение о регистрации принимается Банком России), общественных объединений, религиозных и профсоюзных организаций, политических партий (решение о регистрации принимаются Минюстом России). Взаимодействие МНС России с указанными органами осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. [4].

     Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам с 1 июля 2002 г. являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц. В настоящее время в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба России.

     Новое законодательство о регистрации юридических лиц, с одной стороны, существенно упростило процедуру регистрации. В настоящее время «достаточно прийти в регистрирующий орган, то есть в налоговую инспекцию, и подать необходимые для регистрации документы. После этого в течение пяти дней заявителю выдают свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Этих документов достаточно, чтобы открыть счет в банке и удостоверить подлинность подписи в банковской карточке. Таким образом, фактически мы смогли сократить срок, необходимый для создания субъекта хозяйственной деятельности, с двух месяцев до пяти дней». [4].

     С другой стороны, новое законодательство о государственной регистрации  юридических лиц породило ряд  проблем. По мнению Е. Горбуновой, «закон реализовал концепцию «упрощенного порядка регистрации», т.е. нормативно-явочный порядок регистрации фактически меняется на заявительный. Мало сказать, что он чрезвычайно демократичен. Благодаря новому порядку практически полностью утрачивается контроль со стороны государства, снижается достоверность и надежность представляемых документов. Теперь, по новому Закону, достаточно предъявить на государственную регистрацию учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. В прямом смысле «верят на слово», никакого контроля». [4].Представляется, что переход на заявительный порядок регистрации для России в настоящее время является преждевременным.

     Действующая в настоящий момент административная ответственность ограничивается следующим: ч. 1, 2 ст. 14.25 КоАП РФ - несвоевременное  или неточное внесение записей о  юридическом лице в Единый государственный  реестр юридических лиц и незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации.

     Кроме того, предусмотрена и уголовная  ответственность за деяния, содержащие в объективной стороне признаки незаконного отказа в регистрации. Санкцией за подобные действия сотрудников налоговых органов являются штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо обязательные работы. Если же подобные действия были совершены в нарушение вступившего в силу судебного акта или причинили крупный ущерб, то санкция изменяется в сторону увеличения.

     Однако  несмотря на такую, казалось бы, детальную  регламентацию в законе ответственности налоговых органов найти судебную практику по таким делам чрезвычайно трудно. Во многом это вызвано тем, что заявители просто не хотят тратить на это время и деньги. Зачастую причиной ущерба, от которого страдает заявитель, является задержка в сроках регистрации, в результате чего своевременно не заключаются планируемые сделки и предприниматели теряют прибыль.

     Что же касается ответственности заявителя (лица, чья подпись нотариально  удостоверена на представляемом в регистрирующий орган заявлении) при государственной регистрации юридического лица, то она в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129 возникает в следующих случаях: непредставление необходимых для включения в государственные реестры сведений; несвоевременное предоставление необходимых для включения в государственные реестры сведений; предоставление недостоверных сведений в регистрирующий орган.

     Особый  интерес с правовой точки зрения вызывает п. 2 ст. 25 Федерального закона, поскольку содержащаяся в нем  норма говорит о том, что «регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц».

     Именно  это положение Закона оправдывает  собой отсутствие обязательной правовой экспертизы представляемых на государственную регистрацию документов. Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что при решении вопроса о привлечении к административной или уголовной ответственности субъектами такой ответственности могут стать посредники (курьеры), которые только представляют документы в регистрирующий орган.

     При применении законодательства о создании юридических лиц возникает ряд  проблем. Одной из основных проблем является отсутствие четко разработанного понятийного аппарата. В результате происходит смешение таких понятий, как «создание юридического лица», «учреждение юридического лица» и собственно «регистрация юридического лица». [8, с. 29].

     Может показаться, что данные понятия употребляются  законодателем как синонимы, однако анализ каждого из них показывает, что это не всегда так. Если рассматривать процесс учреждения юридического лица, то можно определить его как стадию, на которой происходит формирование воли учредителя или учредителей на образование юридического лица, выбор организационно-правовой формы, фирменного наименования, определение местонахождения, формирование уставного капитала, выборы органов управления и решение иных организационных вопросов, например, выбор эскиза печати или кредитной организации для открытия банковского счета. Эта стадия завершается принятием соответствующего решения единственного учредителя или учредителей в виде протокола.

     Регистрация юридического лица, согласно законодательству, представляет собой акты уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

     И наконец, создание юридического лица можно  рассматривать как стадию, объединяющую все вышеперечисленные: и учреждение, и регистрацию. [8, с. 30].

     Конечно, в результате того, что правовая регламентация каждой из указанных стадий создания юридического лица недостаточно определена, у многих нет четкого представления о том, какие правовые последствия они за собой влекут. Например, велико правовое значение подготовительной стадии. Именно от нее зависят возможности учредителей по управлению юридическим лицом, распоряжению его имуществом, влиянию на органы управления. Поэтому при прохождении этой стадии важна помощь юристов, которые профессионально занимаются регистрацией юридических лиц, поскольку грамотно составить необходимые документы для лиц, которые не имеют специального образования, зачастую бывает затруднительно. [6].

     Итак, организационно-правовые формы коммерческих организаций исчерпывающим образом  перечислены в ГК РФ: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также указаны в ГК РФ: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы).

     Согласно  законодательству, при государственной  регистрации впервые создаваемого юридического лица представляются следующие  документы: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством; 3) учредительные документы юридического лица, состав которых определяется его организационно-правовой формой; 4) для иностранного юридического лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо; 5) документ об уплате государственной пошлины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Создание юридических лиц