Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:43, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть правовое регулирование создания юридических лиц.
Задачи: Для этого необходимо:
1.рассмотреть исторический аспект создания юридических лиц.
2. исследовать общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству.
3. изучить особенности создания юридических лиц при реорганизации.
Введение………………………………………………………………………...………3
1.Создание юридических лиц: исторический аспект…………………………..……4
1.1. Понятие и признаки юридического лица, история становления юридических лиц за рубежом………………………………………………………………………..………..4
1.2. История юридических лиц в России……………………………………………12
2. Общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству………………………………………………………………….....…..……18
2.1.Стадии процесса создания юридического лица по российскому законодательству…………………………………………………………………...…………18
2.2.Правовые проблемы в области создания юридических лиц………..…………20
3. Особенности создания юридических лиц при реорганизации…….…….….….26
3.1.Формы реорганизации юридических лиц и их особенности………………….26
3.2. Проблемы реорганизации юридических лиц…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..….….……34
Список литературы…………………………………………………………..……….36
3.
Особенности создания
3.1.Формы реорганизации юридических лиц и их особенности
Деятельность по реорганизации юридического лица регулируется ст. 57 Гражданского кодекса. Она представляет собой способ прекращения юридических лиц с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации).
Согласно законодательства существует пять форм реорганизации (ст. 57, 58 Гражданского Кодекса РФ):
1)
слияние (проводится слияние
2) присоединение (одно юридическое лицо присоединяется к другому);
3)
разделение (одно юридическое лицо
разделяется на два или
4)
выделение (из одного
5) преобразование (юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразовывается в другую). [5, с. 81].
Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.
При слиянии юридическое лицо создается путем объединение двух или более юридических лиц в одно. При этом первоначальные юридические лица прекращают свое существование.
При присоединении юридическое лицо создается путем вхождения в состав другого юридического лица. При этом, присоединяемое юридическое лицо прекращает существование.
При выделении юридическое лицо создается путем отделения от первоначального юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц. При этом первоначальное юридическое лицо продолжает существовать. Однако, от выделения юридического лица следует отличать выделение структурного подразделения из состава приватизируемого предприятия, так как оно может иметь иные правовые последствия.
При разделении юридическое лицо создается путем создания двух или нескольких новых юридических лиц от разделения первоначального юридического лица. При этом первоначальное юридическое лицо прекращает свое существование.
При
преобразовании юридическое лицо создается
путем смены его
К примеру, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Кроме того, по единогласному решению всех акционеров акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческое партнерство.
Законодатель установил, что не является реорганизацией изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы. Так, к примеру, преобразование закрытого акционерного общества в открытое не будет считаться реорганизацией. Кроме того, не считается реорганизацией преобразование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества.
Существуют
некоторые особенности при
В юридической практике принято рассматривать реорганизацию как одну из форм прекращения существования юридических лиц. Однако есть здесь и некоторые исключения. Так, при выделении из одного юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц не происходит прекращения существования юридического лица, из которого выделяется новое юридическое лицо. Также при присоединении прекращает существовать только присоединяемое юридическое лицо, а юридическое лицо, к которому произошло присоединение, сохраняется. Вместе с тем и юридическое лицо, из которого производится выделение, и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, считаются реорганизованными.
Основные
положения о реорганизации
1. Существует два вида реорганизации – добровольная и принудительная. Добровольная реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Например, в акционерных обществах в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в реорганизации, следующие вопросы: о реорганизации общества; об утверждении договора о реорганизации; об утверждении передаточного акта; о порядке конвертации или обмене акций (в зависимости от вида реорганизации). [4]. В обществах с ограниченной ответственностью вопросы добровольной реорганизации решаются общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации.
Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов. Например, антимонопольное законодательство предусматривает право федерального антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам (коммерческим и некоммерческим юридическим лицам) обязательные для исполнения предписания об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава.
2.
Законодательством
При слиянии прекращают свое существование сливающиеся (реорганизуемые) юридические лица (два и более) и создается новое, которое и становится правопреемником реорганизованных юридических лиц. При этом к нему переходят все права и обязанности реорганизованных юридических лиц в соответствии с передаточным актом.
При присоединении прекращаются присоединяемые юридические лица, а организация, к которой они присоединяются, становится их правопреемником и в ее учредительные документы вносятся соответствующие изменения (дополнения). Объем прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику, определяется в передаточном акте.
При разделении прекращается разделяемое юридическое лицо и создаются новые (два и более), которые становятся правопреемниками. Объем правопреемства каждого из создаваемых при этой форме реорганизации юридических лиц определяется в разделительном балансе.
При выделении на базе имущества реорганизуемого лица создаются новые юридические лица, которые являются его правопреемниками. Объем правопреемства каждого юридического лица, возникающего при этой форме реорганизации, также определяется разделительным балансом. Реорганизуемое юридическое лицо не прекращает своего существования, но в его учредительные документы вносятся необходимые изменения.
Преобразование
связано с изменением организационно-правовой
формы юридического лица. Применение данной
формы реорганизации связано с соблюдением
определенных положений. Во-первых, хозяйственные
товарищества и общества одного вида могут
быть преобразованы в хозяйственные товарищества
и общества другого вида (ст. 8 ГК РФ). Во-вторых,
изменение типа акционерного общества
не является его реорганизацией. В соответствии
с разъяснениями Высшего Арбитражного
Суда при изменении типа акционерного
общества его организационно-правовая
форма не изменяется. Поэтому требования
о составлении передаточного акта, об
уведомлении кредиторов о предстоящем
изменении типа акционерного общества
в таких случаях предъявляться не должны.
Не применяются при этом и другие нормы,
касающиеся реорганизации общества, в
том числе предоставляющие акционерам
право требовать выкупа принадлежащих
им акций общества, если они голосовали
против преобразования или не участвовали
в голосовании по данному вопросу. [4].
3.2. Проблемы реорганизации юридических лиц
Порядок реорганизации
1.
Принятие решения о
2.
Составление передаточного
3.
Государственную регистрацию,
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникавшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что:
–
учредительные документы
– сведения, содержащиеся в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны;
– передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;
– все кредиторы реорганизуемого юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации, и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б)
учредительные документы
в)
решение о реорганизации
г)
договор о слиянии или
д) передаточный акт или разделительный баланс.
4.
Соблюдение гарантий прав и
законных интересов кредиторов.
В этих целях в