Создание юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть правовое регулирование создания юридических лиц.
Задачи: Для этого необходимо:
1.рассмотреть исторический аспект создания юридических лиц.
2. исследовать общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству.
3. изучить особенности создания юридических лиц при реорганизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3
1.Создание юридических лиц: исторический аспект…………………………..……4
1.1. Понятие и признаки юридического лица, история становления юридических лиц за рубежом………………………………………………………………………..………..4
1.2. История юридических лиц в России……………………………………………12
2. Общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству………………………………………………………………….....…..……18
2.1.Стадии процесса создания юридического лица по российскому законодательству…………………………………………………………………...…………18
2.2.Правовые проблемы в области создания юридических лиц………..…………20
3. Особенности создания юридических лиц при реорганизации…….…….….….26
3.1.Формы реорганизации юридических лиц и их особенности………………….26
3.2. Проблемы реорганизации юридических лиц…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..….….……34
Список литературы…………………………………………………………..……….36

Работа содержит 1 файл

Гражданское.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     3. Особенности создания юридических  лиц при реорганизации

     3.1.Формы реорганизации юридических лиц и их особенности

     Деятельность  по реорганизации юридического лица регулируется ст. 57 Гражданского кодекса. Она представляет собой способ прекращения  юридических лиц с переходом  прав и обязанностей в порядке  правопреемства (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации).

     Согласно  законодательства существует пять форм реорганизации (ст. 57, 58 Гражданского Кодекса  РФ):

     1) слияние (проводится слияние нескольких  юридических лиц в одно);

     2) присоединение (одно юридическое лицо присоединяется к другому);

     3) разделение (одно юридическое лицо  разделяется на два или несколько  новых юридических лица);

     4) выделение (из одного юридического  лица выделяется одно или несколько  новых юридических лиц);

     5) преобразование (юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразовывается в другую). [5, с. 81].

     Рассмотрим  каждый из этих видов более подробно.

     При слиянии юридическое лицо создается  путем объединение двух или более  юридических лиц в одно. При  этом первоначальные юридические лица прекращают свое существование.

     При присоединении юридическое лицо создается путем вхождения в  состав другого юридического лица. При этом, присоединяемое юридическое  лицо прекращает существование.

     При выделении юридическое лицо создается путем отделения от первоначального юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц. При этом первоначальное юридическое лицо продолжает существовать. Однако, от выделения юридического лица следует отличать выделение структурного подразделения из состава приватизируемого предприятия, так как оно может иметь иные правовые последствия.

     При разделении юридическое лицо создается  путем создания двух или нескольких новых юридических лиц от разделения первоначального юридического лица. При этом первоначальное юридическое лицо прекращает свое существование.

     При преобразовании юридическое лицо создается  путем смены его организационно-правовая форма. При этом необходимо отметить, что преобразовываться юридические  лица могут не по своему желанию. Так, организационно-правовые формы, в которые может преобразоваться юридическое лицо определенного вида, устанавливаются законодательством.

     К примеру, унитарное предприятие  может быть преобразовано по решению  собственника его имущества в  государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Кроме того, по единогласному решению всех акционеров акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческое партнерство.

     Законодатель  установил, что не является реорганизацией изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы. Так, к примеру, преобразование закрытого акционерного общества в открытое не будет считаться реорганизацией. Кроме того, не считается реорганизацией преобразование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества.

     Существуют  некоторые особенности при таких  формах реорганизации, как слияние  и присоединение. В этих случаях  необходимо учитывать тот факт, что  сливаться или присоединяться могут лишь юридические лица одной организационно-правовой формы. Так, общество с ограниченной ответственностью может присоединиться или слиться только с обществом с ограниченной ответственностью, но не с производственным кооперативом или унитарным предприятием.

     В юридической практике принято рассматривать  реорганизацию как одну из форм прекращения  существования юридических лиц. Однако есть здесь и некоторые  исключения. Так, при выделении из одного юридического лица одного или  нескольких новых юридических лиц не происходит прекращения существования юридического лица, из которого выделяется новое юридическое лицо. Также при присоединении прекращает существовать только присоединяемое юридическое лицо, а юридическое лицо, к которому произошло присоединение, сохраняется. Вместе с тем и юридическое лицо, из которого производится выделение, и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, считаются реорганизованными.

     Основные  положения о реорганизации юридических  лиц состоят в следующем:

     1. Существует два вида реорганизации – добровольная и принудительная. Добровольная реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

     Например, в акционерных обществах в  соответствии с Федеральным законом  от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение  общего собрания акционеров каждого  общества, участвующего в реорганизации, следующие вопросы: о реорганизации общества; об утверждении договора о реорганизации; об утверждении передаточного акта; о порядке конвертации или обмене акций (в зависимости от вида реорганизации). [4]. В обществах с ограниченной ответственностью вопросы добровольной реорганизации решаются общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации.

     Принудительная  реорганизация юридического лица в  форме разделения или выделения  из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов. Например, антимонопольное законодательство предусматривает право федерального антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам (коммерческим и некоммерческим юридическим лицам) обязательные для исполнения предписания об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава.

     2. Законодательством предусмотрены  пять форм реорганизации юридических  лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ).

     При слиянии прекращают свое существование сливающиеся (реорганизуемые) юридические лица (два и более) и создается новое, которое и становится правопреемником реорганизованных юридических лиц. При этом к нему переходят все права и обязанности реорганизованных юридических лиц в соответствии с передаточным актом.

     При присоединении прекращаются присоединяемые юридические лица, а организация, к которой они присоединяются, становится их правопреемником и в ее учредительные документы вносятся соответствующие изменения (дополнения). Объем прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику, определяется в передаточном акте.

     При разделении прекращается разделяемое юридическое лицо и создаются новые (два и более), которые становятся правопреемниками. Объем правопреемства каждого из создаваемых при этой форме реорганизации юридических лиц определяется в разделительном балансе.

     При выделении на базе имущества реорганизуемого лица создаются новые юридические лица, которые являются его правопреемниками. Объем правопреемства каждого юридического лица, возникающего при этой форме реорганизации, также определяется разделительным балансом. Реорганизуемое юридическое лицо не прекращает своего существования, но в его учредительные документы вносятся необходимые изменения.

     Преобразование связано с изменением организационно-правовой формы юридического лица. Применение данной формы реорганизации связано с соблюдением определенных положений. Во-первых, хозяйственные товарищества и общества одного вида могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества и общества другого вида (ст. 8 ГК РФ). Во-вторых, изменение типа акционерного общества не является его реорганизацией. В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда при изменении типа акционерного общества его организационно-правовая форма не изменяется. Поэтому требования о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу. [4]. 

     3.2. Проблемы реорганизации юридических лиц

       Порядок реорганизации юридического  лица предполагает:

     1. Принятие решения о реорганизации  юридического лица. При добровольной  реорганизации – оно принимается либо участниками, либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. При принудительной реорганизации такое решение принимается уполномоченным государственным органом по основаниям, указанным в законе, либо по решению суда. Если решение государственного органа о реорганизации не выполняется участниками или органом юридического лица в указанный срок, то суд по иску органа, принявшего решение о реорганизации, назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизацию данного юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

     2. Составление передаточного акта  или разделительного баланса.  Указанные документы должны содержать  положения о правопреемстве по  всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (ст.59 ГК РФ).

     3. Государственную регистрацию, на  которую представляются следующие  документы:

     а) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  каждого вновь возникавшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что:

     – учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

     – сведения, содержащиеся в учредительных  документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны;

     – передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;

     – все кредиторы реорганизуемого  юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации, и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

     б) учредительные документы каждого  вновь возникшего лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально заверенные копии);

     в) решение о реорганизации юридического лица;

     г) договор о слиянии или присоединении  в случаях, предусмотренных федеральными законами;

     д) передаточный акт или разделительный баланс.

     4. Соблюдение гарантий прав и  законных интересов кредиторов. В этих целях в законодательстве  сформулированы следующие положения:

Информация о работе Создание юридических лиц