Создание юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть правовое регулирование создания юридических лиц.
Задачи: Для этого необходимо:
1.рассмотреть исторический аспект создания юридических лиц.
2. исследовать общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству.
3. изучить особенности создания юридических лиц при реорганизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3
1.Создание юридических лиц: исторический аспект…………………………..……4
1.1. Понятие и признаки юридического лица, история становления юридических лиц за рубежом………………………………………………………………………..………..4
1.2. История юридических лиц в России……………………………………………12
2. Общий порядок создания юридических лиц по действующему законодательству………………………………………………………………….....…..……18
2.1.Стадии процесса создания юридического лица по российскому законодательству…………………………………………………………………...…………18
2.2.Правовые проблемы в области создания юридических лиц………..…………20
3. Особенности создания юридических лиц при реорганизации…….…….….….26
3.1.Формы реорганизации юридических лиц и их особенности………………….26
3.2. Проблемы реорганизации юридических лиц…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..….….……34
Список литературы…………………………………………………………..……….36

Работа содержит 1 файл

Гражданское.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     В ряде компаний существовала система  совещаний, отдаленно напоминавшая общее собрание товарищей. Таким образом, в России XVIII в. практически не существовало четких, структурированных видов и типов компаний, отсутствовали понятия участия и системы правления, внутренние связи были хаотичными и во многом непонятными. [3].

     На  протяжении первой половины XVIII в. развивался и постоянно изменялся правовой порядок оформления деятельности компаний. Так, например, если первые компании князя Меншикова и барона Шафирова существовали без всякого правового регулирования, то уже деятельность компании графа Шувалова была детально регламентирована. С 1760 г. императрица Екатерина II начинает проводить политику ограничения льгот и привилегий, дарованных компаниям, что в итоге привело к постепенному уравниванию условий их деятельности.

     Правовое  регулирование компаний во время  правления Екатерины II ограничивалось принятием отдельных царских указов в отношении деятельности к определенно взятой компании, а не принятием единых общегосударственных правовых норм, которые могли бы регламентировать сам процесс создания и деятельности корпоративных организационных форм.

     Во  второй половине XVIII в. в России создавались в основном торговые компании, являющиеся товариществами с правом юридического лица, сходные по своей правовой природе с колониальными компаниями Западной Европы (наиболее известные крупные российские компании - Компания по торговле с Константинополем, Компания по торговле с Персией, Российско-Американская компания по торговому освоению Аляски). [3].

     Истории известны следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

     При распорядительном порядке юридическое  лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при  этом специальной регистрации не требуется. В таком порядке в СССР создавалось большинство государственных предприятий и учреждений. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др. Все они создаются по распоряжению уполномоченных органов и действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц. В связи с этим нельзя не согласиться с высказанным в литературе мнением, «что ст. 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому, чтобы не подрывать единства гражданского законодательства, целесообразно или уточнить ст. 51 ГК, или устранить из практики факты появления юридических лиц без их государственной регистрации». [4].

     Разрешительный  порядок ранее применялся при  создании общественных и кооперативных  организаций. Он предполагал, что такие  юридические лица возникали лишь только после того, как на их создание получено разрешение компетентного  органа. При этом в создании таких юридических лиц могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Регистрации также не требовалось.

     Не  представляется возможным согласиться  с мнением о том, что действующее  законодательство в немногочисленных случаях сохранило разрешительный порядок создания юридического лица. Его связывают с созданием коммерческих банков, страховых компаний, а также организаций, которые могут занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке. Действительно, на их создание нужно получить разрешение (или согласие) соответствующего публичного органа.

     Однако  представляется более правильным считать, что к таким организациям также  применяется нормативно-явочный  порядок (хотя и осложненный получением разрешения или согласия) в силу следующего. Во-первых, с получением разрешения (согласия) юридическое лицо еще не считается созданным, требуется государственная регистрация. Во-вторых, соответствующие органы не могут отказать по мотивам нецелесообразности.

     В РФ действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Иногда его называют явочно-регистрационным. Явочный характер данного способа создания юридических лиц выражается в том, что создание организации инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

     В соответствии с действующим законодательством  образование юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые  и в процессе реорганизации. [4].

     Создание  юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований.

     1. Должен быть в соответствии  с требованиями закона определен  состав учредителей применительно  к виду создаваемого юридического  лица.

     Во-первых, эти требования касаются возраста физических лиц – учредителей. Например, для коммерческих организаций, создаваемых гражданами, снижен возраст (16 лет) только для членов производственного кооператива (ст.7 Закона «О производственных кооперативах»). Снижение возраста для приобретения статуса члена производственного кооператива обусловлено трудовым законодательством и тем, что члены кооператива осуществляют не предпринимательскую, а трудовую деятельность. Остальные коммерческие организации могут создаваться физическими лицами, которые приобрели полную дееспособность. Это следует из того, что содержанием отдельных видов частичной дееспособности граждан не предусмотрено право создавать иные юридические лица. [4].

     Во-вторых, в законодательстве определены случаи, когда физические лица с полной дееспособностью, либо отдельные юридические лица не могут быть учредителями определенных видов юридических лиц. Например: физические лица – учредители полного товарищества, не могут быть учредителями другого полного товарищества (п. 2 ст. 69 ГК); общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.2 ст.88 ГК).

     Итак, истории известны следующие способы  образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при этом специальной регистрации не требуется. В таком порядке в СССР создавалось большинство государственных предприятий и учреждений.

     Разрешительный  порядок ранее применялся при создании общественных и кооперативных организаций. Он предполагал, что такие юридические лица возникали лишь только после того, как на их создание получено разрешение компетентного органа. При этом в создании таких юридических лиц могло быть отказано по мотивам нецелесообразности.

     В РФ действует нормативно-явочный  порядок создания юридических лиц. Явочный характер данного способа  создания юридических лиц выражается в том, что создание организации  инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Общий порядок создания юридических  лиц по действующему законодательству

     2.1.Стадии  процесса создания юридического  лица по российскому законодательству

     Создание  юридического лица неразрывно связано с действующим на данный момент законодательством. Поэтому вся специфика и особенности процесса регистрации, который подразумевает создание юридического лица, определено нормативными актами. Вот некоторые из них: закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», закон «Об акционерных обществах», закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и др.

     В зависимости от вида деятельности юридическое  лицо может быть коммерческим или  некоммерческим. Создание юридического лица коммерческого типа направлено на образование организации, целью которой является получение прибыли. К коммерческим организациям относятся хозяйственные общества, унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и федеральные казенные предприятия. [5, с. 72].

     Создание  юридического лица некоммерческого  типа подразумевает формирование организации, направленной на достижение научных, культурных, благотворительных, религиозных и  тому подобных целей. Получения прибыли  от работы такого предприятия не является приоритетом. Это может быть создание юридического лица следующих видов: религиозные организации, потребительские кооперативы, общественные организации, благотворительные фонды и прочее.

     Существует  два способа создания юридического лица:

     - регистрация юридического путем создания;

     - регистрация юридического путем   реорганизации. [6].

     Создание  юридического лица может решать различные  задачи, но всегда должно происходить  по одному из указанных путей. Для  каждого из способов создания юридического лица, предусмотрена своя процедура, которая закреплена в гражданском кодексе и законе о государственной регистрации юридических лиц Российской Федерации, однако есть и общие особенности процесса создания юридического лица.

     Юридическое лицо может быть создано в организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством. При этом, как отмечалось, организационно-правовые формы коммерческих организаций исчерпывающим образом перечислены в ГК РФ. К ним относятся: хозяйственные товарищества (полное и на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). [7].

     Организационно-правовые формы некоммерческих организаций  также указаны в ГК РФ (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы). Однако перечень некоммерческих организаций в ГК дан не исчерпывающим образом. Их иные организационно-правовые формы могут быть предусмотрены и в других законах. [7].

     Условно процесс создания юридического лица делится на несколько стадий. Основные из которых:

     - подготовка;

     - стадия регистрации в налоговых  органах;

     - получение печати;

     - регистрация во внебюджетных  фондах и органах статистики;

     - открытие банковского счета. [1].

     Подготовка  к созданию юридического лица включает в себя принятие решения о регистрации  организации учредителем(ми). В это  время происходит формирование учредительной документации (устав для ООО и АО), оплачивается уставной капитал, подыскивается офис или другое рабочее помещение, ведутся любые другие подготовительные работы. Когда все  эти задачи завершены, учредители могут приступить к регистрации.

     Как правило, решение о выборе организационно-правовой формы юридического лица законодатель оставляет на усмотрение учредителей. Однако из этого правила бывают исключения. Так, например, согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества.

     Воля  учредителей на создание юридического лица должна быть выражена вовне в  предусмотренной законом форме. Такой формой являются учредительные  документы юридического лица. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен:

     – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (кроме случаев, когда  в них один учредитель), ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав;

     – хозяйственные товарищества (полные и на вере) должны иметь учредительный  договор;

     – акционерные общества, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, общественные организации, фонды и др. должны иметь устав. [1].

     При создании акционерных обществ имеет  место и договор о создании акционерного общества, который не является учредительным, а представляет разновидность договора простого товарищества. Он прекращается с момента регистрации  акционерного общества в связи с достигнутой целью. Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Информация о работе Создание юридических лиц