Система Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:17, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа разделена на две основные части, теоретическую и практическую.
В соответствии с заданием, в теоретической части нам предстоит разобраться с тем, что из себя представляет система Российского права, определить её составляющие, что означает понятие правового статуса гражданина Российской Федерации, чем является, и опять же, что из себя представляет Прокуратура РФ, определить сущность общего прокурорского надзора.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Часть 1…………………………………………………………………………………….4
1. Система российского права ………………………………………..……………...…4
2. Правовой статус гражданина Российской Федерации ……………………..………9
3. Прокуратура РФ. Сущность общего прокурорского надзора .…………………...15
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч1 (1994 г)………………………..19
5. Федеральный закон «О гражданстве РФ» (2002 г)………………………………...21
Часть 2………………………………………………………………………………...…24
Задача 1………………………………………………………………………………….24
Задача 2……………………………………………………………………………….....25
Задача 3……………………………………………………………………………….....26
Заключение……………………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………

Работа содержит 1 файл

Право контрольная.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Очевидно, что его  цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения. Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной или судебной), осуществляет деятельность самостоятельно и независимо от них, выполняя функцию одного из элементов механизма реализации государственной власти. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействует, сотрудничает со всеми ветвями власти, так как они все заинтересованы в сохранении и укреплении единой законности, охране права и прав субъектов правоотношений от нарушений.

Прокурорский надзор за исполнением законов — самостоятельная  отрасль прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором», что позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей прокурорского надзора. И хотя в действующем законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, термин «общий надзор» не упоминается, он укоренился в сознании работников органов прокуратуры и по-прежнему употребляется.

В рассматриваемой отрасли  наиболее хорошо проявляется сущность и назначение прокурорского надзора в РФ, осуществляемого прокурорами всех звеньев. Именно в ней находит прямое проявление деятельность российской прокуратуры по обеспечению верховенства закона — нормативного фундамента правового государства — охране прав и свобод личности, общественных и государственных интересов.

Прокурорский надзор за исполнением законов, как и  всякая другая государственная общественно-полезная, созидающая деятельность, имеет свой предмет и задачи.

Предмет надзора в  отрасли — прокурорский надзор за исполнением законов — в общем виде определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает в себя:

1. Надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного правления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием  законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) указанными выше органами и должностными лицами.

Прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих федеральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).

В сферу прокурорского  надзора за исполнением законов  входят также постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые обладают юридической силой федеральных законов; постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Российской Федерации — Государственной Думой и Советом Федерации.

Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением двухсторонних  и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (подписанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законодательство должно соответствовать международному законодательству.

В Законе о прокуратуре  не упоминаются нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ.

Нормативные указы и постановления Президента и Правительства РФ не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора — прокуроры осуществляют надзор за их исполнением. По этой причине на прокуратуру не возлагается надзор за законностью актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ.

Особенность прокурорского  надзора за исполнением законов  в отличие от надзора и контроля, осуществляемого другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением тех, что регулируют деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, а также органов, исполняющих наказания, назначенные судом.

По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль наиболее сложная и трудоемкая. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами представительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, применительно к задачам, стоящим перед обществом и государством на определенных этапах их развития.

 

 

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч1 (1994 г)

Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч1) принят на основании Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 1994г. N 52-ФЗ "О введении в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Согласно данному закону, данный нормативно-правовой акт, вступил в силу с 1 января 1995г.

Основными структурными элементами выступают в кодексе разделы (всего их три), которые включают в себя подразделы:

Раздел I - Общие положения:

Подраздел 1 - Основные положения;

Подраздел 2 – Лица;

Подраздел 3 - Объекты гражданских прав;

Подраздел 4 - Сделки и представительства;

Подраздел 5 - Сроки, исковая давность. ;

Раздел II - Право собственности  и другие вещные права;

Раздел III - Общая часть обязательственного права:

Подраздел 1 - Общие положения об обязательствах;

Подраздел 2 - Общие положения  о договоре.

В общей сложности  в данных разделах и подразделах написаны 453 статьи.

В первом разделе гражданского кодекса указанны статьи, относящиеся  к гражданскому законодательству, возникновению  и защите гражданских прав, правоспособностью  физических и юридических лиц, положения  о товариществах, обществах, кооперативах, организациях и предприятиях, участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, понятие сделок и представительств, сроков и исковой давности.

Здесь введено понятие гражданского законодательства. Согласно ст. 3 оно состоит из собственно Гражданского кодекса, а также принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регламентирующих гражданские правоотношения. Значение кодекса проявляется в том, что его положениям должны отвечать все прочие правовые акты, содержащие гражданско-правовые нормы (п.2 ст.З ГК РФ).

Все правоотношения, возникающие  между гражданами РФ, гражданином  и государством, гражданином и  какой либо организацией, предприятием, или же правоотношения, возникающие между организациями, между организацией и государством а так же защита этих правоотношений описаны именно в данном разделе.

Второй раздел посвящен праву собственности и другим вещным правам. Здесь речь идёт о  возникновении и защите прав собственности, правах и обязанностях собственника, о возникновении и защите прав собственности на землю, жилые и не жилые помещения, прав хозяйственного ведения, прав оперативного управления, прекращения и последствия прекращения прав собственности.

Гражданский кодекс РФ восстановил частноправовые начала в регулировании отношений имущественного оборота. При этом он не исключил возможности ограничения частных прав в общественных интересах, приблизившись тем самым к общепринятой практике в странах с развитыми системами частного права.

Третий раздел посвящен о общей части обязательственного права. Иными словами, те обязательства, которые возникают в гражданском обществе между его участниками, регламентированы в данном разделе. Здесь описано регулирование таких понятий как долг, залог, неустойка, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Регламентирована ответственность за нарушение обязательств, основания прекращения обязательств. Регламентировано понятие договора, его условий, условий его заключения, изменения и расторжения.

Гражданский кодекс РФ приобрел основополагающее значение в сфере определения правового положения всех участников гражданского оборота в России. Будучи актом комплексного характера, он заключает в себе все основные принципы, институты и нормы, необходимые для регулирования обращения товаров, услуг, имущественных ценностей в предпринимательской сфере.

ГК РФ 1994 г. играет систематизирующую  роль в построении нового национального  законодательства. По нему должна производиться  сверка структуры и содержания прочих законодательных и иных правовых актов, затрагивающих вопросы частноправового регулирования. Он - прочная основа, фундамент нового гражданского законодательства России.

5. Федеральный закон «О гражданстве РФ» (2002 г)

Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г принят Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 19.04.2002, вступил в силу 1 июля 2002 года указом президента Российской Федерации В.В.Путина.

Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» с последующими изменениями и дополнениями.

Закон включает в себя девять глав:

1. Общие положения.  В первой главе обозначено  понятие гражданства, его принципы. Описаны принципы защиты граждан РФ в России и за её пределами. Регламентировано двойное гражданство, гражданство и брак, гражданство детей, документ определяющий гражданство (паспорт);

2. Приобретение гражданства  РФ. Вторая глава указывает на  основания и порядок приобретения гражданства РФ, восстановление в гражданстве РФ, основания отклонения заявлений о приёме в гражданство РФ, порядок выбора гражданства при изменении Государственной границы РФ;

3. Прекращение гражданства  РФ. Здесь определяется порядок  и основания прекращения гражданства РФ. Выход из гражданства РФ. Основания отказа в выходе из гражданства РФ. Выбор иного гражданства при изменении Государственной границы РФ;

4. Отмена решений по вопросам гражданства РФ. В четвертой главе регламентируются основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства, последствия данной отмены;

5. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц. Здесь описано определение гражданства детей при изменении гражданства родителями, одним из родителей, при усыновлении или удочерении, определение гражданства детей и недееспособных лиц под опекой или попечительством;

6. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ. Здесь регламентированы полномочия в отношении дел о гражданстве РФ, таких органов как Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами РФ.

7. Производство по делам о гражданстве РФ. В данной главе определяется порядок подачи и оформления заявлений о гражданстве РФ, порядок взимания пошлины и консульских сборов с обратившихся с заявлениями, порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства РФ, определение даты приобретения или прекращения гражданства;

8. В восьмой главе  описано обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства РФ, в том числе споров о гражданстве ребёнка или недееспособного лица;

9. Заключительные положения. В данной главе описано отношение закона «О гражданстве РФ» с более ранним законодательством о гражданстве, действительность документов и заявлений, выданных до принятия данного закона, порядок приведения нормативно правовых актов в соответствии с данным законом. Дата вступления в силу данного Федерального закона.

Всего в законе указанно сорок пять статей.

Важнейшим элементом  правового положения (статуса) личности и одновременно основой конституционного строя является институт гражданства. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения  на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Информация о работе Система Российского права