Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:17, контрольная работа
Данная контрольная работа разделена на две основные части, теоретическую и практическую.
В соответствии с заданием, в теоретической части нам предстоит разобраться с тем, что из себя представляет система Российского права, определить её составляющие, что означает понятие правового статуса гражданина Российской Федерации, чем является, и опять же, что из себя представляет Прокуратура РФ, определить сущность общего прокурорского надзора.
Введение………………………………………………………………………………….3
Часть 1…………………………………………………………………………………….4
1. Система российского права ………………………………………..……………...…4
2. Правовой статус гражданина Российской Федерации ……………………..………9
3. Прокуратура РФ. Сущность общего прокурорского надзора .…………………...15
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч1 (1994 г)………………………..19
5. Федеральный закон «О гражданстве РФ» (2002 г)………………………………...21
Часть 2………………………………………………………………………………...…24
Задача 1………………………………………………………………………………….24
Задача 2……………………………………………………………………………….....25
Задача 3……………………………………………………………………………….....26
Заключение……………………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………
Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.
Права и обязанности
граждан в сфере
Согласно Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные Конституцией.
Административно-правовой
статус граждан Российской Федерации,
составляющий важнейшую часть их
общего правового статуса и закрепленн
Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:
- от принципа разделения властей - на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;
- от юридической силы - на законы и подзаконные акты;
- от характера компетенции издающих их органов - на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.
В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам.
В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:
- издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере;
- организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
- помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);
- осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Большинство основных (конституционных)
прав граждан нуждается в
Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения..
Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)
Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.
Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению лица своими действиями прав, выполнять обязанности (дееспособность).
Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами. Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства и других демографических факторов.
Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.
Административная
Административная правосубъектность может быть общей и специальной. Соответственно следует различать общий и специальный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую.
Административная
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других категорий граждан (отмечены в законах "О занятости населения в Российской Федерации”, "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" определяющих статус, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов на территории Российской Федерации данных категорий граждан).
Рассматривая административно-
Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия, нарушающие их права и свободы, реализуется в законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
Конституция РФ устанавливает, что: «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Действующим административным законодательством установлены различные ограничения для лиц, совершивших административные проступки.
Так, гражданин, который имел или имеет судимость, не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в таможенные органы, а в связи с осуждением за преступление он подлежит увольнению со службы. То есть имеются ограничения в выборе вида деятельности.
За лицами, совершившими тяжкие преступления, может быть установлен административный надзор органов милиции, что уже само по себе означает установление специального административно-правового статуса поднадзорного.
Такое наблюдение предусматривает «запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органа внутренних дел.
Право гражданина России на выезд за границу может быть временно ограничено, если он:
Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регламентируется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами по вопросам статуса гражданина. В состав правового статуса гражданина многие авторы включают различные элементы: права, обязанности, ответственность, правоспособность, гарантии. В науке нет единого мнения по определению правового статуса личности. Правовой статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав, обязанностей и ответственности.
3. Прокуратура РФ. Сущность общего прокурорского надзора
В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» - «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.
Россия – федеративное
государство с самой большой
территорией в мире, с национально-территориальным
делением, где без органа, осуществляющего
надзор за исполнением законов, сложно
сохранить территориальную
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура – самостоятельный орган государства, не принадлежащий ни к одной из трех ветвей государственной власти. Прокуратура как орган государства не осуществляет властных функций. Власть исходит лишь от прокурора. Именно посягательство на охраняемые законом интересы общества и государства служит основанием применения прокурорской власти. Приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых прав граждан прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.