Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 10:30, курсовая работа
Целью исследования является исследование системы гражданско-правовых способов защиты прав собственности и других вещных прав.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
Рассмотреть вопросы формирования системы гражданско-правовых способов защиты права собственности и других вещных прав.
Раскрыть содержание вещно-правовых способов защиты права собственности и других вещных прав.
Проанализировать обязательственно-правовые способы защиты права собственности.
Выявить правовые проблемы, возникающие при применении гражданско-правовых способов защиты права собственности на практике.
Введение 3
Глава 1. Формирование системы гражданско-правовых способов защиты права собственности и других вещных прав 7
§ 1 История развития права собственности в России 7
§ 2 Понятие и система гражданско-правовой защиты права собственности и других вещных прав 13
Глава 2. Применение вещно-правовых способов защиты права собственности 22
§ 1 Виндикационный иск 22
§ 2 Негаторный иск 47
§ 3 Понятие и применение иска о признании права собственности 52
Глава 3. Обязательственно-правовые способы защиты права собственности 61
Заключение 68
Список использованных источников 74
Предметом негаторного иска является требование истца об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения. Чаще всего третьи лица своим противоправным действием или бездействием создают собственнику препятствия в осуществлении правомочия пользования. Например, пользование строением может быть затруднено неправомерным огораживанием земельного участка, ростом дерева, посаженного в непосредственной близости от строения, складированием материалов или топлива, загромоздивших проезд к нему и т. п. С помощью негаторного иска собственник может добиваться прекращения подобных действий, а также устранения нарушителем своими силами и средствами созданных им помех.
Возможны случаи создания препятствий и в осуществлении правомочия распоряжения. Так, если при аресте имущества должника в опись случайно попали вещи, принадлежащие другим лицам, эти лица лишаются возможности распоряжаться своим имуществом ввиду возложенных на него ограничений. Средством защиты в данном случае выступает так называемый иск об освобождении имущества от ареста (исключения из описи), который с точки зрения своей материально-правовой сущности является чаще всего негаторным иском. Негаторную природу будет иметь и требование предприятия о снятии ограничений с его имущества, наложенных финансовыми, налоговыми и иными аналогичными органами.
Наряду
с требованием об устранении уже
имеющихся препятствий в
Основанием негаторного иска служат обстоятельства, обосновывающие право истца на пользование и распоряжение имуществом, а также подтверждающие, что поведение третьего лица создает препятствия в осуществлении этих правомочий. В обязанность истца не входит доказательство неправомерности действия или бездействия ответчика, которые предполагаются таковыми, если сам ответчик не докажет правомерность своего поведения.
Вместе с тем иск может бить заявлен лишь до тех пор, пока длится правонарушение или не ликвидированы его последствия. С устранением препятствий в осуществлении права собственности отпадают и основания для негаторной защиты. В этой связи негаторный иск не подлежит действию исковой давности. Иными словами, не имеет значения, когда началось нарушение права собственности; важно лишь доказать, что препятствия в его осуществлении сохраняются на момент предъявления и рассмотрения иска.
Законодатель закрепил только два способа защиты права собственности — истребование имущества из чужого незаконного владения (ст. ст. 301-303 Гражданского кодекса РФ) и защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса РФ), гл. 20 Гражданского кодекса РФ не предусматривает третьего способа защиты права собственности. Между тем он широко используется и применяется на практике.
Прежде всего необходимо отметить, что юридическая природа иска о признании права собственности оценивается в литературе по-разному. Большинство авторов считает, что российское гражданское право никакого самостоятельного иска о признании права собственности не знает, требование же о признании права собственности, по их мнению, входит в качестве одного из притязаний в состав виндикационного или негаторного иска. Другие авторы вполне обоснованно рассматривают иск о признании права собственности в качестве самостоятельного вещно-правового требования.
В.А. Тархов и В.А. Рыбаков отмечают, что право собственности защищается только мерами, предусмотренными гл. 20 Гражданского кодекса РФ. При этом они называют лишь вещно-правовые иски: виндикационные и негаторные, вытекающие из названных мер. Авторы мотивируют свою позицию следующим образом. В гл. 20 Гражданского кодекса РФ говорится не о всех вообще средствах защиты, а только о тех, которые осуществляются в пределах правового отношения собственности и с помощью которых реализуется компенсационная функция гражданского права в области правоотношений собственности31.
Д.М.
Генкин придерживался практически
такой же позиции, указывая, что совокупность
всех названных средств гражданско-
Безусловно, предложенная позиция является вполне обоснованной и взвешенной, однако указанная позиция представляется классической для гражданского права, если не сказать больше — исторически сложившейся, так как опирается прежде всего на римское право и не рассматривает гражданское право в динамике.
А. Зевайкина говорит, что Гражданский кодекс РФ не признает самостоятельности подобного иска и указывает, что если лицо, требуя освободить имущество от ареста, доказывает свое право собственности, но не добивается его возврата, так как имущество находится во владении контрагента на законном основании, то такие требования с точки зрения их юридической природы можно квалифицировать лишь как иски о признании права собственности32.
Следует особо подчеркнуть, что если Гражданский кодекс РФ не называет такого иска, то нельзя сказать, что он не признает его самостоятельности.
Кардинально
противоположную позицию
Вещно-правовой характер иска удалось доказать А.П. Сергееву, который отмечает, что этот иск является абсолютным, так как может быть предъявлен к любому лицу и не связан с какими-либо обязательственными отношениями; он является вещным, так как направлен на защиту индивидуально-определенного имущества; существо этого иска, состоящее в признании прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, не совпадает ни по содержанию, ни по форме с виндикационным и негаторным исками34.
Самым важным аргументом в защиту вещно-правовой природы иска о признании права собственности служит прежде всего судебная практика.
Так, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, даже самим Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривается возможность оспорить в судебном порядке зарегистрированное право. Следует отметить, что под оспариванием следует понимать не только требование о признании права за лицом, но и оспаривание оснований возникновения права собственности у лица, к которому направлены требования.
В Постановлении от 13 марта 2008 г. № А40-22837/07-50-199 ФАС Московского округа указал, что защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Вместе с тем, как отмечается судом кассационной инстанции, способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу указанной правовой нормы, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующее право.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым способом защиты нарушенного права собственности на определенную вещь, так как в силу своей правовой природы субъективное право собственности является элементом абсолютного правоотношения, в котором собственнику противостоят все иные лица, обязанные воздержаться от нарушений этого права.
В абсолютных правоотношениях, в отличие от относительных, управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц, в связи с этим право управомоченного лица может быть нарушено любым лицом.
Необходимость в таком способе защиты, как признание права, возникает тогда, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается, приводит к невозможности его использования, затрудняет такое использование или имеется реальная угроза таких действий.
По другому делу о признании права собственности кассационный суд ФАС Московского округа указал в Постановлении от 23 июня 2008 г. № КГ-А40/5259-08, что в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является требование о признании права.
Иск
о признании права
Однако
в Постановлении ФАС
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Для защиты гражданских прав возможно использовать один из перечисленных в статье способов либо несколько способов. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применить лишь этот способ.
Требованием о признании права снимается сомнение в принадлежности права тому или иному лицу. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления иска является отсутствие обязательственных отношений между истцом и ответчиком, иными словами, стороны спора не должны иметь иной связи, кроме самой вещи.
По общему правилу при предъявлении иска о признании права собственности истец как лицо, претендующее на признание себя собственником определенного имущества, должен в силу ст. 218 Гражданского кодекса РФ доказать наличие определенных юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.
Следовательно, в силу прямого указания закона вопрос о праве собственности на недвижимое имущество, приобретенное у лица, которое не имело права его отчуждать, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска.
Однако, если руководствоваться логикой суда о том, что право собственности как вещное право должно защищаться только вещно-правовыми способами защиты, т.е. при помощи виндикационного или негаторного иска, возникает совершенно очевидный правовой коллапс. А именно: подобный подход является неправильным, так как далеко не во всех случаях при защите нарушенного права собственности имеются основания для применения виндикационного или негаторного иска. В частности, если имущество никогда не выбывало из фактического владения истца, а его право нарушено лишь внесением записи о другом собственнике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом случае истец не может обратиться с виндикационным иском, так как отсутствуют необходимые основания, а именно: имущество как находилось, так и находится в фактическом владении истца, а ответчик никогда не владел и не занимал спорных помещений. Соответственно, заявлять виндикацию не имеет смысла, поскольку, во-первых, отсутствуют основания для предъявления соответствующего иска, а во-вторых, исполнить вынесенный судебный акт будет невозможно.