Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:39, реферат
Мы продолжаем публикацию статей, посвященных зарубежному опыту функционирования системы государственного управления с целью систематизировать, изучить и обобщить мировой опыт. В теории административно-государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская и немецкая. Авторы - первый заместитель директора Института современной экономики и политики при Фонде первого Президента РК А.Ж. Шоманов, зав. отделом КИСИ при Президенте РК А.А. Морозов, ведущий научный сотрудник КИСИ при Президенте РК А.Ж. Тастенов исследовали систему государственного управления в США.
- не карьерные государственные служащие (занимающие главным образом, «патронажные» должности).
Должности государственных служащих делятся на 18 категорий. Первые восемь отведены техническим исполнителям с 9 по 15 - среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высшей квалификации; с 16 по 18 - высшему руководящему составу, (В ряде министерств и ведомств, например в Государственном департаменте, установлены собственные табели о рангах.). (16). Поскольку деятельность государственной службы определяется в основном профессиональной квалификацией ее высшего звена, в дальнейшем изложении материала мы будем рассматривать, главным образом, законодательство о высшем руководящем составе государственной службы.
Согласно параграфу 31З2 титула 5 Свода законов США, к высшему руководящему составу относятся служащие:
- руководящие ведомствами
или структурными
- ответственные за реализацию
определенных программ или
- контролирующие, оценивающие
или координирующие
- руководящие работой
государственных служащих, не отнесенных
к числу персональных
- иным образом выполняющие
важные задачи принятия
Законодательство США
достаточно эффективно решает задачу
ограничения неконтролируемого
роста высшего звена
Установлены ограничения
и в отношении других категорий
государственных служащих. В частности,
общее число не карьерных государственных
служащих (заявки на утверждение этих
должностей подаются ведомствами в
Управление государственной службы
ежегодно) не должно превышать 10% от общей
численности высшего
В государственной службе, основанной на принципах «системы заслуг», набор на соответствующие посты проводится в двух формах - «открытой» (для должностей конкурсной службы) и «закрытой» (для государственного департамента, служб здравоохранения, лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность может быть занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен. При закрытом наборе занятие высших постов осуществляется правило, в порядке карьерной службы в данной системе.
На конкурсную службу и
службу в «исключенных»
Одним из принципов государственной службы является равенство возможностей при трудоустройстве. Однако законодательством установлены льготные условия для ряда категорий, в том числе для ветеранов войны, бывших военнослужащих, инвалидов и представителей национальных меньшинств.
В последнем случае речь
идет о недостаточном или
Процедура приема на работу включает следующие стадии:
1) проверка заявления;
2) проведение экзаменов или собеседования;
3) проверка благонадежности;
4) выбор кандидата на должность;
5) проверка в течение испытательного срока.
Конкурсные экзамены проводятся в письменной и устной форме и имеют целью проверку профессиональных знаний и пригодности кандидатов для занятия должностей, как правило, среднего звена управления. Экзаменационные требования согласовываются с управлением государственной службы.
Важным условием является
опубликование перечня
Испытательный срок по закону
не должен превышать одного года. По
истечении этого срока
Таковы общие требования к приему на государственную службу.
Квалификационные требования
устанавливаются главой какого-либо
административного ведомства в
соответствии с теми нормами, которые
разрабатываются управлением
Интересно отметить, что законодательство ограничивает прием на государственную службу высших чиновников, не имеющих должного опыта работы на государственной службе. Общая численность должностных лиц высшего руководящего состава, не имеющих до вступления в должность 5-летнего непрерывного стажа государственной службы, не должна превышать 30%.
В каждом административном
ведомстве с учетом, рекомендаций
управления государственной службы
разрабатывается собственная
В административных ведомствах, из числа работающих в них служащих создаются комиссии по вопросам приема на работу, в задачу которых входит рассмотрение заявлений кандидатов на занятие карьерных должностей. Решения комиссий по каждому из заявлений кандидатов на занятие карьерных должностей в письменной форме. Общими критериями оценки служат:
1) опыт управленческой деятельности;
2) успешное участие в
программах повышения
3) наличие особых знаний
и опыта, которые дают
Законодательство не содержит специального раздела о правах государственных служащих. Соответствующие нормы разбросаны по всему тексту титула 5 Свода законов США.
Законодательство особо
регламентирует вопрос о назначении
должностных окладов в
а) учитывать в пределах
фонда заработной платы качество
исполнения должностных обязанностей;
б) варьировать размеры
Установление должностного
оклада производится в соответствии
с рекомендациями, разработанными Управлением
государственной службы, не чаще чем
один раз в год. В течение года
допускается его изменение
При установлении конкретного размера должностного оклада служащим высшего руководящего состава руководители ведомств должны учитывать качество исполнения им должностных обязанностей в достижении стоящих перед ведомством целей, которое оценивается на основе таких критериев как: 1) улучшение действенности и эффективности правленческого труда, качества работы, включая сокращение объема делопроизводства; 2) экономия средств 3) своевременность исполнения должностных обязанностей; 4) иные показатели действенности, эффективности и исполнительской дисциплины лиц, подчиненных государственному служащему (20). Помимо заработной платы государственным служащим даются выплаты в порядке поощрения или компенсации убытков. Кроме того, государственные служащие имеют право на частичную или полную оплату медицинского обслуживания: на социальное страхование из государственных средств. Данные меры существенно увеличивают число желающих поступить на государственную службу.
Обязанности государственных служащих в общих чертах закреплены в так называемом Кодексе этики государственной службы, утвержденном резолюцией конгресса США в 1958 г.
«Каждое лицо, состоящее на государственной службе должно:
1) ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности, отдельным лицам, партии или государственным органам;
2) поддерживать Конституцию,
законы и постановления
3) работать полное рабочее
время за дневную оплату; прилагать
необходимые усилия и старание
к выполнению своих
4) стараться находить
и применять наиболее
5) никогда не осуществлять
дискриминацию путем
6) не давать никаких
обещаний, касающихся должностных
обязанностей, поскольку государственный
служащий не может выступать
как частное лицо, когда дело
касается государственной
7) не вступать ни прямо,
ни косвенно в коммерческие
отношения с правительством, если
это противоречит
8) никогда не использовать
при исполнении должностных
9) вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;
10) соблюдать эти принципы,
сознавая, что государственная должность
является выражением
Государственный служащий, в отношении которого применяются такие меры дисциплинарного воздействия, как увольнение, временное отстранение от работы без выплаты зарплат до 14 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, отпуск без содержания срок до 30 дней, имеет право:
«1) на письменное уведомление
за 30 дней, за исключением тех случаев,
когда имеются основания
2) на достаточное время,
но не менее семи дней, подготовки
объяснения в письменной форме
и предоставления тех
3) быть представленным адвокатом или иным доверенным лицом;
4) на получение в письменной форме мотивированного решения в наиболее сжатые сроки» (22).
Меры взыскания могут быть обжалованы в Совет по вопросам защиты «системы заслуг».
Государственный служащий или
кандидат на занятие должности имеет
право на рассмотрение дела с участием
адвоката или доверенного лица. Рассмотрение
жалоб по делам об увольнении государственных
служащих осуществляется Советом. Жалобы
на иные меры взыскания рассматривается
должностными лицами Совета либо судьями
единолично. Стороны по делу представляют
необходимые для его
Информация о работе Система государственного управления в США