Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:39, реферат
Мы продолжаем публикацию статей, посвященных зарубежному опыту функционирования системы государственного управления с целью систематизировать, изучить и обобщить мировой опыт. В теории административно-государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская и немецкая. Авторы - первый заместитель директора Института современной экономики и политики при Фонде первого Президента РК А.Ж. Шоманов, зав. отделом КИСИ при Президенте РК А.А. Морозов, ведущий научный сотрудник КИСИ при Президенте РК А.Ж. Тастенов исследовали систему государственного управления в США.
За 1950 - 1990 гг. число государственных
работников возросла почти в 3 раза,
а число наемных рабочих и
служащих на частных предприятиях и
в учреждениях - менее чем в 2 раза.
В этот период каждое четвертое место,
создаваемое в стране, приходилось
на государственный сектор. Согласно
прогнозу министерства труда, занятости
в государственном секторе
В последние три десятилетия
увеличение числа государственных
работников происходит как в административно-
В 1960 - 1990 гг. темпы расширения
федерального аппарата были относительно
невелики, а в последние годы отмечалось
и некоторое уменьшение численности
федеральных служащих. Это было вызвано
стремлением правительства
Причиной этого процесса является известное «разделение труда» между центральными и местными органами власти. Так, федеральное правительство осуществляет важнейшие функции государственного управления, представляющие жизненно важный интерес для господствующего класса США: регулирование экономики страны, обеспечение ее обороны, проведение внешней политики. А штаты и местные органы управления, оставляя за высшими эшелонами власти функции первостепенного значения и освобождая их от огромной массы рутинных операций, специализируются главным образом в области внутренних социально-экономических программ. На них возложена задача развития и поддержания таких отраслей общественной и социально-экономической жизни страны, как системы образования и здравоохранения, полицейская и пожарная охрана, коммунальные и прочие городские службы и пр. Реализация этих государственных функций не только требует большого числа работников, но и обусловливает - с ростом населения и урбанизацией - постоянное увеличение их численности.
В последующие годы законодательство,
регулирующее гражданскую службу, неоднократно
дополнялось и изменялось. Одним
из последних наиболее значительных
актов был Закон о реформе
гражданской службы 1978 г. Этим законом
вместо комиссии были созданы в качестве
независимых ведомств три новых
органа (Управление по руководству
персоналом, Управление особого советника
и Совет по охране системы заслуг),
которым было поручено выполнение трех
различных функций, порученных ранее
комиссии: 1) управление набором, обучением
и продвижением служащих; 2) расследование
случаев нарушений правовых норм;
3) вынесение решений по таким
нарушениям. Помимо этого Закон 1978 г.
предусмотрел проведение ежегодной
оценки работы служащих, усилил их поощрение
путем более широкого применения
премий и создал новую группу служащих
- Службу старших руководителей. Многочисленные
и очень детальные правовые нормы
по вопросам гражданской службы содержатся
в основном в кодифицированном пятом
разделе Свода законов США.(13)
1) набор на государственную
службу должен производиться
из числа квалифицированных
2) ко всем служащим
и претендентам на занятие
должности, независимо от их
политической принадлежности, вероисповедания,
национального происхождения,
3) за равную работу
должна быть обеспечена равная
оплата с учетом как
4) все служащие должны отвечать высоким требованиям профессионального и должного поведения и заботиться об общественных интересах;
5) федеральная рабочая
сила должна использоваться
6) сохранение должностей
государственными служащими
7) следует обеспечить
эффективное обучение и
8) служащие должны быть
защищены от произвола,
9) служащие должны быть
защищены от преследований за
законное оглашение информации,
которая, как обоснованно
Законодательство достаточно
четко формулирует понятие
1) проявлять дискриминацию
в отношении, какого-либо
2) запрашивать или рассматривать
любую рекомендацию или
а) оценку трудовой деятельности лице, его подготовки, способностей или общей квалификации;
б) оценку характера, лояльности или профессиональной пригодности этого лица;
3) принуждать лицо к
политической деятельности (включая
предоставление каких-либо
4) вводить в заблуждение
любое лицо или умышленно
5) влиять на какое-либо
лицо таким образом, чтобы оно
отказалось от участия в
б) оказывать предпочтение
или предоставлять
7) назначать, нанимать
или отстаивать назначение, наем
на должность в
8) совершать или отказывать
в совершении кадровых
а) публичное оглашение информации служащим или кандидатом на занятие должности, которая, как обоснован, считает служащий или кандидат, свидетельствует: о нарушении какого-либо закона, правила или постановления; о правильном управлении, растрате фондов, злоупотреблении властью либо о наличии существенной и реальной опасности для благосостояния или угрозы для безопасности общества, если такое оглашение специально не запрещено законом, если такая информация не должна в соответствии с исполнительным приказом президента оставаться в тайне в интересах национальной обороны или ведения международных дел;
б) сообщение Специальной комиссии Совета по вопросам защиты «системы заслуг» или генеральному инспектору, регулирующему деятельность соответствующего органа, либо ответственному должностному лицу информации, которая, обоснованно считает служащий или кандидат, свидетельствует: о нарушении какого-либо закона, правила или постановления; о неправильном управлении, растрате фондов, злоупотреблении властью либо о наличии существенной и реальной опасности для благосостояния или угрозы для безопасности общества;
9) совершать или отказывать
в совершении действия в
10) проявлять дискриминацию
в отношении какого-либо
11) совершать или отказывать
в совершении любого другого
действия, если совершение или
отказ в совершении такого
действия нарушают какой-либо
закон, правило или
Согласно теории и практике
государственного управления США, в
категорию государственных
Государственный сектор США имеет структурные особенности, обусловленные федеративным устройством страны. Поэтому все государственные работники подразделяются на:
а) федеральных, т. е. тех, кто
занят в учреждениях
б) работников штатов - занятых в органах правительств штатов;
в) местных - работающих на предприятиях
и в учреждениях местной
В США под федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации. Помимо федеральной существуют государственные службы отдельных штатов и аппарат управления органов местного самоуправления.
В основу организации федеральной государственной службы положено деление служащих на две категории - «конкурсную» и «патронажную».
К первой категории относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг», установленными законодательством.
Ко второй категории относятся
те государственные служащие, которые
назначаются на должности президентом
единолично (помощники и советники
президента) либо по совету и с согласия
сената (главы федеральных органов
исполнительной власти и т.д.). Кроме
того, к числу «патронажных»
Особый статус имеют государственные
служащие так называемых «исключенных»
(не подпадающих под общее
Законодательство делит государственных служащих на несколько категорий:
- карьерные государственные служащие, продвигающиеся по службе в соответствии с «системой заслуг»;
- государственные служащие,
нанимаемые на определенный
- государственные служащие,
нанимаемые на срок действия
чрезвычайных обстоятельств (
- государственные служащие
на резервируемых должностях
перечень этих должностей
Информация о работе Система государственного управления в США