Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 84 вопроса по дисциплине "Конституционное право".
50
Конституционные обязанности
граждан
Каждый
чел д. нести К обязанности, выполнен.
~ необходимо для норм. развития общ. В
отличие от прежней К новая К, 1) закрепляет
лишь наиболее важные К обязанности, 2)
не увязывает их столь жестко с К правами
и свободами. К обязанностями в РФ явл:
- обязанность соблюдать К и з-ны РФ; сохранять
природу и окруж среду, бережно относиться
к природным богатствам; платить налоги
и сборы; заботиться о сохранении историч.
и культ. наследия, беречь памятники истории
и культ; защита Отечества, обязанность
родителей заботиться о своих детях, воспитывать
их и, соответственно, обязанность трудоспособных
детей, достигших 18 лет, заботиться о трудоспособных
родителях.
51
Правовое положение
иностранных граждан
и лиц без гражданства
в РФ.
К.
(ст. 62 п.3) "Иностранные граждане,
лица без Гр. пользуются в РФ правами
и несут обязанности наравне
с гражданами РФ, кроме случаев, установленных
ФЗ, или м/н договором РФ. Закона РФ о
положении ин. Гр. и лиц без Гр. нету. Есть
закон 81г. "о правовом положении ин.
граждан в СССР" Ин. граждане - это не
граждане РФ и имеющие док-ва своей
принадлежности к Гр. иностранных гос-в.
1) Ин. гр. равны перед законом, независимо
ни от чего, они обызаны соблюдать К. РФ,
ее законодательство. 2) постоянно проживающие
в РФ ин. гр. могут работать на общих основаниях
с гр. РФ. 3) Ин. гр. имеют право на отдых,
охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность,
образование… 4) могут вступать в профсоюзы,
разл. общ. объединения… 5) Им гарантируется
свобода совести, неприкосновенность
личности, жилища 6) не обладают избират.
правами. 7) не м. занимать гос. должности
8) не несут воен. обязаностей 9) допускается
передвижение по терр. РФ, выбор места
жительства 10) м. устанавливаться ограничения
в интересах обеспечения гос. безопасности.
11) при совершении преступления в РФ подлежат
ответственности на общих основаниях
с гр. РФ. Эти же положения распространяются
и на лиц без Гр., если иное не предусматр.
законодат-вом, но они не затрагивают привелегий
и иммунитетов глав и сотрудников ин. дипломатических
и консульских представительств, + других
лиц, установленных законодат. и м/н договорами.
Конст. (ст. 63) РФ предоставляет полит. убежище
в соотв. с общепризнаными нормами м/н
права. Сущ. указ президента от 95г. "Положение
о порядке предоставления полит. убежища
в РФ". Вопросы о полит. убежище решаются
президентом. Не допускается выдача лиц
преследуемых за полит. убеждения и за
действия не признаваемые в РФ преступлениями.
За иные преступления выдача осущ. в соответствии
с ФЗ и иными преступлениями
52 Правовой
статус беженцев и вынужденных
переселенцев в РФ.
Беженец-
Лицо не гражд. РФ, находится за пределами
страны пост. места жит. или г, покинул
эту страну в силу обоснованных причин.
Вынужденный переселенец- как правило
гражд. РФ, вынужденный переселится из
другой страны на родину или сменивший
субъект проживания в РФ. Получение
статуса- ходатайство. Льготы .субсидии,
пенсии, жильё, упрощённый порядок принятия
г( для беженцев). ВП- Обладают всей полнотой
прав и обязанностей. Беженцы - отсутствие
полит. прав. и обязанности службы в ВС
РФ, некоторые огран. передвиж и выбора
места жительства.
53 Уполномоченный
по правам человека
в РФ.
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения госй защиты прав и свобод граждан; их соблюдения и уважения госорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченным по правам человека в РФ может быть:
• гражданин РФ не моложе 35 лет;
• обладающий квалификацией в области прав и свобод человека;
• имеющий опыт их защиты.
Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФ Гос Дума ФС РФ большинством голосов от общего числа депутатов при тайном голосовании. Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека могут предложить:
• Президент РФ;
• Совет Федерации;
•
депутатские объединения в
• депутаты Госдумы.
Предложенные кандидатуры включаются в список для тайного голосования при согласии не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.
Срок пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ - 5 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на данную должность не более чем на два срока. Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права:
• заниматься политической деятельностью;
• любой иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой;
• быть депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
• состоять на госслужбе;
Уполномоченный по правам человека в РФ обладает неприкосновенностью в течение срока, на который был избран. Он не может быть:
• привлечен к уголовной или административной ответственности без согласия Госдумы;
• задержан, арестован, подвергнут обыску (за исключением случаев задержания на месте преступления);
• подвергнут личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц);
• его служебное и жилое помещение, багаж, транспортные средства, средства связи, документы также обладают неприкосновенностью. Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается отдолжности в случаях:
• занятия деятельностью, несовместимой с его статусом;
• вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
• неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности;
• по личному заявлению.
3. Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ -
рассмотрение жалоб граждан РФ (иностранцев, лиц без гражданства) на нарушение прав человека в РФ.
Жалобы подаются на решения или действия (бездействие):
• государственных органов;
• органов местного самоуправления;
• государственных служащих, если ранее они обжаловались в судебном порядке, но заявитель не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Жалобы не принимаются:
• на решения Госдумы и Совета Федерации;
• законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Жалоба должна содержать:
• фамилию, имя, отчество;
• адрес заявителя;
• изложение существа решений, действий (бездействия), нарушавших его права;
• копии решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
После получения жалобы Уполномоченный по правам человека:
• принимает жалобу к рассмотрению;
• разъясняет заявителю средства, с помощью которых он может защищать свои права и свободы;
• в случае необходимости передает жалобу госоргану, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенции которых разрешить жалобу по существу;
• мотивированно отказывает в принятии жалобы к рассмотрению (данный отказ не подлежит обжалованию).
Уполномоченный по правам человека может по собственной инициативе в пределах своей компетенции принять меры по защите прав и свобод
.граждан:
• в случае грубого и массового их нарушения;
• защиты интересов лиц, не способных по тем или иным причинам защищать свои права.
По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Привит-во РФ, К. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ.
Финансирование
деятельности Уполномоченного по правам
человека осуществляется из средств
федерального бюджета. Для обеспечения
его деятельности создается специальный
рабочий аппарат. Основной нормативный
акт, регулирующий вопросы статуса и деятельности
Уполномоченного по правам человека в
РФ, - ФКЗ "Об Уполномоченном по правам
человека в РФ" от 26.02.97 № 1-ФКЗ.
54.
Россия как фед гос-во:
основные характеристики.
После
подписан. 31 марта 92 г. федерат. договора D
и юр. природа РФ. До этого РСФСР явл. формально
К. федерацией, т.е отсутств. спец-е. договора,
об отношен. Рос. с ее автономными образованиями
или к-л. др. тер-ми частями. Они регулир.
К. РСФСР, К. АССР и з-ми РФ об автономных
обл. и автономных округах. После подписан.
Федерат. договора РФ превратилась в К-договорную
федерацию. Правовая природа Федер. договора:
1) он имеет ранг К. н-п. акта 2) согласно
ст.8 этого договора, он явл. составной
частью К. РФ 1978 г. 3) D-я и дополнения в данный
раздел К. РФ считались принятыми, если
они одобрялись органами законодат. власти
не менее чем 2/3 S РФ. Федерат. договор д.б.
закрепить перераспределен. предметов
ведения и полномочий = федер. органами
гос. власти и органами власти S РФ, а не
наделять федерацию полномочиями по принципу
делегирования их от S центру, т.е снизу
вверх. Федерат. договор не определ. и систему
федер. органов гос. власти. Их система,
структура, порядок организации и компетенция
устанавл. К. РФ. Принятие 12.12.93 г. новой
К. РФ внесло некотор. коррективы в соотн.
Федер. договора и К. РФ- Оставаясь действующим,
Федер. договор не включ. теперь в К. РФ
в качестве её составной части. Новая К.
РФ более четко определ. субординацию
= ней и федерат. договором. Во 2 разделе
К. РФ записано, что в случае несоотв. положен.
К положений Федер. договора действуют
положен. К. РФ. Но это не меняет юр. природы
РФ как К-договорной федерации, т.к. федерат.
договор продолжает действовать наряду
с новой К. Более того, К. РФ предусмотрела
возможность заключен. двухсторонних
договоров о разграничении предметов
ведения и полномочий = органами гос. власти
РФ и органами гос. власти S РФ.
55. Становление
и развитие России как
федеративного гос-ва.
56. Субъекты
РФ, их правовой статус.
Порядок изменения статуса
субъектов.
57 Конституционно-правовой
статус республик в
РФ.
В составе
РФ в настояшее время находится
21 республика. Статус республики определ.
К. РФ и К. самой республики. В отличие
от прежней К., где статус АССР был довольно
подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет
лишь самые общие положения, предоставляя
возможность республике в своей К. сделать
это исчерпывающим и детальным образом.
Республика - это госуд., образованное
по национ.-территориальному принципу.
Ей присущи те признаки и черты, которые
хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет
свою К., ~ она самост. разрабатывает и принимает.
2) каждая республика имеет свое законодат.
3) каждая республика имеет свои законодат.,
исполнит. и суд. органы, ~ она самост. формирует.
4) каждая республика облад. правом тер-ого
верховенства, без ее согласия тер-рия
республики не м.б. D 5) республики вправе
устанавливать свои гос. языки. 6) республика
вправе устанавливать свое гражд-во. 7)
республика вправе участвовать во внешнеэкон.
и иных м/н отношен., 8) каждая республика
имеет свои символы: герб, флаг, столицу.
Эти и др. признаки свидет. о том, что республ.
как гос. обладает гос. суверенитетом.
Это положение прямо не закреплено в новой
К., однако Федерат. договор, К. республик
прямо указывают на это. Кроме того, республики
приняли Декларации о гос. суверенитете
своих республик. Каждая республика в
составе РФ - это национ. гос.
58
Конституционно-правовой
статус краев, областей
и городов федерального
значения как субъектов
РФ.
до 31 марта
1992 г. ( подписан. Федерат. договора) области,
края, города федер-го значения, по действовавшей
в то время. К. РФ являлись админ-территор.
единиц. Этот договор, и К. РФ относят
теперь эти образования к числу
S РФ. =>, их н. считать теперь не админ-территор.
единицами, а территориально-гос. образованиями,
построенными по территор. принципу. Статус
края, обл., города федер. значен. определ.
К. РФ и уставом края, области, города федер.
значен. Устав - это учредит. К. акт, принимаемый
законодат. (представит.) органом гос. власти
соответств. края, обл., города федер. значен.
Он подлежит такой же правовой защите,
как и ф.з. Гос. хар-р указанных S РФ определяется
также тем, что они имеют право издавать
свои з-ны, их тер-рия не м.б. D без их согласия, они
имеют своих представителей в федер. органах
гос. власти, обладают правом законодат.
инициативы в ГД ФС и т.д. В области. экон,
соц. сфере, экологии, культуры и т.д. края,
обл., города федер. значен. равноправны
с республиками. Однако в отличие от республик
этот вид S не имеет К. (ее заменяет Устав),
своего гражданства, их высшее должностное
лицо не м. называться президентом, а сфера
законодат. регулирования (особенно по
налоговым вопросам) уже, чем у республик,
они не м. устанавливать свой гос. язык
и т.п. Эти и др. различ. = указанными 2 видами
S РФ объясняются тем, что республики -
это госуд., а края, обл., города федер. значен.
таковыми не явл., хотя и обладают признаками
гос. образований.