Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа
Целью данной работы является теоретический анализ вещных прав ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом, а также применения соответствующего.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
исследовать историю развития сервитута;
рассмотреть понятие, порядок установления и государственную регистрацию сервитута;
определить правовую природу сервитутов, их классификацию, анализ правоотношений между собственником обремененного сервитутом недвижимого имущества и лицом, осуществляющим право на сервитут.
проанализировать основания установления и прекращения публичного сервитута.
определить права и обязанности субъектов правоотношения сервитута, анализ способов приобретения права на сервитут.
Введение………………………………………………………………… 4
Глава 1. Общая характеристика развития сервитута (историко-правовой аспект)………………………………………… 8
§1. Институт сервитута в зарубежном праве………………………... 8
§ 2. Развитие сервитута в России…………………………………….. 21
Глава 2. Особенности правового регулирования сервитута…… 25
§1. Понятие сервитута, порядок установления и государственной регистрации……………………………………………………………... 25
§ 2. Частный сервитут……………….…………………………………. 37
§ 3. Публичный сервитут………………………………………………. 46
Заключение…………………………………………………………… 59
Библиографический список…………………………………………. 64
Полагаем, решение вопросов компенсации за ограничения в реализации отдельных правомочий в публичных интересах применительно к данной категории отношений следует осуществлять на основе положений Конституции РФ, согласно которым земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).
Исходя из конституционных принципов регулирования земельных отношений, право частной и иной собственности на землю изначально обременено необходимостью соблюдения публичных интересов в реализации правомочия владения (нормирование предоставления обусловлено объективной ограниченностью земельных ресурсов), а также пользования (обязанность использовать землю по целевому назначению и др.) и распоряжения (регулирование оборота земель специальным законодательством). Указанное обстоятельство позволяет произвести разграничение обременений, установленных земельным и иным законодательством, и сервитутов. К первым следует отнести ограничения в реализации полномочий по владению, пользованию, распоряжению и управлению землями, которые установлены в публичных интересах.
Данные обременения, введенные нормативными правовыми актами, должны квалифицироваться как элементы правового режима соответствующих земель. Сервитут же следует рассматривать как способ обеспечения частных интересов, реализация которых требует согласованных действий заинтересованных лиц либо решения суда. В указанном контексте необходимость использования в законодательстве понятия публичного сервитута отпадает.
Следует отметить, что потребность ограничения свободы в реализации права собственности отмечалась еще в цивилистической литературе начала XX века. Так, Г. Ф. Шершеневич указывал: «при том обширном правомочии, которое дается собственнику, можно опасаться, что осуществление права, ничем не стесненное, способно отразиться весьма вредно на интересах прочих членов того же общества, на интересах самого общества»[53]. Особенно актуально данное мнение применительно к отношениям собственности на землю и иные природные ресурсы, выполняющие функции жизнеобеспечения всего человечества.
Представленный анализ правового регулирования сервитутных отношений позволяет сделать вывод о необходимости сужения в земельном праве (отрасли, преимущественно использующей публично-правовые методы регулирования) сферы применения сервитута как института частного права, имеющего основным целевым назначением обеспечение частных интересов.
ГрК РФ регулирует сервитутные отношения несколько иначе. Так, согласно ст. 64 в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты.
Публичный сервитут закрепляется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами.
Под публичным сервитутом в лесной отрасли понимается право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут).
Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Лесного кодекса.
Публичный водный сервитут определяется как возможность каждого пользоваться водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а частный водный сервитут — как возможность ограничения прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами в пользу заинтересованных лиц.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса.
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:
- забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
- водопоя и прогона скота;
- использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным настоящей статьей, водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные водные сервитуты.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.
ЗК РФ предусмотрел, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Также в ЗК РФ закреплена норма о том, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Это, на наш взгляд, поможет избежать возможных злоупотреблений при установлении публичного сервитута в отношении земельных участков.
2
Заключение
Итак, изучив цивилистику, законодательную базу, регулирующую сервитут в Российском гражданском праве можно сделать следующие выводы.
Сервитуты являются для современного российского права новым видом отношений. Поэтому, на практике регулирование сервитутов связано с некоторыми трудностями. Отчасти, это можно объяснить тем, что длительный промежуток времени в Российской Федерации не действовала глава 17 ГК.
ГК РФ, как базовый нормативный правовой акт, в том числе регулирующий и сервитуты дает лишь поверхностное представление об этом институте, изначально именно институте гражданского права. В ГК РФ отсутствует даже четкое понятие сервитута. Из названия и содержания ст.274 следует, что сервитут, это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Необходимо сразу отметить, что кодекс именно такого понятия сервитута не содержит.
Нормативные правовые акты, принятые до введения в действие Земельного кодекса РФ не могли в полной мере регулировать сервитуты, т.к. в большей части содержания данных актов, приоритетным является регулирование публичных сервитутов. Регулирование сервитутов, возникающих в частноправовом порядке до введения в действие Земельного кодекса, в законодательстве практически не было закреплено.
Указанные положения законодательства, на наш взгляд, свидетельствуют об отсутствии у федерального законодателя четких критериев разграничения публичных и частных сервитутов.
Большинство нормативных правовых актов, в той или иной мере касающихся сервитутов, содержат оговорки, что к сервитутам, возникающим в частноправовом порядке, применяются нормы гражданского законодательства, т.е. нормы о договоре. С другой стороны, часть вторая Гражданского кодекса не содержит статей, специально регулирующих договор об установлении сервитута.
Так же трудности на практике вызывает отсутствие у сторон права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости. В основном, большинству юридических лиц земельные участки принадлежат на праве аренды. Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут).
Сервитут устанавливается по соглашению между субъектом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае отсутствия согласия (соглашения) об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сам сервитут должен во всех случаях устанавливаться способом наименее обременительным для владельца обременяемого участка. И это обременение не лишает собственника участка прав собственности на него.
Особенность сервитута состоит в том, что он сам по себе не может быть самостоятельным предметом купли-продажи и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющихся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого он установлен.
Сервитут может быть прекращен по требованию владельца земельного участка, на который был установлен сервитут, при условии отпадения оснований, по которым он был установлен.
Публичный сервитут может быть установлен органами государственной власти РФ, или органами местного самоуправления в соответствии с нормативно правовыми актами органов государственной власти. Сервитуты подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Исходя из конституционных принципов регулирования земельных отношений, право частной и иной собственности на землю изначально обременено необходимостью соблюдения публичных интересов в реализации правомочия владения (нормирование предоставления обусловлено объективной ограниченностью земельных ресурсов), а также пользования (обязанность использовать землю по целевому назначению и др.) и распоряжения (регулирование оборота земель специальным законодательством). Указанное обстоятельство позволяет произвести разграничение обременений, установленных земельным и иным законодательством, и сервитутов. Данные обременения, введенные нормативными правовыми актами, должны квалифицироваться как элементы правового режима соответствующих земель.
По нашему мнению, сервитут следует рассматривать как способ обеспечения частных интересов, реализация которых требует согласованных действий заинтересованных лиц либо решения суда. В указанном контексте необходимость использования в законодательстве понятия публичного сервитута отпадает. Представленный анализ правового регулирования сервитутных отношений позволяет сделать вывод о необходимости сужения в земельном праве (отрасли, преимущественно использующей публично-правовые методы регулирования) сферы применения сервитута как института частного права, имеющего основным целевым назначением обеспечение частных интересов.
Что касается способа установления сервитута, то наше предложение состоит в том, что сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что проведенное исследование института сервитута выявило только ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования данного института.
Право сервитута представляет собой узкоцелевое использование земельного участка, выделенного для прохода или проезда, т.е. ее нельзя использовать под складирование имущества, размещение какие-либо объектов и т. д. Право сервитута носит придаточный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный земельный участок прекращается
Полагаем, решение вопросов компенсации за ограничения в реализации отдельных правомочий в публичных интересах применительно к данной категории отношений (сервитутных) следует осуществлять на основе положений Конституции РФ, согласно которым земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).
По нашему мнению, право сервитута представляет своего рода право безысходности невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей, то право сервитута возникать не должно. Например, возможен обход соседнего земельного участка для проникновения на земли лица, требующего сервитута, без существенных затрат.