Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:17, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется местом, которое сервитуты занимают в современном российском праве и их ролью в гражданском обороте.
Современный развитый гражданский оборот характеризует наличие многообразных экономических связей, требующих для своего оформления системы разнообразных гражданско-правовых конструкций, отсутствие которых негативно сказывается на экономической системе общества, ограничивая его развитие.
3.
Сервитут не может быть
4. Традиционно определяют, что сервитут не может существовать без выгоды для управомоченного лица. Это в целом верное положение, однако же, не составляет специфики сервитутного права, но справедливо по отношению к частным правам вообще.
5. Пятым признаком сервитутов, традиционно выделяемым со времен римского права, является положение о том, что не может быть сервитута в своей вещи.
К настоящему моменту этот взгляд очень существенно ослаблен. Ряд законодательств (германское, эстонское) содержат нормы, намеренно противопоставленные этому принципу и сохраняющие сервитут в своей вещи вплоть до отдельного акта его ликвидации.
Близко к данному аспекту находится вопрос о возможности существования сервитута в вещи, никому не принадлежащей.
Представляется, что как самостоятельное право, равноценное праву собственности и независящее от последнего, сервитут может быть закрепляем и в бесхозной вещи.
Согласно п.5 ст. 274 ГК РФ; п.6 ст.23 ЗК РФ возникновение сервитутов носит возмездный характер.
Возмездность возникновения для сервитутов традиционна. Однако в результате забвения традиционных положений вещного права некоторые российские правоведы склонны трактовать возмездность возникновения сервитутов как обязанность сервитуария выплачивать собственнику служащего участка периодические платежи в течение срока существования сервитута.
Однако представляется, что это не соответствует природе сервитутов, определяемой целью их существования. Принцип внесения периодических платежей соответствует природе обязательственного права и длящихся отношений между сторонами. В случае с сервитутами конституирование длящихся отношений как противное их вещной природе невозможно. Предоставление какой-либо стороны полезности имущества заинтересованному лицу в обмен на встречную обязанность внесения периодических платежей породит имущественный найм права пользования (обязательственное право), а не сервитут (вещное право).
Можно сказать, что подобно праву собственности, возникают и прекращаются либо безвозмездно, либо в результате единовременной выплаты заинтересованным лицом оговоренной суммы.
Резюмируя
вышесказанное, можно определить сервитут,
как принадлежащее
Классификацию сервитутов можно произвести по различным известным основаниям.
1.
По способу обозначения
2.
По содержанию сервитуты
3.
По способу осуществления
4.
По объекту, в пользу которого
они устанавливаются,
Анализируя нормы российского права можно сделать вывод о том, что действующему законодательству России известны все вышеперечисленные виды сервитутов.
Согласно ГК РФ, возникновение, изменение и прекращение сервитутов происходит после внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость (ст. 131 ГК РФ).
Приведем следующие основания возникновения сервитутов:
1.
Главным основанием
В законодательствах, не содержащих требования обязательного внесения всех сервитутов в единый реестр, возможно и молчаливое установление сервитута, признание его на основании конклюдентных действий.
2.
В последних упомянутых
3.
Следующим основанием
4.
Основанием установления
В действительности суд не уполномочен создавать какие-либо права для частных лиц, но имеет единственной своей функцией охранять и ограждать те права, которые возникли в установленном порядке; суд не может передать право одного лица другому без всякого юридического основания. Юридическим основанием в упоминаемом п.3 ст.274 ГК РФ случае является не судебное решение, а предусмотренное п.1 ст.274 ГК РФ «обеспечение…нужд собственника недвижимого имущества». Если суд не найдет таковых нужд, он не вправе удовлетворить исковое требование, ибо своим решением как таковым суд не может породить новых частноправовых отношений.
Единственно необходимым основанием участия суда в установлении сервитутов является случай, когда воля собственника имущества не может быть выражена вследствие несогласия нескольких сособственников, обратившихся к суду за разделом имущества, состоящего в общем, нераздельном их владении. То есть в раздельном процессе. Суд здесь является выразителем общей воли соучастников и как таковой уполномачивается на установление сервитута. Таким образом, именно и только в случае раздельного процесса можно говорить об установлении сервитутов на основании судебного решения.
Представляется, что изменение уже существующих сервитутов, коль скоро они были установлены по воле и в интересах частных лиц договорным порядком (или даже судом), заинтересованными же лицами в договорном порядке может быть и произведено. Законодательно устанавливаемые сервитуты могут быть изменяемы только внутри пределов, очерченных обязательными постановлениями закона. Вносимые изменения не могут касаться существа сервитутов.
Основания прекращения сервитутов разнятся в случаях с сервитутами личными и земельными. Личные сервитуты, как связанные с личностью сервитуария, прекращаются его юридическим исчезновением из гражданского оборота: смертью физического лица (признанием его умершим) и ликвидацией юридического лица.
Основанием, прекращающим не только личные, но и земельные сервитуты, является отказ сервитуария от сервитута. Отречение сервитуария может быть выражено в одностороннем акте, в частности, в распоряжении на случай смерти. Если отказ сервитуария увязывается с выплатой ему денежной компенсации, необходимо заключение договора.
Следующим основанием прекращения является неисполнение сервитуарием обязанностей, закрепленных за ним устанавливающим сервитут договором (например, невнесение платы). Сервитут в этом случае может быть прекращен только по решению суда, в основание какового и ляжет упомянутое неисполнение обязанностей.
Следующим основанием является окончание срока действия сервитута или же наступление резолютивного условия, предусмотренные правоустанавливающим документом.
Кроме того, основанием прекращения сервитутов является гибель имущества или изъятие его из гражданского оборота. При этом гибель служащего имущества должна быть полной, исключающей возможность его восстановления.
Особый случай представляют конфискация и экспроприация. Конфискация уничтожает сервитут только в таком случае, когда конфискованное имущество подлежит уничтожению. При экспроприации сервитут должен сохраняться, если обстоятельства и содержание сервитута позволяют осуществлять его в новых условиях.
Важный случай прекращения сервитутов содержит ст. 276 ГК РФ, предусматривающая возможность принудительного прекращения сервитута «в случаях, когда земельный участок…в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением». Устанавливается, что данная норма ГК РФ, в целом являясь заимствованием из ГК Нидерландов (ст.79-80 кн.5) не отличается, однако, подробностью положений последнего и в существующем крайне общем виде подрывает сервитутное право, вводя неподобающую этому гражданско-правовому институту изменчивость и колебля прочность установления частных прав. Представляется, что в существующем виде ст. 276 ГК РФ входит в конфликт с основополагающим принципом гражданского права– никто не должен принуждаться к продаже своего имущества даже по справедливой цене.
Представляется так же, что применение данной нормы в существующем виде может быть оправдано только как временная мера (обусловленная существованием нормы п.3 ст.274 ГК РФ) и только в отношении сервитутов, установленных судебным решением против воли владельца служащей недвижимости.
Следующим основанием прекращения сервитутов традиционно считается соединение в одних руках сервитута и права собственности на один и тот же объект. Современные законодательства часто идут против этого принципа и он, сохраняясь в качестве общего правила, имеет силу, поскольку не отменен законодательной нормой.
Наконец, в законодательствах, знающих категорию давности, сервитуты могут прекращаться путем non usus.
Действующее законодательство России пользуется для обозначения наиболее широкого личного сервитута двумя терминами: «узуфрукт» и «пользовладение». Первый используется в 55 статье Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, второй – в многочисленных конвенциях (соглашениях) между Российской Федерацией и рядом иностранных государств об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (ст.ст.6).
Однако представляется, что «пользовладение» является более предпочтительным, как термин, самостоятельно выработанный русским правом и отражающий существо обозначаемого им права, как права на пользование и владение, но не на распоряжение вещью.
Пользовладение представляет собой личный сервитут, управомачивающий сервитуария владеть и пользоваться имуществом, извлекая из него все выгоды, без нарушения сущности и целевого назначения этого имущества.
В отличие от пользовладения, сервитут пользования (usus) не дает права сервитуарию на эксплуатацию вещи в качестве источника доходов, т.е. на присвоение ее плодов, но управомачивает только на пользование вещью для удовлетворения своих личных потребностей.
Вещное право проживания (habitatio) представляет собой частный случай сервитута пользования. Обладатель этого сервитута имеет право проживать в жилом помещении и пользоваться им для своих нужд, вне зависимости от того, кто является собственником помещения. В отличие от остальных сервитутов, данное право продолжало существовать в советский период.