Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:45, курсовая работа
Цель работы – исследование региональной информационной политики в сфере миграции на примере УФМС России по Сахалинской области.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты формирования региональной информационной политики в сфере миграции;
2) провести анализ миграционных процессов в Сахалинской области;
3) рассмотреть пути совершенствования информационной политики в сфере миграции в целях оптимизации миграционных процессов;
4) сформулировать обобщающие выводы.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты формирования региональной информационной политики в сфере миграции………………………………….……………………...5
1.1. Роль государственной информационной политики для общества…………..5
1.2. Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики……………………………………………………………………………...7
1.3. Информационное обеспечение государственной миграционной политики…………………………………………………………………………….12
2. Анализ миграционных процессов в Сахалинской области……………...……15
2.1. Характеристика Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области……………...……………………………………………….15
2.2. Анализ информационной политики в сфере миграции в Сахалинской области……………………………………………………………………………...18
2.3. Проблемы миграционных процессов в Управлении Федеральной миграционной службы по Сахалинской области………………………………...22
3. Совершенствование информационной политики в сфере миграции в целях оптимизации миграционных процессов…………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения………………………………………………………………………....34
Территориальный орган возглавляет начальник (руководитель), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Начальник (руководитель) территориального органа имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке. Подробная организационная структура представлена в Приложении Б.
Территориальный орган в установленном порядке ведет бюджетный учет, составляет статистическую и бюджетную отчетность, представляет ее в установленные сроки в ФМС России, налоговые органы, внебюджетные фонды и другие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Анализ информационной политики в сфере миграции в Сахалинской области
Информационная политика УФМС России по Сахалинской области направлена на обеспечение полной информацией различных целевых групп о своих правах и исполнения ими своих обязанностей. Целевые группы УФМС России по Сахалинской области формируют как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Организация цивилизованной миграции, то есть создание условий для повышения миграционной привлекательности Сахалинской области, с одной стороны, и противодействие нелегальной миграции, с другой, – направлена на реализацию информационной политики Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия устойчивому социально-экономическому развитию региона. Всю информацию о деятельности УФМС можно получить на официальном сайте.
Проведенный мониторинг информации в сфере миграции по Сахалинской области, позволил провести анализ миграционных процессов и выявить проблемы миграции в Сахалинской области.
Приведем данные о численности прибывших и выбывших граждан Российской Федерации на территорию Сахалинской области в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Численность прибывших и выбывших граждан РФ на территории Сахалинской области
Показатели | 2008 г. | Динамика к 2008 г. | 2009 г. | Динамика к 2009 г. | 2010 г. |
Прибывшие | 52794 | 1871 | 54665 | 13414 | 41251 |
Выбывшие | 28719 | 2611 | 31330 | 7430 | 23900 |
Из таблицы 2.1 видно, что в 2010 г. количество прибывших граждан Российской Федерации значительно снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13414 чел. (2009 г. -54665 чел.), а по сравнению с 2008 г. на 11543 чел. Количество выбывших граждан РФ в 2010 г. составляет 23900 чел., что на 7430 чел. меньше 2009 г.
Можно сделать вывод о том, что информация о численности прибывших граждан РФ на территорию Сахалинской области достоверна.
Показатели в сфере иммиграционного контроля:
Поставлено на миграционный учет 63780 иностранных граждан и лиц без гражданства (АППГ – 69670 чел.), из них: зарегистрировано по месту жительства в 2010 г. – 864 чел. (АППГ – 1099 чел.), поставлено на учет по месту пребывания в 2010 г. – 62916 чел. (АППГ -68571 чел.). Данные по странам прибывших иностранных граждан приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Зарегистрированные прибывшие иностранные граждане на территории Сахалинской области
Страна | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Азербайджан | 3187 | 1539 | 1047 |
Армения | 791 | 756 | 806 |
Великобритания | 3194 | 7620 | 6192 |
Индонезия | 918 | 1198 | 893 |
Казахстан | 3134 | 709 | 660 |
Канада | 1965 | 1303 | 1186 |
Китай | 2876 | 5050 | 3516 |
КНДР | 2441 | 2002 | 2949 |
Корея | 2375 | 3193 | 3274 |
Кыргызстан | 5046 | 8092 | 10204 |
Малайзия | 1356 | 1569 | 1488 |
Нидерланды | 1657 | 2062 | 2345 |
Новая Зеландия | 1069 | 695 | 378 |
США | 4354 | 4848 | 5811 |
Таджикистан | 2892 | 2205 | 2548 |
Турция | 3656 | 1292 | 289 |
Узбекистан | 3593 | 4359 | 5470 |
Украина | 3782 | 1222 | 1642 |
Филиппины | 1730 | 3842 | 1241 |
Япония | 3205 | 3524 | 3080 |
Всего | 64862 | 69670 | 63780 |
1) Таким образом, из таблицы 2.2 видно, что в 2010 г. количество зарегистрированных иностранных граждан составило 63780 чел., что по сравнению с 2009 г. меньше на 5890 чел. и на 1082 чел. меньше, чем в 2008 г. Сравнивая 2009 г. и 2008 г., найдем их отклонение, которое является положительным и составляет 4808 чел. Наибольшее количество зарегистрированных прибывших иностранных граждан на территории Сахалинской области составляют граждане из стран Кыргызстана, США, Узбекистана, Турции, Украины, Японии, Казахстана, Азербайджана.
Таблица 2.3 - Количество иностранных граждан, совершившие поездки на территорию Сахалинской области с различными целями
Цели | Количество иностранных граждан | ||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
С частными целями | 13894 | 3986 | 5683 |
В целях осуществления деловых поездок | 15783 | 16199 | 13014 |
С туристическими целями | 2987 | 3394 | 3257 |
В целях обучения | 113 | 134 | 203 |
С целью осуществления трудовой деятельности | 27843 | 44787 | 40315 |
Таким образом, из таблицы 2.3 видно, что в 2010 г. основной поток иностранных граждан на территорию Сахалинской области осуществлялся с целью трудовой деятельности (также включает в себя следующие цели поездки: работа по найму, преподаватель, корреспондент СМИ, сопровождающий член семьи) – 40315 чел., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года меньше на 4472 чел. (2009 г. – 44787 чел.) и на 12472 чел. меньше 2008 г. Наибольшее количество граждан приезжают в целях осуществления деловых поездок (включает в себя следующие цели поездки: деловая, коммерческая, водитель, член экипажа, техобслуживание, переговоры, приемщик, лечение, усыновление, лектор, командировка СМИ, корреспондент СМИ, сопровождающий член семьи), в 2010 г. это число составило 13014 чел., что на 3185 чел. меньше 2009 г. и на 2769 чел. в 2008 г.
По официальным статистическим данным в Сахалинскую область в 2010 г. прибыло 63780 чел., убыло 41760 чел., то есть положительное сальдо миграции составило 22020 чел., меньше чем в предыдущие годы: в 2009 г. – 31916 чел., а в 2008 г. - 57830 чел.
Таким образом, интенсивность регистрируемых миграционных потоков значительно снижается.
Миграционная обстановка в Сахалинской области за последние годы характеризуется постепенным снижением количества вынужденной миграции.
В 2010 г. число состоящих на учете в УФМС России по Сахалинской области беженцев и вынужденных переселенцев снизилось по сравнению с прошлым годом на 40 %. На 1 января 2011 г. на учете состоит одна семья из двух человек беженцев и десять семей из 18 чел. вынужденных переселенцев. С начала года снято с учета 12 семей из 27 чел. вынужденных переселенцев по окончании срока действия статуса вынужденного переселенца. По заявлениям вынужденных переселенцев срок действия статуса продлен 10 семьям из 18 чел. Статус беженца или вынужденного переселенца за отчетный период не предоставлялся.
Таким образом, анализ информационной политики в сфере миграции по Сахалинской области, говорит о том, что в области ведется регулярный статистический и экономический учет мигрантов, различных категорий.
Население обеспечено достаточной информацией в сфере миграции. В 2010 г. приток иностранцев на Сахалин останется на том же уровне, прогнозируют в УФМС. Их интерес к Сахалинской области не угасает, связано это с полной информированностью мигрантов о своих правах и обязанностях.
2.3. Проблемы миграционных процессов в Управлении Федеральной миграционной службы по Сахалинской области
На основе информации, полученной на официальном сайте УФМС по Сахалинской области был проведен анализ миграционных процессов в области, который позволил выявить проблемы миграции.
В целом, миграционная ситуация в области - стабильная и контролируемая, но есть и проблемы.
В июне 2006 года Президентом России была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов (далее – Программа). Дальневосточный Федеральный Округ, в том числе Сахалинская область планирует принять 25190 переселенцев.
Процедура вхождения соотечественника в программу достаточно проста. Он заполняет анкету, которая в электронном виде в режиме on-line поступает из уполномоченного органа за рубежом в Российскую Федерацию, конкретно - в территориальный орган ФМС. В тот субъект Российской Федерации, куда соотечественник собирается ехать. Территориальный орган ФМС направляет эту информацию в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, который в течение пяти дней принимает решение о том, соответствует соотечественник требованиям Государственной и региональной программ или нет.
После этого соотечественнику сообщается о решении, тоже в режиме on-line. На это может уйти максимум двадцать - двадцать пять дней. После получения положительного ответа можно писать заявление на выдачу свидетельства участника Государственной программы. Если у человека есть российское гражданство, то в течение пяти дней ему оформляют это свидетельство. Если это иностранный гражданин или лицо без гражданства, он после получения положительного решения субъекта подает одновременно два заявления - на выдачу свидетельства участника Госпрограммы и получение разрешения на временное проживание. Его данные проходят проверку в наших компетентных органах, и в случае положительного решения через 60 дней соотечественник получает свидетельство участника Государственной программы.
В Российской Федерации в настоящее время определены 12 «пилотных» регионов. Каждый из регионов России приглашает людей тех специальностей, которые необходимы при реализации тех или иных проектов, поэтому люди не вытесняют коренное население, а лишь заполняют свободные ниши.
Соотечественники, которые уже давно живут в России и не могут легализоваться, также могут принять участие в программе. Такой участник программы должен выехать в страну прежнего проживания, подать заявление в консульский отдел или российское загранпредставительство. Затем приехать в Россию и в течение семи дней получить разрешение на временное проживание. Через полгода уже могут приобрести российское гражданство.
Главная задача программы заключается в том, чтобы в наших регионах осознали, что есть новый канал миграции и возможность получения кадрового и демографического потенциала, необходимого для реализации региональных программ развития, федеральных целевых и ведомственных программ, а также национальных проектов. 13 января 2011 года принята областная программа «Оказания содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2010-2012 года». А 8 августа 2011 года Сахалин принял первых ее участников. Это жители Украины: Константин Курило и его мать - Екатерина Курило.