Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:45, курсовая работа
Цель работы – исследование региональной информационной политики в сфере миграции на примере УФМС России по Сахалинской области.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты формирования региональной информационной политики в сфере миграции;
2) провести анализ миграционных процессов в Сахалинской области;
3) рассмотреть пути совершенствования информационной политики в сфере миграции в целях оптимизации миграционных процессов;
4) сформулировать обобщающие выводы.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты формирования региональной информационной политики в сфере миграции………………………………….……………………...5
1.1. Роль государственной информационной политики для общества…………..5
1.2. Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики……………………………………………………………………………...7
1.3. Информационное обеспечение государственной миграционной политики…………………………………………………………………………….12
2. Анализ миграционных процессов в Сахалинской области……………...……15
2.1. Характеристика Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области……………...……………………………………………….15
2.2. Анализ информационной политики в сфере миграции в Сахалинской области……………………………………………………………………………...18
2.3. Проблемы миграционных процессов в Управлении Федеральной миграционной службы по Сахалинской области………………………………...22
3. Совершенствование информационной политики в сфере миграции в целях оптимизации миграционных процессов…………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список используемой литературы………………………………………………...32
Приложения………………………………………………………………………....34
3
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты формирования региональной информационной политики в сфере миграции………………………………….……………………
1.1. Роль государственной информационной политики для общества…………..5
1.2. Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики…………………………………………………………
1.3. Информационное обеспечение государственной миграционной политики…………………………………………………………
2. Анализ миграционных процессов в Сахалинской области……………...……15
2.1. Характеристика Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области……………...………………………………………
2.2. Анализ информационной политики в сфере миграции в Сахалинской области……………………………………………………………
2.3. Проблемы миграционных процессов в Управлении Федеральной миграционной службы по Сахалинской области………………………………...22
3. Совершенствование информационной политики в сфере миграции в целях оптимизации миграционных процессов…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
Среди глобальных тенденций развития мирового сообщества отмечается рост значения информации и знаний. Информация является одной из базовых человеческих потребностей и фундаментом любой социальной организации.
Она является сегодня важнейшим ресурсом для достижения целей социально-экономического развития страны в целом, включая государственное и муниципальное управление, предпринимательство, охрану здоровья, образование, доступное жилье, развитие сельского хозяйства, охрану окружающей среды и предотвращение катастроф, успешную борьбу с экстремизмом и терроризмом.
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.
Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, Федеральная миграционная служба (ФМС) полномочна организовывать и осуществлять в соответствии с законодательством РФ «информационное и правовое обеспечение деятельности ФМС России, её территориальных органов, а также иных, входящих в систему ФМС России, организаций и подразделений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности», «создаёт единую информационную систему, формирует и ведёт федеральные базы данных, а также обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности».
Информационное обеспечение продемонстрировало свою значимость в миграции населения задолго до наступления века информации. Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Вышесказанным обусловлена актуальность и интерес темы данной работы. Цель работы – исследование региональной информационной политики в сфере миграции на примере УФМС России по Сахалинской области.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты формирования региональной информационной политики в сфере миграции;
2) провести анализ миграционных процессов в Сахалинской области;
3) рассмотреть пути совершенствования информационной политики в сфере миграции в целях оптимизации миграционных процессов;
4) сформулировать обобщающие выводы.
Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.
1. Теоретические аспекты формирования региональной информационной политики в сфере миграции
1.1. Роль государственной информационной политики для общества
На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы [10, с. 2].
Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства.
При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-
В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны [10, с. 6].
Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-
На механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в настоящее время накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его ядра - высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра. Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация ГИП в современных российских условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности. Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому государственную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.
Государственная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. ГИП России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации [11, с. 18].
Таким образом, возникает необходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений государственной информационной политики.
1.2. Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики
Миграционная политика осуществляется государством, региональными группировками и другими международными организациями. Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика — выезд граждан за рубеж.
Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями». [24, с. 8].
Государственная миграционная политика Российской Федерации, основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, положениях Конституции Российской Федерации и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, законах и нормативных правовых актах субъектов Федерации, договорах и соглашениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России. [5, с. 3].
При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными объединениями стоят следующие задачи: [25, с. 108].
- в политической и государственно-правовой сфере: выработка государственных мер раннего предупреждения конфликтов в регионах, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией в местную среду; достижение согласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении полномочий по вопросам регулирования миграционных процессов и допустимых инструментах реализации миграционной политики; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для ликвидации имеющихся пробелов в сфере регламентирования миграционных процессов, свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, использования иностранной рабочей силы; разрешение противоречий между федеральными законами, нормативными правовыми актами Федерации и законами, нормативными правовыми актами субъектов Федерации, регулирующими миграционные процессы и смежные вопросы; согласование интересов Российского государства и субъектов Федерации при разработке и реализации миграционных программ и принятии оперативных мер, затрагивающих интересы мигрантов; защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов; снятие противоречий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации в области миграционной политики путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
- в социально-экономической сфере: регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономической ситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры; создание условий для приема и размещения мигрантов, их обустройства; учет миграционной нагрузки отдельные регионы при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов; учет традиций хозяйствования и природопользования, экологической обстановки при регулировании миграционных потоков в регионах; рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов; разработка и реализация региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития; развитие государственных систем коммуникации и информации в целях информирования потенциальных мигрантов о ситуации в регионах; содействие общественным организациям мигрантов;