Публичный договор в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы исследовать публичный договор как института гражданского права.

Достижение цели предполагает решение частных задач: раскрыть понятие и условия публичного договора; охарактеризовать основные признаки публичного договора в системе общих положений о договоре; определить виды договоров в гражданском праве, отвечающие условиям публичного договора; исследовать основные теоретические и практические правовые проблемы, связанные с применением норм публичного договора, рассмотреть проблему соотношения норм публичного договора и договора присоединения.

Содержание

Введение............................................................................................3

Глава 1.Общая характеристика публичного договора..................6

§ 1. Понятие гражданско-правового договора...............................6

§ 2. Публичный договор - как институт гражданского права......8

§ 3. Признаки публичного договора.............................................11

Глава 2. Заключение публичного договора..................................14

§ 1. Участники и условия публичного договора..........................14

§ 2. Оферте в публичном договоре................................................18

§ 3. Заключение публичного договора..........................................21

§ 4. Расторжение публичного договора.......................................23

§ 5. Соотношение с договором присоединения...........................26

Заключение..................................................................................... 31

Список использованных источников и литературы................33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Так, в одном из случаев по иску банка суд расторг договор о номерном вкладе с гражданином в связи с существенным изменением обстоятельств. Когда гражданин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на то, что положениями ст. 451 ГК РФ затрагиваются его права, закрепленные в ст. ст. 8, 19, 23, 34 и 46 Конституции РФ, в ущерб которым банк как экономически сильная сторона, разработавшая условия договора присоединения, был наделен правом расторгнуть такой договор, Конституционный Суд РФ указал, что обязательность заключения публичного договора, которым согласно п. 2 ст. 834 ГК РФ является договор банковского вклада, означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору. В то же время, по замечанию Суда, коммерческая организация как сторона публичного договора при отсутствии реальной возможности исполнить свои обязательства, в том числе вследствие существенного изменения обстоятельств, не может быть лишена, с учетом положений ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, права на защиту своих интересов посредством предъявления требования о расторжении публичного договора.24

       В некоторых случаях для регулирования специальных договорных отношений законодатель может предоставлять право коммерческой организации на одностороннее расторжение договора вразрез с правилом ст. 546 ГК РФ. Например, при перерасходе газа покупателем поставщик, являющийся субъектом естественной монополии, вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.25 Таким образом, энергоснабжающая организация вправе приостановить действие договора энергоснабжения в случае неоплаты абонентом (физическим лицом) потребленной электроэнергии более трех расчетных периодов путем прекращения подачи электроэнергии.

       Право на односторонний отказ от исполнения публичного договора коммерческая организация может приобрести также при отсутствии реакции контрагента на предъявление требования о погашении существующей задолженности. Например, в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом «О связи»26 или договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи.  В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев с даты получения абонентом от оператора связи уведомления (в письменной форме) о намерении приостановить оказание услуг телефонной связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.27

     Другой проблемой в регулировании изменения и расторжения публичных договоров является вопрос о связи с особенностями характера заключения публичных договоров.  Суть, которой сводится к тому, что если коммерческая организация обязана заключить договор с любым обратившимся к ней лицом, то после расторжения нарушенного договора должник, допустивший нарушение, может вновь обратиться с офертой к пострадавшей коммерческой организации и принудить ее через суд к заключению нового договора на общих условиях.

      Для формирования наиболее благоприятных условий использования конструкции публичного договора в гражданском обороте необходимо тщательное выявление закономерностей установления дополнительных прав или ограничений для его сторон, базируясь на основополагающих принципах правового регулирования договорных отношений. 

§ 5. Соотношение с договором присоединения 

       С публичным договором имеет  существенные черты сходства  договор присоединения. Договором  присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом  (ст. 428 ГК РФ).

     Критерием выделения договора присоединения в самостоятельный тип, служит способ заключения договора, который  состоит в том, что одна сторона разрабатывает условия договора, а другая сторона просто присоединяется к этим условиям. Тот факт, что условия договора данного типа могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к этим условиям, исключает возможность заявлять при заключении договора о разногласиях по его отдельным пунктам. Данное обстоятельство ограничивает действие принципа свободы договора и одновременно обеспечивает процесс заключения договора и оформления договорных отношений.28

       Договор присоединения применяется,  когда условия договора детально  урегулированы правовыми актами. Например, договором присоединения  может быть договор перевозки,  где в качестве формы договора выступает транспортная накладная. Другой вариант применения договора присоединения - это взаимоотношения с массовым потребителем, где невозможно каждый раз оговаривать условия договора (договор банковского вклада, гостиничного обслуживания и другие).

       В научной литературе часто  при сравнении публичный договор  противопоставляют договору присоединения.  Например, Брагинский считает, что  поскольку режим договора присоединения  менее ущемляет интересы контрагента  потребителя, то, если договор подпадает одновременно под действие обеих статей - 426 ГК РФ и 428 ГК РФ, право выбора в применении той или другой статьи принадлежит потерпевшей стороне. 29 По мнению же других авторов, нормы о договоре присоединения более справедливы, чем ст.426 ГК РФ, в них «просматривается демократический принцип конкретной защиты меньшинства и автоматизации механизма регулирования аналогичных отношений».30

       Не смотря на явное, наличие схожих черт, договор присоединения и публичный договор регулируют несколько разные плоскости отношений.

      Договор присоединения отличается  от публичного договора следующим:  Область применения договора  присоединения значительно шире, чем публичного договора. В частности:

- Сторонами  в договоре присоединения могут  быть любые субъекты гражданских правоотношений, причем как на стороне, диктующей условия, так и на стороне присоединяющейся. В публичном договоре сильной стороной обязательно должна быть коммерческая организация;

- Предметом  договора присоединения могут  быть любые обязательства, тогда как в публичном договоре только обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг;

- Нормы  договора присоединения распространяются  на любые правоотношения, тогда  как нормы публичного договора  только на те, в которых характер деятельности коммерческой организации является публичным, то есть обязывающим ее заключить договор с каждым, кто к ней обратиться.

     Нормы договора присоединения не ограничивают ни одну из сторон в свободе заключения договора и выборе ее условий. В публичном же договоре коммерческая организация обязана заключить договор с каждым кто к ней обратиться. Так же она обязана соблюдать принцип «равенства условий договора» и правила, установленные для публичного договора Правительством РФ. Косвенно обязанность соблюдать правила об условиях договора возлагается и на потребителей.

        Договор присоединения рассчитан на ситуации, когда слабая сторона навязанными условиями была дискриминирована. Публичный же договор запрещает дискриминацию потребителей по отношению друг к другу (то есть, если коммерческая организация отказывает в заключение договора всем или для всех устанавливает невыгодные условия, то нарушений ст.426 ГК РФ нет, а если только некоторым потребителям — то есть).31

      Уравнивание положений слабой и сильной сторон в договоре присоединения происходит путем предоставления слабой стороне права требовать расторжения или изменения договора. В публичном договоре - слабая сторона вправе требовать понуждение к заключению договора и возмещению убытков.

       Разные неблагоприятные последствия. Если не соблюдены правила ст.426 ГК РФ, то либо условия договора признаются ничтожным, либо на коммерческую организацию возлагается обязанность возместить убытки. В случае существования предпосылок, указанных в п.2 ст.428 ГК РФ, диктующая условия сторона в договоре присоединения всего лишь лишается права требовать изменения или расторжения договора по общему правилу - по соглашению сторон (ст.450 ГК РФ). Присоединившаяся сторона может обратиться в суд с требованием о расторжении или изменении договора и без согласия контрагента.

      Право утверждать типовые публичные договоры принадлежит исключительно Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, в то время как типовой договор присоединения может разрабатываться стороной договора, в том числе и потребителем.

     Основными элементами, объединяющими  публичный договор и договор присоединения, как правило, указывают принцип ограничения свободы договора и защиту более слабой стороны.  Но  в отличие от публичного договора, в котором коммерческая организация в силу закона обязана заключить договор, и ее свобода договора действительно ограничена, в договоре присоединения все стороны с точки зрения закона свободны.

      Разница между публичным договором и договором присоединения в том, что в первом случае права ограничиваются всегда, а во втором - только, когда условия договора явно обременительные.

       Указанные различия позволили  сделать вывод о том, что  публичный договор и договор  присоединения являются самостоятельными институтами и могут применяться в гражданско-правовых отношениях как обособленно, так и в совокупности, дополняя друг друга.

      Публичный договор защищает потребителя от дискриминации по отношению к другим аналогичным потребителям одной и той же коммерческой организации. Договор присоединения же защищает потребителя от дискриминации по отношению к ситуации вообще: по отношению к сложившемуся у потребителя положению, по отношению к условиям в договорах, и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Современная практика экономической деятельности нуждается в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Но такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий. Таким нововведение является  публичный договор.

      Под публичным договором в ст. 426 ГК РФ понимается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

     Публичный договор представляет собой самостоятельный, институт гражданского права, в рамках которого общей нормой служит ст. 426 ГК РФ, дополняемая рядом специальных норм, подчеркивающих или устанавливающих публичный характер отдельных договоров.

      Публичная оферта представляет собой способ заключения договора, который при наличии воли коммерческой организации на создание конкретного договорного обязательства и указания в выражающем такую волю предложении всех существенных условий. Оферта может использоваться при заключении публичного договора.

      Публичный характер договора формирует особый режим правового регулирования не только порядка его заключения, но также сказывается и на особенностях его изменения и расторжения

     Публичный договор и договор присоединения являются самостоятельными правовыми институтами, служащими защите слабой стороны в различных плоскостях: публичный договор — в области понуждения коммерческой организации к заключению договора на недискриминационных условиях, договор присоединения — в качестве состава злоупотребления правом в иных формах, противодействующего включению в принимаемый договор явно обременительных условий.

       Итак, появление в нашем законодательстве специального института публичного договора обусловлено необходимостью защиты интересов потребителей как экономически слабой стороны. В наибольшей степени интересы потребителей обеспечиваются с помощью добросовестной конкуренции. В тех сферах, где она по тем или иным причинам отсутствует, потребитель нуждается в особой защите, а предприятия - в продуманной системе регулирования. Публичный договор применяется и в том, и в другом случае. Поэтому его можно рассматривать как составную часть системы государственного регулирования экономических отношений в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

Нормативные акты 

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) [Текст] // Российская газета – 1993. – 25 декабря.

2.  Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части 1-4 с изм. и доп. по состоянию на 01 сентября 2010 года. – М.: ООО «Рид Групп», 2010. – 784с.

Информация о работе Публичный договор в гражданском праве