Публичный договор в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы исследовать публичный договор как института гражданского права.

Достижение цели предполагает решение частных задач: раскрыть понятие и условия публичного договора; охарактеризовать основные признаки публичного договора в системе общих положений о договоре; определить виды договоров в гражданском праве, отвечающие условиям публичного договора; исследовать основные теоретические и практические правовые проблемы, связанные с применением норм публичного договора, рассмотреть проблему соотношения норм публичного договора и договора присоединения.

Содержание

Введение............................................................................................3

Глава 1.Общая характеристика публичного договора..................6

§ 1. Понятие гражданско-правового договора...............................6

§ 2. Публичный договор - как институт гражданского права......8

§ 3. Признаки публичного договора.............................................11

Глава 2. Заключение публичного договора..................................14

§ 1. Участники и условия публичного договора..........................14

§ 2. Оферте в публичном договоре................................................18

§ 3. Заключение публичного договора..........................................21

§ 4. Расторжение публичного договора.......................................23

§ 5. Соотношение с договором присоединения...........................26

Заключение..................................................................................... 31

Список использованных источников и литературы................33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

      Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

       В них, в частности, определяются:

- обязательный  и дополнительный объем предоставляемых  услуг; 

- их  качественные характеристики;

- специальные  права и обязанности хозяйствующего  субъекта - исполнителя; 

- льготы  для отдельных категорий потребителей;

- ценообразовательная  процедура. 

     В этом плане, как показывает опыт других стран, особого внимания заслуживают примерные условия договоров, разрабатываемых различными ассоциациями (союзами) товаропроизводителей либо потребителей. В таких примерных условиях отражается специфика соответствующих товаров, работ и услуг, предусматриваются конкретные правовые средства, направленные на реализацию интересов производителей и потребителей, обеспечение защиты их прав.16

     В России практика разработки таких профессиональных текстов примерных договоров не получила широкого распространения. Вместе с тем в прежние годы (до конца 80-х годов) существовали многочисленные примерные и типовые условия договоров на поставку отдельных видов продукции и товаров, капитальное строительство, перевозку грузов, которые являлись, как правило, приложениями к особым условиям поставки продукции и товаров, правилам о договорах подряда на капитальное строительство и перевозки конкретных видов грузов. До настоящего времени в договорах, заключаемых коммерческими организациями, нередко можно встретить ссылки на такие примерные и типовые условия договоров, в том числе и на утратившие силу. 

§ 2. Оферте в публичном договоре

 

      Необходимое условие заключение  договора - это достижение соглашения  сторон. Выделяются две стадии достижения соглашения: 1) предложение заключить договор (оферта); 2) согласие заключить договор (акцепт), принятие предложения.

    Принятие предложения заключить договор (акцепт). Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

      Под офертой понимается предложение заключить договор (ст. 435 ГК), которое должно отвечать следующим обязательным требованиям:

- во-первых, быть адресованным конкретному  лицу (лицам);

- во-вторых, быть достаточно определенным;

- в-третьих,  выражать намерение сделавшего  его лица заключить договор  с адресатом, которым будет  принято предложение;

- в-четвертых,  содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

      По форме оферта может быть самой различной: письмо, телеграмма, факс и т.д. Офертой может служить и разработанный стороной, предлагающей заключить договор, проект такого договора.

     Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Только в случае, если оферент успеет отозвать оферту до получения ее адресатом или одновременно с получением, предложение считается неполученным.

      Принцип безотзывности оферты, т.е. невозможности для оферента отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения его адресатом и до истечения установленного срока для ее акцепта, сформулирован в виде презумпции (ст. 436 ГК РФ). Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.

       Акцепт не должен содержать каких-либо условий и оговорок, он должен быть полным и безоговорочным, из него должно явствовать согласие принять все положения, которые содержатся в оферте. Если акцептант в принципе соглашается на предложение, но хотел бы изменить некоторые условия, то такой ответ не считается акцептом, а признается отказом от акцепта и одновременно - новой офертой.

       Молчание адресата по общему правилу не считается акцептом. Но если лицо, получившее оферту, совершает действия по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.), то такие действия считаются акцептом.

      Договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

       Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях такого рода предложения могут быть приглашением делать оферту. Так, реклама и иные подобные предложения товаров, работ и услуг не являются офертой. Реклама адресована неопределенному кругу лиц и, как правило, не бывает достаточно определенной для заключения договора. Цель рекламы - показать свойства товаров, выгодно отличающие их от аналогичных. Однако она не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. Поэтому реклама и подобные предложения товаров, работ и услуг квалифицируются лишь как приглашение лицам, ознакомившимся с информацией, содержащейся в рекламе, самим обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнении работ, оказании услуг и с предложением о заключении соответствующего договора (приглашение делать оферты).

    Публичной офертой признается  такое предложение неопределенному  кругу лиц, которое включает  все существенные условия будущего  договора, а главное - в котором  явно выражена воля лица, делающего предложение, заключить договор с каждым, кто к нему обратится.17

     Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта вправе требовать от лица, сделавшего такое предложение, исполнения договорных обязательств.    

       В рамках особенностей заключения публичного договора рассматривается принцип «равных условий для всех в публичном договоре» (п.2 ст.426 ГК РФ). Равенство участников гражданских отношений выражается в признании за всеми гражданами равной правоспособности (ст. 17 ГК РФ), а за всеми юридическими лицами - правоспособности, соответствующей целям их деятельности (ст. 49 ГК РФ).

     Равенство участников гражданских  правоотношений не исключает  различий в объеме и содержании  принадлежащих им субъективных  гражданских прав. 18

      Принцип равных условий в публичном договоре имеет предопределяющее значение для заключения публичного договора. Стороны, направляя оферту и акцептуя ее, должны соблюдать этот принцип.

      Публичный договор может заключаться как на основе оферты коммерческой организации, так и на основе оферты потребителя. Как правило, публичные договоры заключаются на основе публичных оферт коммерческой организации.

     Недопустимо наделение одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого.   

       Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 124 ГК РФ). Стороны (как коммерческая организация, так и ее потребители), направляя оферту и акцептуя ее, должны соблюдать этот принцип. 19

     Но, не смотря на сходство публичного договора и публичной оферты - это не одно и то же. Факт направления публичной оферты свидетельствует о воли лица заключить договор с любым, кто обратиться. Кроме того, публичная оферта должна содержать все существенные условия договора. Факт осуществления «публичной деятельности» не может свидетельствовать однозначно о воли лица заключить договор с каждым, хотя и является основанием для возникновения обязанности заключить договор.20

       Поскольку публичный договор - договор, заключаемый в обязательном порядке, срок действия публичной оферты для публичного договора должен рассчитываться с учетом 30-ти дневного срока, предусмотренного ст.445 ГК РФ. Срок действия «принципа равных условий» должен определяться самой коммерческой организацией, исхода из своего экономического положения и положения, сложившегося на рынке. «Равные условия» не могут существовать только на период действия публичной оферты. 

      § 3. Заключение публичного договора 

      Публичный договор является исключением из общего принципа диспозитивности гражданского права и принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), что обуславливает особенности его правовой регламентации, порядка и условий заключения, судебной защиты нарушенных прав его участников.

      Публичный договор заключается  в порядке и сроки, предусмотренные  ст. 445 ГК, если законом или соглашением  сторон не определены иные  порядок и сроки его заключения.

      Невыполнение требований, предусмотренных ст. 426 ГК РФ, влечет для коммерческой организации отрицательные последствия в виде:

- возмещения  контрагенту убытков, причиненных  уклонением от заключения договора;

- признания  условий публичного договора, не  соответствующих требованиям п. 2 и 4 ст. 426 ГК, ничтожными;

- права  потребителя не исполнять условия  договора, если иные применялись  в отношениях с другими контрагентами.

      Таким образом, обязательственные правоотношения, вытекающие из публичного договора, порождают обязанность коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) заключить с потребителем договор и соответствующее ей право потребителя требовать заключения такого договора. Коммерческая организация, как сторона публичного договора, не вправе по своему усмотрению заключить, или отказать в заключение договора, самостоятельно определять контрагента и оговаривать с ним взаимовыгодные условия будущего соглашения.

      Правовые нормы части первой ГК РФ закрепляют целый ряд ограничений для коммерческих организаций, обозначенных в п. 1 ст. 426, по заключению публичных договоров.

      Среди них важно отметить следующие.

1. Коммерческая  организация не вправе устанавливать  необоснованные с точки зрения  действующего законодательства  преимущества одного лица перед другим в отношении заключения публичного договора. Такое преимущество должно быть предусмотрено законом или иными правовыми актами (например, в виде внеочередного обслуживания).

2. Коммерческая  организация не вправе отказаться  от заключения публичного договора, если у нее имеются возможности для предоставления потребителю необходимых товаров, услуг, работ. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора, то есть не заключение обязанным предприятием конкретного договора без достаточных на то причин, рассматривается как правовое основание для обращения потребителя в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных убытков. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить такие убытки согласно ст. 15 и п. 4 ст. 445 ГК РФ.

       Для реализации указанных норм, будет иметь ключевое значение, насколько производственно и юридически обоснованно уклонение соответствующей коммерческой организации от заключения публичного договора. Практика применения законодательства в сфере обязательного заключения договоров учитывает возможности предприятия.21

        В отличие от обычных гражданско-правовых  договоров, споры, по условиям  которых могут быть переданы  сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон.  Споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

       Обратиться в суд с требованием к понуждению заключения публичного договора может обратиться только контрагент обязанной стороны. А вот сама коммерческая организация такой возможности не имеет. 

§ 4. Расторжение публичного договора 

        Коммерческая организация может отказаться от заключения публичного договора. Статья 426 ГК РФ предусматривает в качестве правомерного основания такого отказа отсутствие возможностей предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить работы, оказать услуги.

      При рассмотрении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на коммерческую организацию (п.55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96г. №6/8).22

       Практически единственной возможностью регулирования изменений и расторжения публичного  договора, для коммерческой организации, является отсутствие реальной возможности исполнить свои обязательства, также при возникновении  существенного изменения обстоятельств, т. е. публичный характер договора не препятствует возможности его расторжения.23

Информация о работе Публичный договор в гражданском праве