Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель настоящей работы исследовать публичный договор как института гражданского права.
Достижение цели предполагает решение частных задач: раскрыть понятие и условия публичного договора; охарактеризовать основные признаки публичного договора в системе общих положений о договоре; определить виды договоров в гражданском праве, отвечающие условиям публичного договора; исследовать основные теоретические и практические правовые проблемы, связанные с применением норм публичного договора, рассмотреть проблему соотношения норм публичного договора и договора присоединения.
Введение............................................................................................3
Глава 1.Общая характеристика публичного договора..................6
§ 1. Понятие гражданско-правового договора...............................6
§ 2. Публичный договор - как институт гражданского права......8
§ 3. Признаки публичного договора.............................................11
Глава 2. Заключение публичного договора..................................14
§ 1. Участники и условия публичного договора..........................14
§ 2. Оферте в публичном договоре................................................18
§ 3. Заключение публичного договора..........................................21
§ 4. Расторжение публичного договора.......................................23
§ 5. Соотношение с договором присоединения...........................26
Заключение..................................................................................... 31
Список использованных источников и литературы................33
Публичным является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское обслуживание и т.п.).
Ст.426 ГК объединяет в себе пять норм: 1) запрещает коммерческой организации при наличии возможностей отказаться от заключения договора;
2) исключает возможность оказывать предпочтение при заключении договора, за исключением случаев прямого установления законодательством; 3) предоставляет потребителю возможность в судебном порядке обязать контрагента заключить договор; 4) признает договорные условия, противоречащие ст. 426 ГК РФ, ничтожными; 5) предусматривает возможность издания Правительством РФ обязательных для сторон типовых публичных договоров в случаях, предусмотренных законами РФ.
В законодательстве закреплен принцип свободы экономической деятельности, равенства участников гражданских правоотношений, обеспечение восстановления нарушенных прав и свобод, усиление их судебной защиты. Но абсолютная свобода при отсутствии сдерживающих правовых механизмов может породить злоупотребления доминирующим положением на рынке, снизить уровень гарантий прав и интересов субъектов гражданского права. Поэтому в целях обеспечения равенства и справедливости в сфере гражданских правоотношений, повышения защищенности граждан, которые, заключая договоры с предпринимателями, объективно находятся в неравном положении с ними, в ГК РФ установлены в отдельных случаях особые правила об обязанности заключать и исполнять договоры на определенных условиях, продиктованных государством. 8
К публичным договорам относится, например, договор розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК), предметом которого выступают товарно-материальные ценности. Продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Так же, к числу публичных отнесены договоры розничной бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК РФ), перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 789 ГК РФ), проката (п. 3 ст. 626 ГК РФ), личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК РФ), хранения товаров на складах общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК РФ), хранения в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК РФ), а при определенных условиях - договоры банковского вклада (п. 2 ст. 834 ГК РФ) и хранения в ломбарде (п. 1 ст. 919 ГК РФ).
§
3. Признаки публичного
договора
В соответствии ст. 426 ГК РФ публичный договор характеризуется следующими признаками:
Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. 9
Во-вторых, указанная коммерческая организация должна осуществлять деятельность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Имеет значение характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК РФ. Все перечисленные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.
В-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. Это может быть розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п..
В-четвертых: предметом
Практическое значение
1) Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора на товары, услуги. Для такой коммерческой организации исключается действие принципа «свободы договора»: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора.
2) Коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей).
3) При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе по суду требовать заключения с ней договора в соответствии с положениями, применяемыми при заключении договора в обязательном порядке.
4) Условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителе.
В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.
Если коммерческая организация не имеет возможности оказать определенные услуги, выполнить работу или передать товар, то на ней лежит бремя доказывания отсутствия этих возможностей. У потребителя есть право передать возникшие разногласия на рассмотрение судом, не спрашивая согласия контрагента.
Условия публичного договора, не соответствующие
ст. 426 ГК, ничтожны.
Глава
2. Заключение публичного
договора
§ 1
Участники и условия
публичного договора
Одним из основных признаков публичного договора является его строго определенный субъектный состав: потребитель и коммерческая организация.
Закон «О защите прав потребителей» называет потребителями граждан, потребляющих или использующих товар для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. 11 В то время ст. 426 ГК РФ не дает определение потребителей.
Что касается норм, регулирующих конкретные виды публичных договоров, то в одних из них потребителями названы граждане (п. 2 ст. 730, п. 2 ст. 834, п. 1 ст. 919, п. 1 ст. 923), в других субъектный состав не определен. Из их смысла можно сделать вывод, что в качестве потребителей могут выступать как граждане, так и юридические лица (п. 2 ст. 492, п. 3 ст. 626, п. 2 ст. 789, п. 2 ст. 908, п. 1 ст. 927 ГК). Это позволяет сделать вывод, что потребителем в публичных договорах могут быть граждане и юридические лица.
Исполнителем в этих договорах могут быть коммерческие организации, перечисленные в п.1 ст.50 ГК РФ. Однако ст. 426 ГК РФ в понятие «коммерческая организация» включает и граждан-предпринимателей, но только таких, которые по роду своей деятельности выполняют публичную функцию.12 Например, осуществляют перевозку транспортом общего пользования.
Таким образом, путем введения категории публичного договора законодатель пытается обеспечить оптимальное удовлетворение в определенных сферах потребностей экономически слабой стороны, то есть в основном массового потребителя. Следовательно, именно потребители выступают на стороне контрагента коммерческой организации, которая, сообразуясь с характером своей хозяйственной деятельности, должна осуществлять конкретные действия (продать товар, выполнить работу, оказать услугу) в отношении каждого, кто к ней обратится. Областью экономической активности такого рода организаций является обычно сфера удовлетворения общественных нужд (например, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское и иное обслуживание). Данная сфера деятельности и определяет объекты зарождающихся обязательств.
Содержание правоотношений состоит в обязанности данной организации заключить и исполнить договор. Подобная обязанность предусмотрена и в ст. 26 Закона РФ «О защите прав потребителей».13 В ней прямо закреплено, что исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом доминирующий на рынке субъект должен организовывать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно.
Из приведенной нормы видно, что обязанность по заключению договоров на выполнение работ или оказание услуг связывается не только с фактическим характером деятельности субъекта хозяйствования или его производственными возможностями (как это предусмотрено в пп. 1, 3 ст. 426 ГК РФ), но и с рамками его уставной деятельности. Здесь следует уточнить, что в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 ГК РФ допускается существование как общей, так и специальной правоспособности юридических лиц. Предмет и цели деятельности коммерческой организации обязательно определяются учредительными документами лишь в особых, предусмотренных законом случаях.14 Видимо, поэтому ст. 426 ГК РФ связывает реализацию норм о публичных договорах с характером фактической деятельности субъекта, а не с ее формальным отражением в учредительных документах.
Кроме того, адресатом обязанностей, изложенных в ст. 26 Закона о защите прав потребителей, является не любой хозяйствующий субъект, а исключительно с доминирующим положением на федеральном или региональном товарных рынках в сфере выполнения работ или оказания услуг. Напротив, в ст. 426 ГК РФ такой специальный субъект не упоминается, что позволяет распространить ее положения на более широкий субъектный состав.
Публичный характер деятельности предпринимателя может вытекать из закона (из ст.846 ГК РФ следует, обязанность банка открыть предприятию счет в месте его регистрации), из лицензии на определенный вид деятельности (лицензия на оказание транспортных услуг населению) и из самого поведения предпринимателя (публикация рекламы о своих услугах).15
Согласно положениям ГК РФ условия договора могут определяться:
- по усмотрению сторон, заключающих конкретный договор;
- примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида, опубликованными в печати и применяемыми сторонами договора;
- соответствующими обычаями делового оборота;
- обязательными
для сторон правилами,
Применительно к типу публичного договора особое значение приобретают последние правила, установленные законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Такого рода правила (типовые договоры, положения), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, вправе издавать в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ.