Прожиточный минимум в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ прожиточного минимума и его экономических функций. Цель определила выбор следующих задач:

1. Изучить понятие прожиточного минимума и методику его расчета, структуру потребительской корзины;

2. Рассмотреть вопросы соотношения прожиточного минимума и МРОТ;

3. Раскрыть вопросы, связанные с анализом уровня бедности на основе прожиточного минимума по Алтайскому краю;

4. Выделить основные проблемы прожиточного минимума по Алтайскому краю и предложить возможные пути решения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1
Прожиточный минимум как социально-экономическая категория


1.1
Понятие прожиточного минимума


1.2
Потребительская корзина


1.3
Методика расчета прожиточного минимума


2
АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ


2.1
Соотношение прожиточного минимума и МРОТ


2.2
Прожиточный минимум и анализ бедности


3
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



Приложение №1 Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения России (кг, в год)



Приложение №2 Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума по регионам России, (кг на душу, в год)

Работа содержит 1 файл

КР прожиточный минимум.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

- богатые и сверхбогатые (очень богатые) лица, имеющие доходы в пределах 20-50 ПМ. Основная часть размещения доходов у них - накопления и вложения в капитал. Доля потребительских расходов малозначима. Возможности домашних хозяйств в этой группе населения безграничны;

- олигархи, имеющие доходы более 100 ПМ. Для них характерно приобретение недвижимости за рубежом, а также вложения в капитал за границей.

Показатели численности населения (семей) с доходами ниже прожиточного минимума рассчитываются на основании данных о распределении населения (семей) по уровню среднедушевых доходов.

Уровень доходов, с которыми соизмеряется величина прожиточного минимума определяется в соответствии с методикой по расчету Баланса денежных доходов и расходов населения.

Группировка населения (семей) по уровню среднедушевых доходов для получения данных о распределении производится на основании данных о среднедушевых денежных доходах в среднем за месяц отчетного периода.

Расчеты доли (численности) населения с доходами ниже прожиточного минимума осуществляется по формуле:

 

            где 

Cmin5 - величина прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Показатели дефицита низких доходов относятся к числу важнейших характеристик степени распространения бедности.

Дефицит дохода - определяется как суммарное значение доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума по следующей формуле:

где

Np - общая численность населения,

Smin - доля суммарного дохода, которая приходится а население с доходами ниже Cmin5.

Индекс глубины бедности (P1) - характеризует среднее отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом домохозяйств.[12]

Индекс остроты бедности (P2) - характеризует средневзвешенное отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного квадратического дефицита доходов, соотнесенного с общим числом домохозяйств. Показатель остроты бедности рассчитывается с учетом большего веса для домохозяйств с более высоким размером дефицита дохода и используется в целях сопоставления его чрезмерных величин.

Расчеты производятся по следующей формуле:

Где, =1 или 2;

N – общая численность обследуемых домохозяйств,

Nf - численность обследуемых домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума,

Cminj - величина прожиточного минимума для j го домохозяйства, рассчитанного в среднем на душу с учетом половозрастного состава данного домохозяйства,

Ij - среднедушевой доход j-го домохозяйства с доходом ниже прожиточного минимума.

Рассмотрим итоги социально-экономического развития Алтайского края за 9 месяцев 2011 года, об ожидаемых итогах до конца года и прогнозе на 2012 год.

В 2011 году объем валового регионального продукта Алтайского края составит 412 млрд. рублей, к уровню 2009 года - 106,9%. В 2011 году этот показатель прогнозируется в объеме 447,5 млрд. рублей.

Рост объемов ВРП связан с увеличением объемов промышленного производства, розничного товарооборота, услуг связи.

На душу населения объем валового регионального продукта составит в 2011 году - 809,3 тыс. рублей, в 2012 - 884, 1 тыс. рублей.

В 2012 году объем продукции сельского хозяйства составит 7,6 млрд. рублей (103,7% к 2011). Ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал (134 млрд. рублей).

Объем работ по виду деятельности «Строительство» в 2010 году оценивается в 50 млрд. рублей, в 2011 - в 54,1 млрд.

Внешнеторговый оборот товаров и услуг в 2012 году достигнет значения в 12,3 млрд. долларов или 140,1% к уровню 2001 года, в том числе экспорт - 10,3 млрд. долл., импорт - 1,97 млрд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

 

Усилия администрации Алтайского края направлены на обеспечение роста денежных доходов населения, инвестиционной активности, создание условий для эффективной занятости населения. В области проводится планомерная работа по выполнению мероприятий социальной поддержки неработающих пенсионеров и инвалидов, многодетных и неполных семей, опекаемых детей и сирот, льготных категорий граждан и других малоимущих слоев населения.

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, сохраняется напряженная ситуация по социальной поддержке населения области.

В связи с ростом цен на товары, лекарства, топливо, жилищно-коммунальные услуги и др. уровень жизни граждан, проживающих в Алтайском крае, снижается, растет число малоимущих, неспособных самостоятельно решать свои проблемы, поэтому увеличивается количество обращений малоимущих граждан в департамент социальной защиты населения области (далее - департамент) и другие государственные структуры по вопросам оказания материальной поддержки.

Отсутствие достаточных средств в областном бюджете не позволяет в настоящее время перейти на оказание социальной поддержки всем состоящим на учете малоимущим гражданам. Поэтому, в целях смягчения негативных последствий бедности, снижения социального неравенства и для оказания адресной социальной поддержки малоимущим гражданам, имеющим доход ниже установленного в области прожиточного минимума, действенным средством будет принятие Закона Алтайского края «Об областной Целевой программе «Социальная поддержка малоимущих граждан в Алтайском крае на 2009 - 2012 годы».

В предложенной Концепции Программы учитываются задачи, изложенные в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Для решения проблем демографической ситуации в области принимаются меры социальной поддержки материнства, детства и семьи, граждан старшего поколения. Поэтому, в рамках областной Целевой программы «Социальная поддержка малоимущих граждан в Алтайском крае на 2009 - 2012 годы» с целью решения поставленных Президентом Российской Федерации задач предусматривается:

1) Увеличение числа получателей ежемесячного государственного социального пособия. Кроме получающих данное пособие трех категорий, включены дополнительно: неполные малоимущие семьи с детьми-инвалидами до 18 лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом 3-й степени трудоспособности или 1-й группы, либо престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80-ти лет, а также за ребенком-инвалидом до 18 лет; Социальная поддержка на приобретение молочных продуктов для детей в возрасте до 2-х лет переведена в раздел выплат дотаций, планируется выплачивать ее один раз в год состоящим на учете семьям, подтвердившим статус малоимущих.

2) Поддержка малоимущих семей на обучение детей в высших учебных заведениях. Предусматривается увеличение размера поддержки на приобретение одежды, обуви, школьно-письменных принадлежностей для детей-школьников до 2000 руб.

Предложенные выплаты и социальная поддержка позволят улучшить семейный бюджет малоимущих семей, проживающих в Алтайском крае, т.е. подготовить детей к школе.

Учитывая ежегодное Послание Президента Российской Федерации, в Программе планируются меры социальной поддержки граждан старшего поколения, которые в настоящее время в силу своей немощности не могут трудоустроиться и вынуждены жить на пенсию, размер которой ниже установленного в области прожиточного минимума.

В связи с ростом числа граждан старшего поколения, страдающих заболеванием глаз, предусмотрено увеличение финансирования мероприятий на проведение хирургических операций, изготовление и ремонт очков. Увеличена сумма финансирования на такой вид поддержки как оказание материальной поддержки гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации. Выплаты по данной статье помогут нуждающимся гражданам выехать на лечение, консультацию в областной центр, приобрести лекарства и т.д. Выплата дотаций на хлеб и продукты питания позволит малоимущим гражданам часть пенсии направить на собственные нужды.

В Концепции Программы предусмотрен новый вид социальной поддержки:

- предоставление материальной поддержки гражданам, попавшим в экстремальные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение) из расчета до 15000 руб. на 1 семью.

Ежемесячное государственное социальное пособие дополнительно получат:

- неполные малоимущие семьи с детьми-инвалидами до 18 лет (одинокие матери с детьми-инвалидами, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери (форма 25) и вдове (вдовцу) с детьми-инвалидами) из расчета 500 руб. в месяц на 1 ребенка;

- неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом 3-й степени трудоспособности или 1-й группы, либо престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом до 18 лет.

Настоящая Концепция областной Целевой программы «Социальная поддержка малоимущих граждан в Алтайском крае на 2009 - 2012 годы» разработана с учетом Федеральных законов от 17.07.1999 N 178 «О государственной социальной помощи», от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Закона Сахалинской области от 03.02.1998 N 53 «Об областных и межрегиональных целевых программах», Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.

В настоящее время на территории Сахалинской области действует Закон Алтайского края от 28.02.2005 N 11-ЗО «Об областной Целевой программе «Социальная поддержка малоимущих граждан в Алтайском крае на 2005 - 2007 годы». При принятии Закона Алтайского края «Об областной Целевой программе «Социальная поддержка малоимущих граждан в Алтайском крае на 2009 - 2012 годы» будет соблюдена преемственность программных мероприятий, реализованных в предыдущие годы, учтены недоработки и оценка ситуации в области на текущий момент.

Основным механизмом оказания социальной поддержки населению является оценка срочности и важности потребности конкретного человека в конкретной ситуации. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим гражданам устанавливаются администрацией Алтайского края.

Принципы:

- заявительный характер адресной социальной поддержки, т.е. предоставление поддержки только на основании письменного заявления гражданина;

- адресный характер, предусматривающий предоставление социальной поддержки нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин (возраст, состояние здоровья, размер среднедушевого дохода, состав семьи и др.);

- дифференцированный подход при определении размера и вида поддержки;

- принцип оперативного реагирования, предполагающий своевременный пересмотр постановки на учет малоимущих граждан в зависимости от изменений размера прожиточного минимума.

В связи с тем, что меры по усилению адресности социальной поддержки предпринимаются как на государственном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, приоритетным направлением мероприятий Программы является оказание адресной социальной поддержки малоимущим гражданам (малоимущим семьям, имеющим детей) Алтайского края. Основанием для принятия решения о социальной поддержке малоимущих граждан являются реально учитываемые критерии: состав семьи, среднедушевой доход и др.

В современной экономической ситуации при составлении Программы считать необходимым финансирование следующих направлений и видов социальной поддержки:

- в области предоставления государственного социального пособия (детям, находящимся под опекой (попечительством), детям-сиротам, обучающимся в высших и средне-профессиональных учебных заведениях, детям из малоимущих семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы);

- в области предоставления социальной поддержки детям-школьникам на подготовку к школе;

-в области поддержания нуждающихся малоимущих граждан (малоимущих семей) через предоставление им адресной материальной помощи.

Виды адресной социальной поддержки:

- выплаты социального пособия, государственного социального пособия;

- выплата дотаций;

- материальная поддержка;

- бесплатные социальные услуги.

Основные направления развития системы адресной социальной поддержки населения:

1) Информационное и материально-техническое обеспечение деятельности отделов (управления) социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Алтайского края по оказанию адресной социальной поддержки (создание базы данных о состоящих на учете малоимущих гражданах, малоимущих семьях, имеющих на своем иждивении детей, компьютерное обеспечение рабочих мест специалистов).

Информация о работе Прожиточный минимум в РФ