Прожиточный минимум в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ прожиточного минимума и его экономических функций. Цель определила выбор следующих задач:

1. Изучить понятие прожиточного минимума и методику его расчета, структуру потребительской корзины;

2. Рассмотреть вопросы соотношения прожиточного минимума и МРОТ;

3. Раскрыть вопросы, связанные с анализом уровня бедности на основе прожиточного минимума по Алтайскому краю;

4. Выделить основные проблемы прожиточного минимума по Алтайскому краю и предложить возможные пути решения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1
Прожиточный минимум как социально-экономическая категория


1.1
Понятие прожиточного минимума


1.2
Потребительская корзина


1.3
Методика расчета прожиточного минимума


2
АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ


2.1
Соотношение прожиточного минимума и МРОТ


2.2
Прожиточный минимум и анализ бедности


3
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



Приложение №1 Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения России (кг, в год)



Приложение №2 Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума по регионам России, (кг на душу, в год)

Работа содержит 1 файл

КР прожиточный минимум.doc

— 351.50 Кб (Скачать)
ify">Сgi, si, определяется путем корректировки на соответствующие субиндексы потребительских цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2        АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

 

2.1 Соотношение прожиточного минимума и МРОТ

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда. МРОТ устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека».

Закон Алтайского края от 04.02.2005 N 2-ЗО (ред. от 04.07.2007)
«Об оплате труда работников государственных учреждений Алтайского края» регулирует отношения, связанные с оплатой труда на территории Сахалинской области, и распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Государственное регулирование оплаты труда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края и включает в себя:[9]

1)  установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

2)  индексирование заработной платы при росте потребительских цен;

3)  регулирование оплаты труда в государственных и муниципальных организациях;

4)  введение и установление порядка применения Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников бюджетных отраслей и установление для этих отраслей тарифной ставки (оклада) первого разряда, а также повышение тарифных ставок (окладов);

5) установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок, а также районных коэффициентов к заработной плате.

Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений Сахалинской области включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифные коэффициенты и тарифную сетку. Тарифные коэффициенты по оплате труда устанавливаются администрацией Сахалинской области.

Тарифная ставка (оклад) первого разряда по оплате труда работников государственных учреждений Алтайского края устанавливается администрацией Алтайского края. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов по оплате труда работников государственных учреждений Алтайского края определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда и тарифного коэффициента.

Для оплаты труда работников отдельных государственных учреждений Алтайского края администрация Алтайского края может устанавливать иные системы оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в Алтайском крае не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Для работников государственных учреждений Алтайского края устанавливаются стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам), премии и другие выплаты).

Размеры, порядок и условия стимулирующих выплат устанавливаются администрацией Алтайского края.

 Согласно Соглашению «О минимальной заработной плате в Алтайском крае на 2011 год»,  основанному на конвенциях Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией, Трудовом кодексе Российской Федерации, других нормативных правовых актах Российской Федерации и Алтайского края, с 1 января 2011 года для работников, работающих на территории Алтайского края, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается минимальная заработная плата (после удержания налога на доходы физических лиц) в размере 6330 рублей.

Выплачиваемая работнику, работающему на территории Алтайского края и состоящему в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, месячная заработная плата не может быть ниже установленного Соглашением размера минимальной заработной платы, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Соглашение действует в отношении:

   всех работодателей, являющихся членами Союза промышленников и предпринимателей Алтайского края, а также работодателей, не являющихся его членами, которые уполномочили названный Союз от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;

   работодателей, прекративших членство в Союзе промышленников и предпринимателей Алтайского края после заключения Соглашения;

   работодателей, вступивших в Союз промышленников и предпринимателей Алтайского края в период действия Соглашения;

   органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;

   работодателей, осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, которые в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о при соединении к Соглашению не представят в уполномоченный областной орган исполнительной власти - управление по труду Алтайского края - мотивированный письменный отказ от присоединения к нему с протоколом консультации работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложением по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного Соглашением.

 Закон «О прожиточном минимуме в Алтайском крае» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Сахалинской области (далее - области), его учета при установлении населению области государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты.

Прожиточный минимум предназначается для:

1) оценки уровня жизни населения области при разработке и реализации областных и местных социальных программ;

2) выявления бедных граждан в целях оказания им необходимой адресной социальной помощи;

3) обоснования устанавливаемых в области размера оплаты труда и социальных выплат;

4) учета при формировании консолидированного бюджета области.

Потребительская корзина на душу населения и для основных социально- демографических групп населения в области определяется в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения с учетом территориальной дифференциации, установленной настоящим Законом, определяется администрацией Алтайского края ежеквартально на основании потребительской корзины и данных областного органа по государственной статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

1. Величина прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам населения с территориальной дифференциацией и является основой для установления размера оплаты труда и размера социальных выплат.

2. Размер оплаты труда и размер социальных выплат в Алтайском крае поэтапно повышается до величины прожиточного минимума.

Условия и порядок предоставления социальной помощи по бедности определяются Положением, утвержденным администрацией Алтайского края (в ред. Закона Алтайского края от 25.02.1999 N 102)

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Сахалинской области, считается бедной (бедным) и имеет право на получение социальной помощи по бедности.

Величина социальной помощи по бедности равняется разности среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) и прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае.

Динамика изменения прожиточного минимума в Алтайском крае за 2009-2012 годы указана в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Динамика изменения прожиточного минимума
в Алтайском крае (2009-2012 гг.)

Сахалинская область

             По годам

2009

2010

2011

2012

 

1 квартал

6503

7265

8551

8815

2 квартал

6644

7546

8551

 

3 квартал

6729

7800

8785

 

4 квартал

6961

7972

8811

 

 

 

2.2 Прожиточный минимум и анализ бедности

 

Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну нищеты и бедности. Статистика свидетельствует, что в России за чертой бедности находится более одной трети Россиян.

Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний. Весьма широк спектр последствий бедности и нищеты населения.

В последние годы резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и семей с отрицательным психологическим климатом.

Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума. Сохраняется проблема низких пенсий.[10]

Прожиточного минимума достигает лишь средний размер пенсий, но у трети пенсионеров, согласно экспертным оценкам, размер пенсии ниже среднего значения.

Говоря о проблеме бедности в сегодняшней России, стоит, по-моему, подчеркнуть не только то обстоятельство, что эта проблема вызывает наибольшую тревогу и озабоченность населения, но и то, что она продолжает доминировать в общественных настроениях, несмотря на определенные позитивные перемены в условиях жизни. Как говорит официальная статистика, темпы роста уровня доходов опережают темпы роста российской экономики.

Бедность - это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.[11]

По характеру потребления и размерам личных доходов и расходов могут быть выделены следующие контрастные группы населения:

- практически живущие на грани нищеты, их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора;

- бедные, доходы которых ниже прожиточного минимума;

- малообеспеченные, доходы которых составляют 1-2 ПМ, и обеспеченные с доходами в 2-5 ПМ. В первой подгруппе - скромное питание и скромное (относительно) бытовое потребление, во второй - нормальное воспроизводство затрат труда, кроме того, возможны некоторые оперативные сбережения для приобретения домашних предметов длительного пользования, бытовой техники;

- состоятельные (доходы - 5-20 ПМ). Для них характерен европейский стандарт потребления: личный транспорт, техника и мебель зарубежного производства, квартиры и дачи в личной собственности. Появляются некоторые возможности расточительного потребления (коллекционирование драгоценностей и антиквариата и т.п.);

Информация о работе Прожиточный минимум в РФ