Процедура банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Юридические процедуры банкротства представляют собой определенный комплекс законодательно установленных правил проведения банкротства юридических и физических лиц, применяемых к последним при наличии признаков банкротства и в зависимости от их финансового состояния и особенностей их хозяйственной деятельности. В соответствие с действующим Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ данными процедурами являются: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Законом урегулированы общие вопросы, касающиеся несостоятельности (банкротства) большинства хозяйствующих субъектов. Однако для некоторых из них, например, для градостроительных или градообразующих организаций, естественных монополий топливно-энергетического комплекса, сельскохозяйственных, страховых и кредитных организаций, отдельными нормативными актами могут быть предусмотрены определенные особенности реализации указанной процедуры[1] . Например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливают особые признаки банкротства, присущие лишь данным субъектам. Требования, предъявляемые к арбитражным управляющим также различны. Можно также выделить множество других отличий.

Работа содержит 1 файл

Юридические процедуры несостоятельности.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагаются  на временного управляющего;

получать любую  информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Данное право  обеспечено обязанностью органов управления должника предоставить такую информацию. Нарушение такой обязанности рассматривается как создание препятствий деятельности внешнего управляющего.

Временный управляющий  обязан:

Принимать меры по сохранности имущества должника – данная обязанность обеспечена правами, предоставляемыми временному управляющему.

Проводить анализ финансового состояния должника в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Определять наличие  признаков фиктивного и преднамеренного  банкротства.

При этом под  фиктивным банкротством законодатель понимает подачу заявления о признании  должника банкротом самим должником  при наличии у должника «возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме». Преднамеренное банкротства  – это банкротство «по вине учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя, которые имеют право давать обязательные для должника указания, либо имеют  возможность иным образом определять его действия»[17] . В случае фиктивного банкротства должник обязан возместить кредиторам причиненных подачей  подобного заявления ущерб. При  преднамеренном банкротстве на вышеуказанных  лиц обычно возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам должника перед кредиторами.

Устанавливать кредиторов должника, уведомлять их о  возбуждении дела о банкротстве, устанавливать размеры их требований.

Созвать первое собрание кредиторов.

Анализ финансового  состояния должника является одной  из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения и  включает «определение достаточности  принадлежащего должнику имущества  для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным  управляющим, а также возможности  или невозможности восстановления платежеспособности должника»[18] . Временный  управляющий вправе привлечь на договорной основе аудиторов и других лиц  для обеспечения осуществления  своих полномочий.

Необходимо отметить, при проведении анализа финансового  состояния отдельных категорий  юридических лиц, необходимо учитывать  специфические особенности их деятельности. Например, для сельскохозяйственных организаций одной из особенностей является сезонный характер выполняемых  работ. Это говорит о том, что  объективно оценить финансовое положение  данных хозяйствующих субъектов  можно только с учетом этих особенностей. Можно выделить несколько возможных  результатов финансового анализа.

Должник не только обладает достаточным имуществом, чтобы  покрыть судебные расходы и выплатить  вознаграждение временному управляющему, но и является потенциально жизнеспособным, к нему может быть применено внешнее  управление.

Должник хотя и  обладает достаточным имуществом для  покрытия судебных издержек и выплаты  вознаграждения временного управляющего, но провести его финансовое оздоровление почти не представляется возможным. Хотя практике известны случаи, когда  кредиторы, принимая решение о введении внешнего управления, спасали тем  самым его платежеспособность и  значительно улучшали его финансовое состояние.

Должник не имеет  достаточного имущества, чтобы покрыть  судебные расходы и выплатить  вознаграждение временному управляющему; восстановить его платежеспособность не представляется возможным[19] .

Ст. 62 ЗоН уточняет, что в случае недостаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия указанных расходов, «кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов». Однако «если кредиторами не определен источник покрытия судебных расходов, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов».

Одной из обязанностей временного управляющего является выявление  кредиторов с целью установления объема их требований. Для этого  временный управляющий направляет кредиторам уведомление о возбуждении  в отношении должника дела о банкротстве. Установление кредиторов требуется, если в заявлении должника или кредитора  указаны не все кредиторы, что  выясняется из проверки дел должника. В течение месяца после получения  такого уведомления кредиторы посылают свои требования в арбитражный суд, а также должнику. Последний в  течение пяти дней составляет отзыв  на эти требования, который вместе с доказательствами отправки копий  отзыва лицам, участвующим в деле, направляет в суд.

Установленные требования направляются сразу временному управляющему. Проверку обоснованности возражений должника арбитражный суд  осуществляет коллегиально на заседании  арбитражного суда, которое назначается  не позднее одного месяца до рассмотрения дела о банкротстве. По результатам  заседания суд выносит определение, что является основанием для установления числа голосов, принадлежащих кредиторам в соответствии с размером их требований. Установленными считаются требования, признанные должником или подтвержденные вступившим в законную силу определением суда, а также требования, по которым  должник не направил своих возражений.

2.1.4. Первое собрание  кредиторов

Не менее чем  за десять дней до даты проведения заседания  арбитражного суда, указанной при  принятии заявления о признании  должника банкротом, временный управляющий  проводит первое собрание кредиторов. Согласно ст. 12 ЗоН «собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены». Из этого следует, что собрание может быть проведено и при отсутствии части кредиторов. Поэтому мнение о том, что наличие кворума на собрании кредиторов является необходимым и обязательным[20] , представляется весьма сомнительным. Необходимо заметить, что Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 19 ноября 1992 г. устанавливал, что собрание кредиторов является правомочным, если на нем представлены кредиторы с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50 процентов от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств.

На собрании кредиторов наряду с кредиторами  с правом голоса участвуют налоговые  и иные уполномоченные государственные  органы, а без права голоса –  временный управляющий, руководитель должника и представитель его  работников. Таким образом, представитель  работников должника не является конкурсным кредитором (в отличие от предыдущего  Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий). Каждый кредитор обладает количеством голосов, пропорциональным сумме его требований.

На основании  доклада временного управляющего собранием  кредиторов делается вывод о положении  должника, наличии или отсутствии признаков банкротства, наличия  фиктивного или преднамеренного  банкротства, возможности расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, принимается решение о применении той или иной процедуры банкротства. На первом собрании кредиторов избирается комитет кредиторов, который в  дальнейшем будет в большинстве  случаев представлять интересы кредиторов. Комитет кредиторов избирается кумулятивным голосованием.

Собрание кредиторов может вынести следующие решения: об обращении в арбитражный суд  с ходатайством о введении внешнего управления, о признании должника банкротом и открытии конкурсного  производства и обращении в суд  с соответствующим ходатайством. Арбитражным судом также может  быть утверждено мировое соглашение. Собрание кредиторов может принять  решение об отстранении временного управляющего от исполнения обязанностей и обращении в суд с соответствующим  ходатайством. Указанные решения  причисляются к разряду особо  важных и могут быть приняты лишь большинством голосов от общего числа  всех кредиторов, выступающих в качестве конкурсных кредиторов. Все остальные  решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов. Решение собрания кредиторов служит основанием для принятия арбитражным  судом решения по делу о банкротстве. Если кредиторы на первом собрании кредиторов не пришли к единому мнению и не направили в арбитражный  суд никакого ходатайства, то при  наличии признаков банкротства  суд выносит решение о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Однако суд  может вынести также и решение  о введении внешнего управления[21] . Это может произойти, например, в  случае наличия достаточных оснований  полагать, что решение на первом собрании кредиторов принято в ущерб  большинства кредиторов, а также, если после проведения собрания кредиторов появились веские основания считать, что платежеспособность должника может  быть восстановлена.

При определении  своего решения кредиторы руководствуются  результатами анализа финансового  состояния должника, проведенного временным  управляющим, а также его выводами о возможности или невозможности  восстановить платежеспособность должника. При ходатайстве в арбитражный  суд о признании должника банкротом  необходимо также учитывать, что  его финансовое состояние должно отвечать признакам банкротства, а  также отсутствовать предпосылки  для введения внешнего управления.

Не позднее  недельного срока после даты проведения первого собрания кредиторов временный  управляющий обязан представить  в суд протокол собрания. В случае установления судом каких-либо нарушений  при проведении собрания кредиторов, проводится повторное собрание кредиторов. Срок его проведения не должен превышать  десять дней до даты проведения заседания  арбитражного суда.

Наблюдение прекращается принятием арбитражным судом  соответствующего решения, на основании  ходатайства первого собрания кредиторов.

Характеризуя  период наблюдения в целом, следует  отметить, что он является своего рода мерой по обеспечению требований кредиторов. Так, с момента принятия к производству заявления о признании  должника банкротом, арбитражный суд  назначает внешнего управляющего, целью  которого является контроль за действиями управляющих должника для обеспечения сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния.

Поскольку на момент принятия к производству заявления  не ясно, является ли должник фактически несостоятельным (то есть в состоянии  ли должник удовлетворить требования кредиторов в полном объеме), то введение периода наблюдения и возможное  ограничение полномочий руководителей  должника в распоряжении имуществом должника являются разумным компромиссом между соблюдением интересов  должника и его кредиторов.

2.2 Внешнее управление

Среди всех процедур банкротства внешнее управление является наиболее приоритетной. Это  связано, в первую очередь, с тем, что данная процедура, в случае достижения ее целей обеспечивает как полное удовлетворение интересов кредитора, так и сохранение бизнеса должника.

Под внешним  управлением, иначе называемым судебной санацией закон понимает процедуру  банкротства направленную на восстановление платежеспособности должника.

Необходимо заметить, что процедура внешнего управления не применяется при банкротстве  кредитных организаций, что, по моему  мнению, связано с особенностью применения ими широкого спектра мер по предупреждению банкротства.

2.2.1. Последствия введения  внешнего управления

На мой взгляд, основным последствием введения внешнего управления является отстранение руководства  должника от управления делами должника и возложение упомянутых обязанностей на внешнего управляющего. Поэтому  в течение трех дней с момента  назначения внешнего управляющего ему  передается бухгалтерская и иная документация должника – юридического лица, печатей, штампов, материальных и  иных ценностей.

С введением  внешнего управления все ранее принятые меры обеспечения требований кредиторов отменяются, а арест на имущество  должника и другие ограничения могут  налагаться лишь в рамках процесса банкротства.

Осуществление мер по восстановлению платежеспособности должника невозможно без приостановления  исполнения должником денежных обязательств и обязательных платежей. С этой целью на весь период внешнего управления распространяется мораторий.

Информация о работе Процедура банкротства