Процедура банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Юридические процедуры банкротства представляют собой определенный комплекс законодательно установленных правил проведения банкротства юридических и физических лиц, применяемых к последним при наличии признаков банкротства и в зависимости от их финансового состояния и особенностей их хозяйственной деятельности. В соответствие с действующим Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ данными процедурами являются: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Законом урегулированы общие вопросы, касающиеся несостоятельности (банкротства) большинства хозяйствующих субъектов. Однако для некоторых из них, например, для градостроительных или градообразующих организаций, естественных монополий топливно-энергетического комплекса, сельскохозяйственных, страховых и кредитных организаций, отдельными нормативными актами могут быть предусмотрены определенные особенности реализации указанной процедуры[1] . Например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливают особые признаки банкротства, присущие лишь данным субъектам. Требования, предъявляемые к арбитражным управляющим также различны. Можно также выделить множество других отличий.

Работа содержит 1 файл

Юридические процедуры несостоятельности.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

Юридические процедуры несостоятельности (банкротства)

Юридические процедуры несостоятельности (банкротства)

Курсовая работа по курсу: “Гражданское право”

Выполнила: студентка  ДЮ-401 Кулакова А.Н.

Московский Государственный  Университет Экономики, Статистики и Информатики

Москва 2000

Введение

Юридические процедуры  банкротства представляют собой  определенный комплекс законодательно установленных правил проведения банкротства  юридических и физических лиц, применяемых  к последним при наличии признаков банкротства и в зависимости от их финансового состояния и особенностей их хозяйственной деятельности. В соответствие с действующим Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ данными процедурами являются: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Законом урегулированы общие вопросы, касающиеся несостоятельности (банкротства) большинства хозяйствующих субъектов. Однако для некоторых из них, например, для градостроительных или градообразующих организаций, естественных монополий топливно-энергетического комплекса, сельскохозяйственных, страховых и кредитных организаций, отдельными нормативными актами могут быть предусмотрены определенные особенности реализации указанной процедуры[1] . Например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливают особые признаки банкротства, присущие лишь данным субъектам. Требования, предъявляемые к арбитражным управляющим также различны. Можно также выделить множество других отличий.

Необходимо сказать, что предыдущим Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 не предусматривалось  такой процедуры банкротства, как  наблюдение, о которой, в частности, пойдет речь ниже. Кроме этого, новый  закон значительно дополнил положения  предыдущего Закона о банкротстве.

Многие авторы, например, М.И. Брагинский, Ю.П. Орловский, М.М. Масевич, Е.А. Павлодский, О.А. Никитина, М. Телюкина, В. Витрянский, Л. Калинина и другие посвятили исследованию проблем банкротства юридических и физических лиц свои труды.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и исследование процедур банкротства  юридических лиц, а задачей –  выявление аспектов, требующих изменения, дополнения или введения.

Однако, к сожалению, из-за огромного объема анализируемого материала автор не может рассмотреть  все процедуры (которые будут  рассмотрены в дальнейшем) и останавливается  лишь на первых двух: наблюдении и внешнем  управлении. Кроме этого, автор считает  нужным выделить, как необходимое  дополнение, меры по предупреждению несостоятельности.

Актуальность  исследования данной темы объясняется  реальной необходимостью в условиях российской нестабильной рыночной экономики  выявить наиболее благоприятные  пути выхода должника из кризисного состояния, при этом восстановив свою платежеспособность и удовлетворив все требования кредиторов, в т.ч. по обязательным платежам в  бюджет и внебюджетные фонды. Практическая значимость данной курсовой работы, а  также последующей дипломной  работы заключается в том, что  автором будут выявлены пробелы  действующего законодательства и представлены предложения по поводу его усовершенствования, являющиеся, на его взгляд, наиболее оптимальными и эффективными.

Глава 1. Предупреждение банкротства

Предупреждению  банкротства действующий Федеральный  закон от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)» посвящает главу II, которая, однако, включает лишь две  статьи. Там устанавливается, что  перед применением соответствующих  процедур банкротства к неплатежеспособному  должнику следует применить меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Таким образом, понятно, что  такие меры предпринимаются до подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом.

Закон устанавливает  обязанность участников юридического лица, собственников имущества унитарного предприятия, а также органов  исполнительной власти РФ, ее субъектов  и муниципальных образований  принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Такие меры могут быть осуществлены как третьими лицами, так и кредиторами  должника, при этом инициатива по оздоровлению должника может исходить от любого лица по соглашению с должником, но сама помощь, будь то: финансовая или  иная, будет иметь место лишь с  согласия должника. Следует отметить, что закон не устанавливает какой-либо перечень конкретных мер, за исключением  досудебной санации. По моему мнению, к подобным мерам можно отнести  залог, в некоторых случаях поручительство, налоговый кредит и другие. В частности, возможность предоставления отсрочки по уплате налогов при наличии  задолженности в федеральный  бюджет по налогам и налоговым  платежам устанавливает Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «О порядке регулирования  финансовой поддержки предприятий  за счет средств федерального бюджета»[2] .

Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» различает три меры по предупреждению банкротства[3] : финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и реорганизацию кредитной организации.

При этом основаниями  для осуществления указанных  мер являются: нарушение «норматива достаточности собственных средств, установленного Банком России» или  «текущей ликвидности кредитной  организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов»; а также случаи, когда организация допускает «абсолютное снижение собственных средств по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ»; «не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнят обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации», а также – неоднократно на протяжении последних шести месяцев – в срок до трех дней с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения. При этом ЦБ вправе потребовать от кредитной организации при возникновении указанных оснований осуществления мер по предупреждению банкротства.

При банкротстве  субъектов естественных монополий  топливно-энергетического комплекса  предупреждение банкротства, а также  обеспечение условий реализации процедур банкротства осуществляется государственным органом по делам  о банкротстве и финансовому  оздоровлению[4] совместно с органом  управления топливно-энергетическим комплексом[5] . При этом Закон об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса не указывает каких-либо конкретных мер, направленных на финансовое оздоровление должника. Представляется, что выбор стоит за указанными в законе органами.

Для целей эффективного применения санационных мер финансового оздоровления, ликвидации и банкротства в отношении неплатежеспособных организаций строительной отрасли, участвующих в выполнении городской строительной программы, «имеющей для города важнейшее социально-экономическое значение» создается специализированный счет, действующий в форме расчетного банковского счета, открываемого в установленном порядке Управлением инвестиционной политики и финансируется из городских источников в уполномоченной кредитной организации.

В рамках мер  по предупреждению банкротства запрещается  разглашение сведений о банкротстве  должника до момента публикации решения  арбитражного суда о признании должника банкротом. Вполне очевидно, что нарушение  данного принципа может существенно  повлиять на судьбу должника: усугубить  его положение в обществе, снизить  эффективность мер по восстановлению его платежеспособности, приблизить или сделать неминуемым его банкротство  и т.д.

Ст. 27 Закона о  несостоятельности выделяет досудебную санацию, как одну из мер предотвращения банкротства. Она выражается в финансовой помощи, предоставляемой должнику собственником  имущества или учредителем юридического лица должника, его кредиторами и  иными лицами. Обязательным условием санации является ее размер: необходимо, чтобы он был достаточен для погашения  всех денежных обязательств должника, а также его задолженности  по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в целях  полного восстановления платежеспособности должника. Предоставление такой финансовой помощи может производиться на условиях принятия на себя должником или третьими лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших помощь. Проведение досудебной санации  со стороны бюджетов различных уровней  может быть проведено лишь при  включении их условий в соответствующее  бюджетное законодательство. При  этом решение о досудебной санации  предприятий субъектов РФ и местных  предприятий принимается органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления за счет их бюджетов[6] .

Необходимо заметить, что предыдущий Федеральный закон  от 19 ноября 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» также употреблял термин «санация или оздоровление предприятия-должника». Однако определял его как одну из двух реорганизационных процедур, при наличии ходатайства о которых, а также оснований для их проведения арбитражный суд в процессе разбирательства выносил определение о приостановлении производства по делу о банкротстве предприятия-должника и, соответственно, проведении санации или внешнего управления имуществом должника. Основанием проведения санации являлось наличие реальной возможности для восстановления платежеспособности предприятия-должника путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. Таким образом, представляется, что санация имела место только в процессе рассмотрения дела судом, тем более что Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий, раскрывая смысл результатов внесудебных процедур, упоминал лишь о добровольной ликвидации предприятия-должника и «договоренности между должником и кредиторами (всеми или частью) об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторами платежей или скидке с долгов предприятия-должника для продолжения его деятельности»[7] .

Новый закон  вводит понятие досудебной санации  и говорит о ней как не о  процедуре, но как о мере предупреждения банкротства, принимаемой до подачи заявления в суд.

Очевидно, что  законодательство совершило огромный скачок, отнеся санацию к мерам, предшествующим процедуре банкротства, и умножив  возможности должника пережить кризисное  для него состояние. Поэтому очень  важно, чтобы меры по предупреждению банкротства предпринимались своевременно и исполнительно; в настоящее  время именно это и выступает  гарантией нормального функционирования любого юридического лица: предприятия, организации и др.

Глава 2. Юридические процедуры  банкротства

Одним из координальных нововведений изменившим всю российскую систему банкротства, можно с уверенностью назвать установление новых процедур банкротства. Прежний Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривал, как известно, три типа юридических процедур: ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация), реорганизационные (внешнее управление, санация) и мировое соглашение.

Действующий закон, введя новый институт наблюдения, установил следующую систему  юридических процедур банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

В ряде случаев, предусмотренных законодательством, могут применяться упрощенные процедуры  банкротства. К ним относятся: банкротство  ликвидируемого должника и банкротство  отсутствующего должника. В указанных  выше случаях, а также к организациям, осуществляемым незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, наблюдение не применяется.

2.1. Введение наблюдения

Наблюдение является новой процедурой применяемой к  должнику. Она не была известна прежнему российскому законодательству. С  момента подачи заявления о несостоятельности  непосредственно до рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом  проходил определенный промежуток времени, в течение которого должник продолжал  распоряжаться собственным имуществом. Очевидно, что злоупотребления с  его стороны могли основательно и координально повлиять на финансовое состояние кредиторов. А такие меры, как наложение ареста на имущество должника, запрет на совершение определенных действий, сделок и другие меры применялись на практике лишь на этапе ликвидации предприятия-должника. Это вполне объяснимо: в конечном счете, применение таких мер после подачи заявления кредитора делало невозможным обеспечение интересов заявителя. Даже потенциально жизнеспособное предприятие, прекращая свою хозяйственную деятельность, например, вследствие наложения ареста на его имущество, упускало последнюю и, быть может, единственную возможность восстановить свою платежеспособность, увеличить ликвидность своих активов и, соответственно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Некоторые пробелы законодательства удалось восполнить.

Информация о работе Процедура банкротства