Проблема соблюдения авторских и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В нашей жизни не последнее место занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки, журналистских произведений и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой.

Содержание

Введение 3
1. Понятие авторских и смежных прав 6
2. Защита авторских и смежных прав 12
2.1. Общая характеристика и понятие защиты авторских прав
2.2. Проблема охраны авторских прав 14
2.3.Авторский договор и его значение 22
2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе 24
3. Проблема соблюдения авторских и смежных прав 26
3.1 Проблема охраны авторских прав
3.2. Контрафактная продукция как наиболее острая проблема реализации 27
3.3. Проблемы авторства в сети Интернет
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Контрафактными  являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе).

     Лицо, осуществившее подобное воспроизведение, может за свой счет удалить контрафактные элементы из экземпляров произведения и (или) объектов смежных прав. В таком случае экземпляры произведений и (или) объектов смежных прав не будут считаться контрафактными. Однако это не освобождает нарушителя от гражданско-правовой ответственности по Гражданскому кодексу Российской Федерации.

       Одним словом, контрафакт – это игнорирование прав автора или правообладателя. Причём будет ли соответствующий договор заключён непосредственно с автором или это будет сделано через организацию, управляющую авторскими правами коллективно, неважно. Главное, чтобы авторское вознаграждение было выплачено. В противном случае, можно рассчитывать на обвинение в распространении нелицензионной продукции со всеми вытекающими из этого последствиями.22 

     3.2 Авторство и Интернет 

     Проблема  соблюдения авторских и смежных  прав в Сети связанна, прежде всего, с тем, что, открывая тот или иной сайт, пользователь Интернета «сгружает» его содержимое, т.е. автоматически копирует форму и содержание сайта на свой компьютер. Уже в тот момент, когда его глаза смотрят на монитор компьютера, он видит сделанную им копию произведения. Как мы знаем правомерно, если эта копия сделана в законных личных целях. Другой вопрос, как в дальнейшем будет использоваться произведения, полученное через интернет.23

     Само  понятие интеллектуальной собственности  в законе определено. Однако  его  применение на практике указывают и на проблемные моменты. Книги и ролики скачивают, воруют, перепродают и распространяют. А авторам (например, рок-музыкантам) иногда становится проще сразу разместить свои композиции в открытом доступе, чем воевать с пиратами и "ретрансляторами".24

     Понятия авторских и смежных прав претерпевают в последние годы очень серьезные изменения. Интернет день за днем меняет этот мир, руководствуясь принципом: "Жизнь - это информация, и она должна быть доступна всем!" И зачастую бесплатно. Как защищаются авторские права в современной России,   есть ли эффективные способы по отстаиванию своих законных интересов перед мошенническим копированием из сети Интернет? Пока процесс издания, будь то книги или пластинки, был связан с тиражированием, все было хорошо: издатель авансировал автора, инвестировал деньги в тиражирование и продавал результат пользователю. Сегодня эта цепочка, в которой не было лишних звеньев, рвется на глазах - информация отделилась от материального носителя и ситуация кардинально изменилась. Теперь вовсе не обязательно покупать книгу или лазерный диск - наверняка это можно найти в Интернете. Бесплатно.

     Страдает  ли от этого автор, не получающий вознаграждения? Когда как. Взамен денег автор  получает такую рекламу, которую  он не мог бы купить ни за какие деньги. Страдают посредники, не получающие дохода от продаж.

       Относительно осуществления авторского права на произведения, размещённые на сайтах Интернета, существуют определённые сложности. Перед автором обязательно появится проблема доказать, как и когда его произведение было размещено и как доказать, что автор именно он. Российские законы, к сожалению, не содержат таких норм. В результате авторские права, предоставленные авторам законами, не могут быть в достаточной мере защищены применительно к электронным произведениям.

     Таким образом, сегодня, когда нормы законодательства не приспособлены к информативной базе, в результате этого не обеспечено правовое регулирование защиты авторских прав в сети Интернет.  Для этого необходимо заключать авторский договор, в котором должны быть изложены существенные для сторон условия: способ использования произведения, срок, на который передаётся право, размер вознаграждения, который выдаётся за каждый способ использования.25

       Однако прямо на наших глазах Интернет формирует новое общество с новыми законами и новой экономикой. А экономика, как известно, работает на тенденциях, а не на догмах. Теперь можно копировать не носитель, а саму информацию. И чем дешевле копирование и хранение информации, чем больше народа общается в Интернете, тем труднее не только удерживаться, но и просто замечать "воровство" интеллектуальной собственности. Кстати, все эти "воры" согласны блюсти некоторые из прав автора: не искажать его произведения, указывать его имя. Такая концепция получила название «копилефт» (использования законов авторского права для обеспечения невозможности ограничить любому человеку право использовать, изменять и распространять как исходное произведение, так и произведения, производные от него. При копилефте все производные произведения должны распространяться под той же лицензией, что и оригинальное произведение)26. И вполне вероятно, именно ей принадлежит будущее произведения, порядок и сроки его выплаты и др.

     1 января 2006 года появилась первая  в мире Пиратская партия, выступавшая  за отмену авторского и патентного  права и, тем самым, за легализацию «пиратства». Первой среди аналогичных партий она добилась успеха на высшем законодательном уровне и в 2009 году получила в Европарламенте одно из 18 мест, закреплённых за Швецией.

     Вслед за шведской основалась также Пиратская  партия США[17][18] (US Pirate Party), Пиратская партия Германии, Партия Пиратов Эстонии (MTÜ Piraadipartei) и Пиратская партия России. 

     Типичная  программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

- снижение сроков авторского права. Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.

-законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.

-недопущение цензуры в Интернете. Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США — дело времени.27

     В завершении проведенного краткого обзора проблематики Интернета в сфере  авторского права нужно отметить, что в РФ нет  специализированного законодательства, имеющего предметом своего регулирования сеть. Очень трудно предсказать, как пойдет правоприменение в РФ. Тем не менее, чем активнее будет использоваться в стране сеть Интернет, тем больше будет конфликтов относительно использования объектов авторских прав в сети (а на настоящий момент таковых уже насчитывается немало) и тем скорее все доходить до судебных разбирательств, которые, которые создав правоприменительную практику, позволят более уверенно чувствовать себя правообладателям в сети Интернет, так как будет выяснен предел осуществления защиты авторских прав.28 В общем, Интернет – это удобный и надёжный способ получить практически любую информацию. Что касается защиты прав авторов в Интернете, то её возможность весьма зыбка, потому, что в этом случае автор имеет минимум гарантий реализации своего права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

       В целом, ситуация связанная   с защитой авторских прав в Российской Федерации представлена проблематичной. На сегодняшний день нет чёткого регулирования авторских прав в сети Интернет, отсутствуют специалисты в органах МВД и прокуратуры, профессионально расследующих преступления в области компьютерной безопасности организации, физического лица и населения в целом. Нет устоявшейся и понятной самим судьям практики с ясными и объективными критериями оценки по доказыванию авторства на произведение. Стоит также учесть, что эта проблема назрела давно, законодательные и правоприменительные шаги в данном направлении неэффективны,  выносимые некоторые судебные решения приводят в отчаяние.

       В целях усиления защиты авторских и смежных прав необходимо выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации охраны прав и законных интересов, как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения. Важно отметить, что Российская Федерация уже сделала некоторые положительные шаги в этом направлении. Но вместе с тем существуют вопросы, которые необходимо решить уже в ближайшем будущем. Например, не разработан понятийный аппарат, отсутствует законодательное закрепление многих важных терминов, критериев. К тому же, законодательство не содержит специальных норм, обеспечивающих надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, авторов, признанных законом недееспособными и т.д. 29

       И всё же в защите интеллектуальной собственности существует вполне чёткая тенденция к её усилению. Об этом можно с уверенностью говорить, если вспомнить хотя бы то, что была принята четвёртая часть Гражданского кодекса, полностью посвящённая интеллектуальной собственности. Это свидельствует об огромном значении и актуальности данной проблемы.

       Важное значение имеет то, что в целом законодательство Российской Федерации представляет авторам и иным правообладателям достаточно мощный набор правовых средств, для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

   1. Источники

1.1 Конституция  Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ.- 2-е изд. – М.: ИНФРА-М20011.2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Проспект, КНОРУС,  Издательство «Омега-Л», 2010.

1.3 Бернская конвенция  по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., измененная 28 сентября 1979 г., ч.1, ст.7.

1.4 Постановление  Пленума Верховного суда РФ  от 19 июля 2006г. №15., п.16.

   2. Специальная литература

2.1 Вереск В.  Кто там кричит   «Пираты»? // Журнал «Труд» 2007, 17 апреля.

2.2 Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова.- М., 2005

2.3 Климова Л.В. Закон и право //Защита авторских прав в РФ.2007,№ 3

2.4 Клочун Т,Г, Закон и право// Проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности. 2007, № 1  

2.5 Копилефт http://ru.wikipedia.org/wiki/Copyleft 2.6 Кулова В. А автор кто? // Человек и закон  2007, № 2

2.7 Нарушение авторского права http://ru.wikipedia.org/wiki/Нарушение_авторского_права

2.8 Наумов Виктор «Проблемы реализации авторских прав в сети Интернет» http://www.russianlaw.net/law/ip/copyright/a09/

2.9 Подшибихин Л.И, К.Б. Леонтьев.  «Реализация в РФ положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений». ч.4

2.10 Рихтер А. Г.Правовые основы журналистики: Учебник. 2-е изд., испр. И доп.-М.:ВК, 2009

Фролова О. Понятие  и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7.

2.11 Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7.

Информация о работе Проблема соблюдения авторских и смежных прав