Проблема соблюдения авторских и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В нашей жизни не последнее место занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки, журналистских произведений и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой.

Содержание

Введение 3
1. Понятие авторских и смежных прав 6
2. Защита авторских и смежных прав 12
2.1. Общая характеристика и понятие защиты авторских прав
2.2. Проблема охраны авторских прав 14
2.3.Авторский договор и его значение 22
2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе 24
3. Проблема соблюдения авторских и смежных прав 26
3.1 Проблема охраны авторских прав
3.2. Контрафактная продукция как наиболее острая проблема реализации 27
3.3. Проблемы авторства в сети Интернет
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                   3                                                       

1. Понятие  авторских и смежных прав                                                                 6

2. Защита авторских и смежных прав       12

2.1. Общая характеристика и понятие защиты авторских прав   

2.2. Проблема охраны авторских прав 14

2.3.Авторский  договор и его значение               22

2.4. Управление  имущественными правами на коллективной основе   24

3. Проблема соблюдения авторских и смежных прав      26

3.1 Проблема  охраны авторских прав   

3.2. Контрафактная продукция как наиболее острая проблема реализации    27

3.3. Проблемы авторства в сети   Интернет

Заключение   32

Список  использованных источников и литературы  34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В нашей жизни не последнее место  занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки, журналистских произведений и искусства  является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации. В пункте 1 статьи 44 сказано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»1. По Конституции вопросы регулирования интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении Федерации. Сфера действия авторских прав распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо  от их достоинств и назначения, а так же от способа их выражения. Это означает, что защите подлежат и бездарные, антинаучные, никчемные произведения. К числу таких защищаемых произведений очевидно относятся литературные, публицистические  и журналистские произведения; аудио визуальные произведения (прежде всего телерадиопрограммы, кино- и телефильмы); музыкальные произведения изобразительного искусства (в том числе карикатуры и комиксы); фотографические произведения; произведения архитектуры, в том числе  в виде проектов и чертежей; географические и т.п. карты. Список  является открытым, что означает возможность причислить к сфере авторского права любые другие типы произведений науки, литературы и искусства, иных сфер интеллектуальной деятельности (кроме защищаемых патентным правом и правом на товарный знак). Авторские права предоставляются так же так называемым «производным произведениям» (предоставляющие собой переработку других произведений) и «составным  произведениям» (в которых охраняется творческие труд по подбору или расположению материалов). Творчество здесь противопоставляется механическому труду машины или человека.    В этой работе речь пойдёт об авторских и смежных с ними правах.2

       Однако сегодня авторские и  смежные права часто нарушатся  и нуждаются в усиленной защите. Поэтому цель данной работы  – рассмотреть главные особенности  авторских и смежных прав, а также изучить конкретные способы их защиты.

       Для решения данной проблемы:

     - определить понятия и перечисления  авторских и смежных прав в  соответствии с законодательством  РФ. Определить  краткую характеристику  этих прав;

     - выявить механизм защиты авторских и смежных прав в целом и в частности. Охарактеризовать способы защиты интеллектуальной собственности, особенно гражданско–правовые, поскольку это имеет самое прямое отношение к изучаемой проблеме;

     - изучить роль и значение авторского  договора как немаловажного способа обеспечения защиты авторского права и об управлении имущественными правами, в частности авторскими или смежными, на коллективной основе;

      - показать специфику авторства  в сети Интернет.

       Наконец в последней главе  в общих чертах обрисованы административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты интеллектуальной собственности. Этим способам посвящена именно последняя глава, так как они не имеют непосредственного отношения к гражданскому праву, однако также, как и гражданско-правовые – являются способами защиты авторских и смежных прав.

     Таким образом, в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских  и смежных прав и их защиты. И  тем не менее нельзя в достаточной  мере освятить все особенности такой  защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день - выявить особенности функций гражданского права.

     Эмпирическую  и нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года (вступившая в силу для России с 13 марта 1995 года),   Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 года), действовавший до 2008 года, Гражданский кодекс Российской Федерации и комментарии к ним.

     Вопросам  изучения авторских и смежных  права посвящены ряд научных  публикация к их числу относятся  работы Гаврилова Э.П., Ермакова А.Р., Заика Н.К., Панкеева И.А., Рихтер А.Г., Федотова М.А.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие авторских  и смежных прав 

     Проблема  интеллектуальной собственности представляет особый интерес. В настоящее время для понимания ситуации в этой области необходимо обратиться к четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации (раздел VII главы 69, 70, 71) и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года. Подписанная первоначально четырнадцатью странами в 1886 году Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений предусматривает обеспечение равной защиты  авторских прав не только на родине автора, но и на территории остальных присоединившихся к ней государств. Это соглашение (в редакции Парижского акта от 24 июля 1971 года) действует в России с 1995 года.3

     В соответствии с вышеуказанным Кодексом «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами».4 Под авторским правом понимаются права, возникающие у автора, а в некоторых случаях и у других лиц (соавторов), при создании им произведения.

     Впервые положения об авторском праве  в России получили своё отражение  в Цензурном уставе 1828 года в главе «О сочинителях и издателях». В 1877 году нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи. Первый социальный закон в сфере авторского права был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон, как по содержанию, так и по форме, был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.

     11 июня 1964 году был разработан и принят Гражданский кодекс РСФСР.  В него были включены всего лишь отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 года СССР становится членом Всемирной конвенции об авторском праве.  В Российской Федераций 3 августа 1993 г. вступает в законную силу Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах», который действовал до 2008 года.5 Начиная с 2008 года по настоящее время,  авторские и смежные права регулируются Гражданским кодексом РФ. В соответствий  со статьёй 1255 Кодекса, к авторским правам относятся:

  1. исключительное право на произведение – право на результат интеллектуальной деятельности;
  2. право авторства – право признаваться автором произведения;
  3. право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.
  4. право на неприкосновенность произведения – недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;
  5. право на обнародование произведения – право сделать произведение доступным для всеобщего сведения путём опубликования, публичного показа, исполнения и т.д.

       В некоторых случаях, также предусмотренных Кодексом, к авторским правам ещё относятся право на вознаграждение, на отзыв, право следования, доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан этот результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору техническое, консультативное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением таких работ. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно.

     Интеллектуальные  права на результаты исполнительской  деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).6 Смежные права не носят самостоятельного и независимого характера, поскольку в большинстве случаев они неотделимы от процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав. Вместе с тем они могут существовать независимо от авторских прав, например, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом. Также возможен и пограничный случай, то есть когда исполнитель делает акцент на определённых сторонах авторского произведения, проигнорированных самим автором, придавая ему дополнительную ценность. Что же касается смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловным критерием выделения их в отдельные виды смежных прав, по мнению большинства учёных-цивилистов, является технический, вспомогательный, посреднический характер деятельности указанных субъектов по доведению произведений до широкой публики.7 То есть, если авторская деятельность – это творческая деятельность, то смежные права имеют исполнители и распространители.

     К смежным правам относятся:

  1. право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;
  2. право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;
  3. право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;
  4. право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.
  5. право публикатора на произведение науки, литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

     Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: личные неимущественные - право на имя, право на защиту исполнения или постановки; имущественные - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются не переданными. Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю.8

       Права исполнителя, как и права  вещательных организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Информация о работе Проблема соблюдения авторских и смежных прав