Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа
В нашей жизни не последнее место занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки, журналистских произведений и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой.
Введение 3
1. Понятие авторских и смежных прав 6
2. Защита авторских и смежных прав 12
2.1. Общая характеристика и понятие защиты авторских прав
2.2. Проблема охраны авторских прав 14
2.3.Авторский договор и его значение 22
2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе 24
3. Проблема соблюдения авторских и смежных прав 26
3.1 Проблема охраны авторских прав
3.2. Контрафактная продукция как наиболее острая проблема реализации 27
3.3. Проблемы авторства в сети Интернет
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники.9
Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Действующий с 1992 по 2008 год закон об авторском праве и смежных правах способствовал тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.10
Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, поскольку она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой.11
Объекты авторского права и смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.
В
связи с этим одной из важных
задач в деятельности судов общей
юрисдикции относится защита интеллектуальной
собственности, составной частью которой
являются авторское право и смежные права.
Особую роль в этом играет правоприменительная
практика, которая является реальным механизмом
защиты этих прав.12
2.
Защита авторских
и смежных прав
2.1
Общая характеристика
и понятие защиты авторских
прав
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ провозглашается и гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 45 Конституции гарантируется право каждого защищать свои права и свободы всеми способами в соответствии с законом.
ГК РФ в п. 1 ст. 1 устанавливает как одно из основных начал гражданского законодательства необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В качестве одной из основных задач гражданского судопроизводства ст. 2 ГПК РФ называет правильное и своевременное, что немаловажно, рассмотрение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Перечисленные выше общеправовые принципы имеют непосредственное отношение к авторскому праву, так как регулятивный механизм эффективен только тогда, когда он законодательно обеспечен правоохранительной составляющей. В подтверждение этого В.П. Грибанов справедливо заметил: «субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь декларативным правом». Поэтому следует сделать вывод о том, что достижение поставленных перед авторским правом целей возможно путем признания за авторами (правообладателями) определенных субъективных прав и установления правил их реализации, а также с помощью обеспечения надежного механизма правовой защиты в случаях их нарушения или оспаривания.
При рассмотрении понятия «защита авторских прав» как правовой категории надлежит указать на его относительную самостоятельность в ряду иных категорий, например, таких, как «реализация субъективного права», «охрана авторских прав» и др. Следует обратить особое внимание на то, что общеправовой термин «защита права» может применяться в различных смыслах. В законодательстве, в частности, понятие «защита права» нередко носит абстрактный характер и обозначает возможность государства защищать те или иные права, не уточняя, идет ли речь о защите нарушенных прав, или о гарантиях, формах реализации тех или иных еще не нарушенных прав.
В юридической литературе различают понятия «защита субъективного права» и «охрана субъективного права». При этом уточняется, что охраняются права постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются; защита есть момент охраны, одна из ее форм.
Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на весь комплекс правовых норм и правовую деятельность, а защита – совокупность мер, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права либо интересы нарушены или оспорены.
Институт «права на защиту» выступает основанием или условием реализации «защиты права» в общественном отношении, в том числе авторском, урегулированном нормами права, который в общем виде выглядит как предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права или законного интереса.
Субъектами, обладающими правомочиями на защиту авторских прав, являются непосредственно носители этих прав, т.е. сами авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случаях создания служебных произведений.
Нарушителями
авторских прав являются физические
и юридические лица, которые не
выполняют требования гражданского
законодательства в части регулирования
авторских отношений. Чаще всего такими
нарушителями становятся лица, которые
допускают незаконное использование произведений.
Подобные действия считаются контрафактными
(от французского слова «contrefacon» – нарушение
прав интеллектуальной собственности),
а нарушители именуются пиратами (от англ.
неологизма «piracy» – нарушение прав интеллектуальной
собственности).
2.2
Проблема охраны авторских
прав
Единственный способ обеспечения защиты авторских прав - принятие международных договоров, устраняющих территориальный характер действия авторских прав и унифицирующих наиболее существенные положения национальных законов.
Можно выделить следующие основные положения, общие для всей системы международной охраны авторских прав, включенные в национальное законодательство большинства государств:
1) принцип гражданства автора;
2) территориальный принцип предоставления охраны;
3) принцип национального режима (в литературе также именуется принципом ассимиляции);
4) принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей;
5) принцип срочного характера охраны;
6) принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников.
С присоединением государства к соответствующим конвенциям территориальные ограничения отпадают. Согласно части 1 статьи 3 Бернской конвенции охрана предоставляется произведениям, как выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами государств - участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают на их территории. Таким образом, реализуется принцип гражданства автора. В литературе данный принцип также называется "национальным принципом" - его значение состоит в том, что произведение автора, гражданина государства - участника Бернской конвенции, охраняется во всех странах Бернского союза независимо от места его первой публикации".
Территориальный принцип предоставления охраны применяется только для произведений авторов, не являющихся гражданами стран - участниц конвенций. То есть принцип гражданства автора и территориальный принцип
не могут применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации территориального принципа в том случае, если произведение впервые было выпущено в свет в одной из стран - участниц соответствующего договора или одновременно в стране - участнице и третьем государстве13. При присоединении 13 марта 1995 г. к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) 1886 года (последняя редакция - 1971 года) Россия сделала оговорку о том, что ее действие "не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием" (п.2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.). Каков смысл сделанной оговорки? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать некоторые положения не только самой Бернской конвенции, но также отечественного законодательства и даже Всемирной конвенции об авторском праве (далее - Всемирная конвенция), участником которой СССР стал 27 мая 1973 г.
Согласно ст. VII Всемирной конвенции, чьи положения не распространяются на произведения, охрана которых в присоединяющемся к
ней государстве "окончательно прекратилась или никогда не существовала", в России они охраняются только в том случае, если впервые были опубликованы после даты присоединения нашей страны к Конвенции, т.е. после 27 мая 1973 года. Бернская конвенция декларирует намного более высокий "уровень охраны": согласно ст.ст.7 и 18 охране подлежат все произведения, в том числе и впервые опубликованные до момента присоединения к Бернской конвенции, если с момента смерти автора прошло менее 50 лет. Так, все произведения Агаты Кристи, умершей в 1976 году, были опубликованы за рубежом до 1973 года, не охранялись на территории СССР в момент опубликования и теперь не охраняются на территории России по правилам Всемирной конвенции. В то же время в силу Бернской конвенции данные произведения должны были бы охраняться в любой присоединившейся к ней стране в течение 50 лет после смерти писательницы, т.е. до 2026 года. В соответствий с п.1 ст.28 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" в полном соответствии с положениями Всемирной конвенции предусматривалось, что перешедшими в общественное достояние считаются не только произведения, срок действия авторского права на которые истек, но и произведения, которым на территории России "никогда не предоставлялась охрана", что совершенно не соответствует требованиям Бернской конвенции. Дело в том, что статья 18 обязывает предоставлять иностранным произведениям так называемую ретроактивную" охрану, независимо от времени их опубликования - до или после присоединения государства к Бернской конвенции.
Итак, согласно Всемирной конвенции на территории России охранялись "иностранные" произведения, опубликованные только после 27 мая 1973 г., остальные были лишены охраныВ то же время согласно п.1 ст.7 Бернской конвенции срок охраны авторских прав должен составлять время жизни автора и 50 лет после его смерти14, причем в соответствии с положениями статьи 18 данное правило подлежит применению в полном объеме в отношении всех произведений, независимо от даты их опубликования. Предусмотрено только два исключения: охрана может не предоставляться, если истек срок охраны в стране происхождения произведения; охрана может не предоставляться, если ранее произведению в данной стране уже предоставлялась охрана и ее срок истек к моменту присоединения данной страны к Бернской конвенции. Первым из исключений Россия в 1995 году не воспользовалась (для этого необходимо было внести соответствующие дополнения во внутреннее законодательство), вторым же она воспользоваться не могла, поскольку речь шла о произведениях, которым ранее в России охрана просто не предоставлялась.
Согласно статье 30 Бернской конвенции можно делать какие-либо оговорки при ее принятии только в тех случаях, которые она сама специально установила. Несмотря на это, Россия не предоставила в полном объеме охрану опубликованным до момента присоединения произведениям иностранных авторов. Такая ситуация уже сегодня порождает многочисленные проблемы и может в самое ближайшее время привести к ряду крайне неблагоприятных последствий. Единственной причиной "неполного" присоединения России к Бернской конвенции и, пожалуй, наиболее часто упоминаемым доводом против отмены ограничений является сомнение в "экономической целесообразности" для России соответствующих конвенционных положений. Действительно, за использование охраняемых произведений нужно платить. Присоединение России к Бернской конвенции привело к тому, что Россия стала "дополнительно" охранять произведения авторов примерно из 20 стран, не участвующих во Всемирной конвенции и мало представленных на российском рынке авторских прав.
Страны, играющие наиболее заметную роль в экономических отношениях в сфере авторского права, участвуют не только в Бернской, но и во Всемирной конвенции, в силу чего все произведения авторов этих стран, опубликованные в них после 27 мая 1973 г., уже охранялись в России. Российской Федерацией заключено также более десятка двусторонних международных соглашений о взаимной охране авторских прав, причем все они предусматривают предоставление "ретроактивной" охраны. Таким образом, речь в действительности идет не о столь уж значительном расширении поля действия закона об охране, а о распространении ее, во-первых, на авторов из нескольких стран, чьи произведения реально используются в России довольно редко, и, во- вторых, на "старые" произведения, не имеющие большого "коммерческого" значения, в связи с чем их использование не потребует существенных материальных затрат от заинтересованных российских организаций. Поскольку любой договор - это почти всегда "улица с двусторонним движением", вопросы о "дополнительных затратах" следует рассматривать одновременно с вопросами о том, что же реально принесет нашей стране участие в Бернской конвенции. Следует помнить, что в области авторского права всегда имеется несколько заинтересованных сторон: пользователи, правообладатели, государство, российские граждане и российское общество в целом. Найти оптимальное решение в этой проблеме задача непростая.
Информация о работе Проблема соблюдения авторских и смежных прав