Приватизация в Беларуси: состояние и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений и особенностей проведения приватизации в Беларуси, подведение промежуточных итогов за пятнадцать лет реформирования.
Основная задача – раскрытие основных особенностей проведения приватизации в стране, ее принципиальные отличия от подобных процессов в других странах, оценка эффективности ее проведения, учитывая достигнутые результаты.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие приватизации. Особенности ее проведения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Чековая приватизация в Республике Беларусь. . . . . . . . . 10
3. Процесс акционирования предприятий. Малая приватизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
4. Отрицательные черте процесса приватизации в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
5. Проблемы защиты прав трудящихся на приватизированных предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Приложение 1. Динамика разгосударствления в республиканской сфере собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.78 Кб (Скачать)

 Все эти негативные  факторы искажают цели и задачи  приватизации и, порой, просто  дискредитирую ее. Более того, реформа  собственности снижает трудовые  и социальные гарантии работников.

 В сложившейся  ситуации считаю обоснованными  требования профсоюзов о том,  что приватизация должна проводиться  с согласия не менее 2/3 членов  трудового коллектива, а аукционная  или конкурсная продажа предприятий  только после официально оформленного  отказа трудового коллектива  его выкупить, взять в аренду  или акционировать. 

 В целях придания  процессу приватизации разумного,  осознанного начала необходимо  усиление правового и экономического  обучения, разъяснительной работы  на всех предприятиях и в  средствах массовой информации.

 Также необходимо  уйти от практики проведения  приватизации кабинетным способом, ведь в таких ответственных  делах необходима только самая  достоверная информация и общественный  контроль. Нужно усилить ответственность  руководителей предприятий за  нарушение законодательства, Генерального, тарифных и местных соглашений, коллективных договоров, предусмотрев, что их невыполнение является  основанием для расторжения контракта  или внесения изменений в него.

 Считаю, что не  лишним было бы освобождение  от уплаты государственной пошлины  с работника при рассмотрении  трудовых споров в суде, с учетом  предоставления обоснованной жалобы, ведь оплата юридической консультации, адвоката, госпошлины в настоящее  время составляют значительные  суммы.  

 Заключение 

 За весь период  приватизации (с 1991 года по 1 декабря  2005 года) в Белоруссии реформировано  4079 объектов государственной собственности,  в том числе 1072 объекта республиканской  и 3007 - коммунальной собственности.  За этот же период реформировано  211 крупных предприятий с численностью  работающих свыше 1000 человек,  из них 179 - республиканской собственности.  На реформированных предприятиях  занято свыше 955 тысяч человек  (сообщает пресс-служба Министерства  экономики Белоруссии). За 11 месяцев  2005 года реформировано 24 объекта,  в том числе: 

- 10 объектов республиканской  собственности; 

- 14 объектов коммунальной  собственности. 

 Можно отметить, что большая часть приватизированных  предприятий выжила в сложных  условиях экономического кризиса  и политической неопределенности. Главным фактором тому, в первую  очередь будет стремление руководства  предприятий в развитии производства. Большинство экономических связей  были налажены по их инициативе, конечно не без помощи Правительства.  Выгодные международные контракты  дали возможность увеличения  объемов производства, модернизации  оборудования. Вторым фактором стал  трудовой коллектив, с помощью  которого достигались вышеперечисленные  успехи.

 Однако ситуация  не является такой розовой.  Часть предприятий до сих пор  не может до конца провести  приватизацию. Официально существует  решение о их приватизации, но это предприятие, оказывается, никому не нужно. Спрос на их акции очень низок. Такие предприятия акционируются силами трудовых коллективов. В связи с частыми задержками выплат по заработной плате текучесть кадров на них очень высока. Поддержка производства осуществляется за счет государства. В основном это предприятия, имеющие в данном регионе множество более сильных конкурентов, которые поставляют на рынок более качественную продукцию, имеют современное оборудование и, как правило, раньше приватизировавшиеся.

 С трудом верится,  что в скором времени все  вопросы, касающиеся процесса  приватизацию, разрешатся сами собой.  За столь короткое время в  стране произошли серьезные перемены. Экономика поэтапно была перестроена  из административно-командной в  рыночную. Конечно, говорить о чистой рыночной экономике не приходится, скорее это сочетание черт как одной, так и второй с применением белорусской специфики развития, а процесс приватизации стал одним из наиболее значимых процессов реформирования.

 Сегодня приватизация  в Республике Беларусь приобрела  необратимый характер. В настоящее  время уже нет смысла спорить  о ее целесообразности. Путь к  полноценной рыночной экономике  без разгосударствления и приватизации  невозможен. При этом формы и  методы приватизации могут быть  различными в зависимости от  особенностей объекта и состояния  субъекта приватизации, определяющим  должен быть вопрос об эффективности  принимаемых решений в вопросе  преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта,  не надо забывать о том, что  приватизация лишь тогда даст  результат, когда затрагивает  всю глубину производственных  отношений, а не только их  внешние, находящиеся на поверхности,  проявления.  

 Список использованных  источников 

1. Закон Республики  Беларусь от 6 июля 1993 г. N 2468-XII «Об  именных приватизационных чеках  Республики Беларусь » (в ред.  Законов Республики Беларусь  от 29.06.2006 N 137-З) 

2. Закон Республики  Беларусь от 19 января 1993 г. N2103-XII «О  разгосударствлении и приватизации  государственной собственности  в Республике Беларусь» (в ред.  Законов Республики Беларусь  от 11.04.1995 N 3706-ХИ, от 21.06.1996 N 450-XIII, от 04.01.1999 N 229-3)

3. Закон Республики  Беларусь от 9 декабря 1992 г. N 2020-XII «О хозяйственных обществах»(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2006 N 100-З)

4. Институт стран  СНГ. Отдел Белоруссии «Особенности  развития экономики Белоруссии»/Аналитический  обзор состояния и перспектив  развития белорусской экономики.  Мн. 2000.

5. Окулич Ю.К. Проблемы  защиты трудовых прав работников  в процессе разгосударствления  и приватизации / доклад по материалам 2004 года. Мн. 2006.

6. Официальный сайт  Министерства Статистики Республики  Беларусь / www.minstat.gov.by

7. Пыко В.Г., Крум Э.В. /Малая приватизация. Сущность, тенденции, пути ускорения./ Мн. 2001.

8. Федорова А.  Движение разрешено /статья/ «Экономическая  газета» №79 10.10.2006.

9. Экономическая  теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 1999.  

 Приложение 1


Информация о работе Приватизация в Беларуси: состояние и проблемы