Приватизация
может осуществляться и путем
безвозмездной передачи. Целью безвозмездной
передачи части государственной
собственности только гражданам
Республики Беларусь является
обеспечение социального равенства
в процессе приватизации на
этапе перехода к рыночной
экономике[2, Р.3, ст.10].
При проведении
приватизации предприятия на
находящиеся на его балансе
государственное имущество может
быть установлен запрет на
приватизацию, это прежде всего объекты
социальной инфраструктуры - жилые дома,
детские дошкольные учреждения, профилактории,
стадионы и т.д., в этом случае по решению
органа приватизации данные объекты могут
быть безвозмездно переданы новому собственнику
этого предприятия во владение и пользование
без права распоряжения с условием сохранения
их целевого использования.
Определим, что
можно приватизировать, а что
нет. Согласно Закона объектами приватизации
являются: государственное и общественное
жилье; государственные предприятия, учреждения,
организации, структурные единицы объединений
и структурные подразделения предприятий;
государственное имущество, сданное в
аренду: доли (паи, акции), принадлежащие
Республике Беларусь и административно-территориальным
единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
Не подлежат
разгосударствлению и приватизации
предприятия (объединения), организации
и виды имущества, отнесенные
законом к перечню объектов, которые
могут находиться только в
собственности государства[2, Р.1, ст.3].
К объектам, которые
находятся в республиканской
собственности, относятся природные
ресурсы: земля, её недра, воздушное
пространство над территорией
республики. В республиканской собственности
находятся также предприятия
и организации, имущество которых
обеспечивает суверенитет, хозяйственную
самостоятельность республики, её
экономическое и социальное развитие.
В коммунальной собственности
находятся объекты (имущество), принадлежащие
административно-территориальным органам.
Ими производят управление соответствующие
местные Советы депутатов.
После проведения
приватизации объект подлежит
регистрации как вновь созданное
предприятие либо включенное
в состав уже действующего, имеющего
негосударственную форму собственности,
с одновременным исключением
из названия предприятия терминов,
указывающих на его государственную
и ведомственную принадлежность.
Платформа для
проведения приватизации в Беларуси
была не весьма устойчивой. Экономика
страны работала в сложных
условиях, что повлияло на сам
процесс приватизации. Специфика
процесса заключается в том,
что и формирование устойчивой
экономики, и развитие приватизации
происходило параллельно. Влияя
друг на друга. Не малую роль
сыграл и политический процесс,
который привнес в белорусскую
приватизацию социальную окраску.
Это были основные
особенности процесса приватизации
в Республике Беларусь, который продолжается
и сегодня. Далее речь пойдет о способах
его проведения и о некоторых достигнутых
результатах.
2. Чековая приватизация
в Республике Беларусь.
Началом процесса
приватизации предприятий в Беларуси
стало принятие в 1991 году Советом
Министров БССР Постановления
№360 "О разгосударствлении экономики
и приватизации государственной
собственности Республики Беларусь
в 1991 году". В 1993 году, уже в
новом государстве, были приняты
законы, заложившие правовую основу
процессов приватизации в Беларуси:
"О разгосударствлении и приватизации
государственной собственности
в Республике Беларусь" и "Об
именных приватизационных чеках".
Беларусь, как и многие страны,
первоначально сделала ставку
на чековую приватизацию: 50% государственной
собственности предполагалось передать
в частные руки путем оплаты
приватизационными чеками. Законодательство
так же установило льготы членам
трудовых коллективов при приобретении
акций своих предприятий.
Нельзя сказать,
что чековая приватизация в
Беларуси имела только положительные
результаты, были и недостатки, которые
особенно остро видны сейчас,
спустя некоторое время. Особенностями
начального этапа приватизации
в Беларуси (1991-1994 гг.) являются: приоритет
политических целей процесса, введение
системы приватизационных чеков;
сверхвысокие темпы приватизации;
преимущественно формальный характер
приватизации при акционировании
крупных предприятий; аукционная
продажа малых объектов; низкая
доходность приватизации.
Эмиссия и обращение
приватизационных чеков стали
эффективным инструментом быстрого
перераспределения государственного
имущества среди негосударственных
инвесторов. Вторичный же рынок
акций приватизированных предприятий
и сегодня развивается медленно
из-за отсутствия спроса на
акции большинства акционерных
обществ, малой доходности акций
и неразвитости инфраструктуры
фондового рынка.
Именной приватизационный
чек Республики Беларусь является
государственной именной ценной
бумагой Республики Беларусь, выпущенной
на срок, установленный Советом
Министров Республики Беларусь
по согласованию с Президентом
Республики Беларусь.
Приватизационный
чек обеспечен государственной
собственностью, подлежащей безвозмездной
передаче гражданам Республики
Беларусь, свидетельствует о праве
его владельца на долю в
приватизируемой государственной
собственности и выражает размер
этой доли (квоту) [1, Ст.1].
Особенностями
приватизационных чеков как ценных
бумаг являлись: их обращение
без ограничений, целевой характер
использования в качестве платежного
средства, безвозмездная форма первичного
размещения, массовый объем выпуска.
Привлекательным для юридических
лиц было то, что обращение
чеков (ваучеров) не облагалось
налогами на операции с ценными
бумагами. Физические лица не
уплачивали подоходный налог
с сумм, полученных от продажи
приватизационных чеков. В целом
почва для реализации программы
приватизации была благоприятная,
тем более государство шло
на некоторые уступки, не получая
налогов в бюджет от обращения
чеков.
Необходимость
индексации вкладов, что так
же важно, не возникла, так как
на протяжении всего срока
действия приватизационных чеков
оценка основных капиталов акционерных
обществ и имущества, выставляемого
на конкурс, производилась в
ценах 1992 года. На чековых аукционах
акции приватизируемых предприятий
продавались по аукционному курсу,
а не по номиналу.
При переоценке
стоимости государственной собственности,
подлежащей безвозмездной приватизации,
стоимость неиспользованного приватизационного
чека "Имущество" индексируется
в той же пропорции [1, Ст.6].
Законодательно
было прописано кому, сколько
и за что выдавать чеки, можно
считать это проявлением социальной
справедливости. Сумма выдаваемых
чеков устанавливалась в зависимости
от трудового стажа и возраста
на момент принятия Закона, что
подтверждалось документально.
Так, например,
приватизационные чеки "Имущество"
выдавались следующим образом,
лицам:
старше 35 лет -
50 чеков;
в возрасте
от 30 до 35 лет - 40 чеков;
в возрасте
от 25 до 30 лет - 30 чеков;
в возрасте
от 16 до 25 лет - 20 чеков;
инвалидам I и
II групп из числа военнослужащих
и вследствие общего заболевания
(кроме случаев, когда инвалидность
наступила в результате их
противоправных действий), а также
инвалидам I и II групп с детства
независимо от их возраста - 50
чеков;
инвалидам Великой
Отечественной войны и к ним
приравненным, а также инвалидам
вследствие трудового увечья
или профессионального заболевания
независимо от возраста - 50 чеков;
родителям (одному
из них) на каждого ребенка,
которому не исполнилось 16 лет,
- 10 чеков, а в случае смерти
или лишения родительских прав
одного из родителей - 30 чеков;
на каждого
ребенка, оставшегося без родительской
опеки и находящегося в опекунской
приемной) семье,
доме семейного типа или в
детском интернатном учреждении, его
законному представителю - 50 чеков.
Дополнительно
чеки начислялись:
инвалидам Великой
Отечественной войны и к ним
приравненным, а также инвалидам
вследствие трудового увечья
или профессионального заболевания
- 30 чеков;
участникам Великой
Отечественной войны - 15 чеков,
а приравненным к ним гражданам
и гражданам, необоснованно репрессированным
по политическим мотивам в
период репрессий 20 - 80-х годов,
а затем реабилитированным, - 10 чеков;
владельцам вкладов
в учреждениях Сберегательного
банка по состоянию на 1 января
1991 года в порядке и размерах,
определенных Советом Министров
Республики Беларусь.
Таким образом
видно, что наиболее уязвимые слои населения
– ветераны, инвалиды, пенсионеры, сироты
не остались ущемлены в своих правах на
часть государственной собственности.
Молодые же семьи, исходя из этого перечня,
чеков получили меньше, хотя именно им
предстояло жить и работать в новом государстве.
Что делать
с чеками в тот момент было
неясно. Информации об этом было
очень мало, а в некоторых регионах
и вовсе не было. По Закону
же граждане Республики Беларусь,
имеющие право владения приватизационными
чеками, могут:
продавать (полностью
или частично) принадлежащие им
чеки с обязательным переоформлением;
передавать чеки
в распоряжение доверенного лица
или организации на договорных
условиях;
обменивать чеки
на ценные бумаги специализированных
инвестиционных фондов, имеющих
лицензию на осуществление профессиональной
и биржевой деятельности по
ценным бумагам;
использовать
чеки при приобретении приватизируемых
государственных объектов (акций,
долей, паев в имуществе таких
объектов);
наследовать и
завещать чеки в установленном
законодательством Республики Беларусь
порядке.
Приватизационные
чеки могут использоваться владельцами
в соответствии с их назначением,
в качестве средства оплаты
при приобретении в собственность
объектов, подлежащих приватизации,
или доли в имуществе этих
объектов.
По истечении
срока обращения приватизационных
чеков не использованные владельцем
чеки могут предъявляться для
погашения по месту выдачи
или Национальному банку Республики
Беларусь. Государство гарантирует владельцу
погашаемых чеков выплату компенсации
в пределах сумм чеков, полученных им [1,
Ст.12].
Опыт реформ
в Центральной и Восточной
Европе показал, что чековая
приватизация не полностью оправдала
возлагавшихся на нее надежд.
Она не привела к формированию
собственника, имеющего доступ к
финансовым ресурсам, с соответствующим
опытом и профессионализмом, необходимым
для реструктуризации предприятия.
Причину нужно искать в не соответствии
институциональной среды тем запросам,
которые выдвигает приватизация для эффективного
развития частного бизнеса. На практике
не создаются эффективные стимулы для
успешного функционирования акционерных
обществ, отсутствует мотивация проводить
реструктуризацию предприятий чековыми
инвестиционными фондами, которые являются
основными владельцами приватизируемых
таким способом предприятий. Большинство
акций, принадлежащих чековому инвестиционному
фонду, не обращаются на фондовом рынке.
В ходе чековой
приватизации акционировались все
предприятия подряд, не зависимо
от их размера и, что еще
важнее, реального состояния. Поэтому
портфели чековых инвестиционных
фондов обременены неликвидными
акциями, которые не возможно продать
даже по очень низкой цене.
Кроме того, чековые
инвестиционные фонды не могут
работать как холдинговые компании,
которые приобретают все или
почти все акции нескольких
корпораций и получают прибыль
в виде прироста капитала в
результате развития или реструктуризации
своих дочерних предприятий. В
отличие от типичной холдинговой
компании, владеющей контрольным
пакетом акций своих дочерних
компаний и заинтересованной
инвестировать в них средства,
а при необходимости готовой
заниматься их реструктуризацией,
чековые инвестиционные фонды
не могли приобретать более
20-30% акций отдельной компании. Таким
образом, если фонд тратит время
и финансовые ресурсы на проведение
реструктуризации, от 70 до 80% выигрыша
в результате роста курсовой
стоимости акций достанется сторонним
акционерам.