Приватизация в Беларуси: состояние и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений и особенностей проведения приватизации в Беларуси, подведение промежуточных итогов за пятнадцать лет реформирования.
Основная задача – раскрытие основных особенностей проведения приватизации в стране, ее принципиальные отличия от подобных процессов в других странах, оценка эффективности ее проведения, учитывая достигнутые результаты.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие приватизации. Особенности ее проведения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Чековая приватизация в Республике Беларусь. . . . . . . . . 10
3. Процесс акционирования предприятий. Малая приватизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
4. Отрицательные черте процесса приватизации в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
5. Проблемы защиты прав трудящихся на приватизированных предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Приложение 1. Динамика разгосударствления в республиканской сфере собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.78 Кб (Скачать)

 Изменения, внесенные  в законодательство, регулирующее  приватизацию, в период с 1996 по 1998 гг., с одной стороны, упразднили  некоторые нормы, существовавшие  в ранее принятых законах и  сковывавшие процесс приватизации, с другой - породили новые ограничения,  блокировавшие развитие приватизации  в стране:

 при выкупе  арендованного имущества членами  трудового коллектива до 50% стоимости  объекта можно оплачивать ИПЧ  "Имущество";

 продажа государственных  объектов на аукционах и по  конкурсу 100 % за денежные средства.

 Не смотря на определенные сложности, в экономике страны наблюдались некоторые сдвиги в лучшую сторону. За период с 1996 года по 1997год объем ВВП увеличился на 13,5%, за 1998г. - на 7%. Прирост ВВП обеспечивался преимущественно за счет опережающих темпов роста промышленности, который происходил преимущественно на старой технологической основе благодаря более полному использованию имеющегося оборудования, модернизации которого в небольших масштабах способствовал рост инвестиций в 1997-1998гг. Имевший место в 1996-1997гг. рост производительности труда в условиях функционирования в значительной степени изношенного оборудования был обусловлен более эффективным использованием трудовых ресурсов за счет совершенствования отраслевой структуры ВВП (увеличения доли негосударственного сектора экономики, роста удельного веса менее трудоемких отраслей) [4].

 Всего за годы  приватизации было реформировано  3190 предприятий республиканской  и коммунальной собственности.  Если исходить из того, что  пакет акций менее 25% не дает  государству реальных полномочий  по управлению, то в результате  приватизационного процесса в  Беларуси частными предприятиями  стали 2394 предприятия. 

 Объявленная в  Беларуси чековая приватизация  породила серьезные проблемы  для белорусской экономики и  рыночных реформ в стране. В  соответствии с Законом Республики  Беларусь "Об именных приватизационных  чеках Республики Беларусь" от 6 июля 1993 года, право на получение  именных приватизационных чеков  "Имущество" имели 7,9 млн.  граждан Беларуси; 4,9 млн. человек  получили 425,3 млн. чеков. Изначально  объявлено, что завершение срока  обращения именных приватизационных  чеков приходится на 30 июня 2002 года, а срок их погашения в случае  не использования для приобретения  акций приватизируемых предприятий  - с 1 июня 2002 г. по 30 июня 2004 г [6].

 На 1 января 2001 года  на руках у населения оставалось 222 млн. чеков, которые были  обеспечены приватизируемым государственным  имуществом всего на 60%. Сложилась  ситуация, при которой не все  смогут воспользоваться правом  на часть государственного имущества.  Ведь количество эмитированных  чеков значительно выше количества  акций приватизируемых предприятий.  Выход был найден в продлении  срока обращения чеков, что  повторялось не один раз. Понятно,  что это не может продолжаться  вечно. Так срок последней перерегистрации  чеков истекает 31 декабря 2006 года.

 Какими последствиями  это чревато для государства?  Государство в обязательном порядке  должно выполнить свои обязательства  перед своими гражданами. Однако  как показал опыт стран Центральной  и Восточной Европы, проведение  чековой приватизации в той  форме, в которой она определена  в законодательстве о приватизации, ведет к возникновению серьезных  проблем с реструктуризацией  предприятий (об этом уже говорилось). С другой стороны объявление  о завершении чековой приватизации  приведет к тому, что огромное  количество не использованных  чеков одновременно будет предъявлено  к погашению. Бюджет страны  сократится, что, вполне возможно, приведет к глубочайшему экономическому  кризису. 28 августа 2006 года президент  Республики Беларусь подписал  декрет об индексировании чеков  «Жилье». По данному вопросу  высказался министр жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь  В. Белохвостов, который отметил, что в 2007 году потребуется 27 млрд. рублей, чтобы погасить задолженность по индексированным чекам «Жилье»( Пресслужба Министерства Экономики).

 Отсюда можно  сделать вывод, приватизация крупных  и «здоровых» предприятий проходит  относительно быстро, ведь есть  надежда, что это в будущем  принесет дополнительный доход,  целесообразно и развивать данное  производство, проводить техническое  перевооружение, что повышает стоимость  акций, а значит и сумму дивидендов. Акции проблемных предприятий  не внушают доверия, следовательно,  их покупка будет осуществляться  очень долго, вкладывать средства  в развитие - рисковое дело.

 Завершение начального  этапа приватизации в Беларуси - «чековой приватизации» - требует  оценки его итогов, выявления  особенностей и недостатков, допущенных  при его проведении. С уверенностью  можно говорить, что это был  тяжелый и в то же время  переломный период в новейшей  истории Беларуси, насыщенный и  политическими, и экономическими  переменами, заложивший основу для  дальнейшего реформирования экономики.  Однако можно отметить, что основной  чертой приватизации в нашей  стране является принцип социальной  справедливости, который очень четко  прослеживается в законодательных  актах. Таким образом, к приватизации  привлечены практически все жители страны, как работающие, так и неработающие (ветераны, инвалиды, дети и т. д.). Во многом такая направленность процесса обуславливается Конституцией Республики Беларусь и проводимой в стране политикой.  

3. Процесс акционирования  предприятий. Малая приватизация.

 Параллельно эмиссии  чеков в стране проводилась  приватизация государственных предприятий.  Преобразование предприятий в  акционерные общества стало набирать  темпы со второй половины 1992 года  и стало в Беларуси наиболее  распространенной формой перехода  к приватизации предприятий. В  соответствии с Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Беларуси все предприятия,  имеющие по состоянию на 1 января 1994 года балансовую стоимость  основных фондов свыше 20 млн.  рублей, по желанию трудового  коллектива могли быть приватизированы  путем преобразования в акционерные  общества закрытого и открытого  типа.

 Акционерным обществом  признается хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен  на определенное число акций. 

 Акция является бессрочной эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющей в соответствии с Законом и уставом акционерного общества права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества [3, гл.8, ст.65, ст.70].

 Номинальная стоимость  всех выпускаемых акционерным  обществом акций одинакова, она  и составляет уставный фонд  предприятия. 

 Приватизация  муниципального имущества по  количественным показателям наиболее  активно проходила в 1993 году. Способом  приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно  является продажа на открытых  аукционных торгах и выкуп  арендованного имущества. Для  приватизации муниципальных предприятий  характерен и большой удельный  вес средств, поступающих от  продажи на аукционе, по конкурсу  по сравнению со средствами, поступающими  от продажи акций. 

 Вообще говоря, только за период с 1991 года  по 2000 год полностью или частично  приватизировано более 3000 предприятий,  в том числе почти 900 объектов  республиканской и 2300 - коммунальной  собственности, что составляет 21% объема основных фондов, подлежащих  приватизации. Из общего числа  реформированных объектов часть  преобразована в открытые акционерные  общества, другие - выкуплены трудовыми  коллективами государственных либо  арендных предприятий, более 1200 - проданы на аукционах либо  по конкурсу[4].

 Государством  установлены некоторые льготы  трудовым коллективам при акционировании  предприятия, где они работают. В частности юридические лица, образованные трудовыми коллективами  с целью приватизации своих  предприятий, приобретают их по  цене на 20% меньше той суммы,  которая подлежит оплате наличными  деньгами. Эта льгота применяется  и в том случае, если государственное  или арендное предприятие преобразуется  в акционерное общество. Члены  трудового коллектива приобретают  акции за счет денежных средств  со скидкой в размере установленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того, заработная плата и дивиденды, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет указанным имуществом или акциями. При их продаже доходы, ранее освобожденные от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.

 В то время,  когда в крупных промышленных  предприятиях страны проводился  процесс приватизации, оказалось,  что приватизация предприятий  розничной торговли, общественного  питания и бытового обслуживания  населения постепенно теряла  темпы и практически остановилась. Доля приватизированных объектов  достигла 70% в торговле, 51% в общественном  питании и всего 36% в бытовом  обслуживании. В то же время  малая приватизация играет огромную  роль. Ее проведение означает  переход государственных предприятий  розничной торговли (продуктовых,  промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых услуг)  в частное владение. Эти предприятия  являются ключевыми при переходе  к эффективной рыночной экономике,  поскольку они формируют спрос  на готовые товары и продукцию.  Путем приватизации малых объектов  торговли в Беларуси, находящейся  в стадии формирования рыночных  отношений, создается спрос предприятий  частного сектора на готовую  продукцию. Как показывает опыт других стран малая приватизация очень важна, так как создает стимулирование для приватизации крупных промышленных объектов (появляется покупатель способный купить крупное предприятие в собственность).

 В Чехии, например, основным способом приватизации  торговых предприятий был аукцион.  Согласно принятой парламентом  программе проведения малой приватизации  каждый имел право выставлять  на продажу собственность. Вторым  методом была повторная приватизация. В рамках повторной приватизации  бывшим владельцам возвращалась  изъятая у них собственность.  Успех Чехии в проведении малой  приватизации был значителен. Уже  к концу 1992 года практически  все торговые предприятия страны  были в частной собственности  и работали эффективно, причем  поступления в бюджет были  значительные.

 Реформирование  в Венгрии началось значительно  раньше, на протяжении 80-х годов  процесс затронул значительное  количество предприятий сферы  услуг. Государственным предприятиям  была предоставлена возможность  самим реформировать и изменять  способы работы. Ограничения по  деятельности частных торговых  были ослаблены, но не устранены  полностью. В последующем присутствие  элементов свободного рынка оказало  значительное влияние на работу  государственных предприятий. В  Венгрии малая приватизация подходит  к концу, хотя и началась  значительно раньше, чем, скажем, в Чехии. Это связано в первую  очередь с желанием правительства  заниматься продажей не отдельных  структурных подразделений, а  целых предприятий [7, стр.32-36, 46-47].

 Государственные  предприятия торговли, общественного  питания и бытового обслуживания  населения, в состав которых  входят структурные подразделения,  в процессе приватизации могут  быть реструктуризированы по  согласованию с местными исполнительными  и распорядительными органами. Под  реструктуризацией понимается выделение  из состава действующего предприятия  в качестве объекта приватизации  структурных подразделений без  образования юридического лица [2, Р.4, ст.19-1].

 Необходимость  скорейшего завершения малой  приватизации продиктовано, тем,  что это позволит в короткие  сроки существенно улучшить финансовое  состояние предприятий в торговле, общественном питании и бытовом  обслуживании. Необходимо установить  и законодательно закрепить сроки завершения малой приватизации. В этом случае выполнение поставленных задач и показателей будет иметь юридическую силу, а значит, будет на контроле у государства. Для стимулирования активного участия местных органов власти в проведении малой приватизации можно определить количество выручки от продажи коммунальной собственности, которое пойдет на развитие данного региона через создание специальных фондов, средства которого распределяются в соответствии с решениями местного совета. Опять таки за данной процедурой необходим жесткий контроль, дабы избежать появления коррупции.

 В конце 90-х  в этой отрасли начали создаваться  новые предприятия, характеризующиеся  частной формой собственности,  малым размером и быстрой реакцией  на запросы клиентов. С каждым  годом количество таких предприятий  увеличивалось, создавая серьезную  конкуренцию государственным предприятиям. Развитие мелкой розничной торговли  происходило быстрыми темпами,  и привело к появлению и  становлению индивидуального предпринимательства. 

Информация о работе Приватизация в Беларуси: состояние и проблемы