Приватизация в Беларуси: состояние и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений и особенностей проведения приватизации в Беларуси, подведение промежуточных итогов за пятнадцать лет реформирования.
Основная задача – раскрытие основных особенностей проведения приватизации в стране, ее принципиальные отличия от подобных процессов в других странах, оценка эффективности ее проведения, учитывая достигнутые результаты.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие приватизации. Особенности ее проведения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Чековая приватизация в Республике Беларусь. . . . . . . . . 10
3. Процесс акционирования предприятий. Малая приватизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
4. Отрицательные черте процесса приватизации в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
5. Проблемы защиты прав трудящихся на приватизированных предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Приложение 1. Динамика разгосударствления в республиканской сфере собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.78 Кб (Скачать)

 Особенностью  малых предприятий заключается  в их живучести. Как свидетельствуют  данные Международной финансовой  корпорации, убыточными являлись  более двух третьих объектов  малой приватизации; после приватизации  выжило около 90% предприятий, а  становились прибыльными 87%.

 Вообще в ходе  приватизации было создано 520 открытых акционерных общества. Лишь в 84 из них доля государства отсутствует. В 81 акционерном обществе доля государства составляет менее 25%. Таким образом, действительно частными в ходе акционирования стали менее трети предприятий. В 48,4% акционерных обществ доля государства превышает 50%+1 акция, т.е. эти предприятия фактически остались государственными. Еще в 20% акционерных обществ государство имеет блокирующий пакет акций.

 В сфере республиканской  собственности в 1994 году разгосударствлено 184 предприятия, а в 1995 году - 53, в 1996 году - 131, в 1997 году - 192 и в 1998 году - 140 предприятий [Приложение 1]. В сфере коммунальной собственности процесс протекает более равномерно и последовательно, а в сфере торговли картина следующая: удельный вес государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота, включая общественное питание, составил в 1999г. только 28,2% [4].

 Темпы и динамика  приватизации были обусловлены  рядом объективных и субъективных  факторов: отставанием с разработкой  законодательной и нормативно-правовой  базы; завышенной в большинстве  случаев оценочной стоимостью  приватизируемых предприятий при  недостаточности средств у потенциальных  субъектов приватизации; слабой  профессиональной подготовкой управленческих  кадров для работы в рыночных  условиях. В Республике Беларусь  преобладает “точечное” реформирование  объектов республиканской собственности  с учетом эффективности проекта,  его привлекательности для инвесторов, возможностей внедрения новых  технологий, создания дополнительных  рабочих мест. Такое поведение  властей можно объяснить тем,  что Республика Беларусь является  социально ориентированным государством, где в первую очередь большое  внимание уделяется проблемам  занятости, образования, здравоохранения  граждан и т.д. 

 В настоящее  время наблюдается снижение темпов  приватизации в стране. В течении первой половину 2006 года в стране полностью было приватизировано лишь 3 объекта коммунальной собственности: РСУП «Городятичи» в Любаньском р-не, УП «Лявониха» в г. Борисов, дочернее торговое предприятие «Закат» в г. Новогрудок. Вообще же по плану Министерства экономики в этом году планируется провести приватизацию 36 объектов. В целом по Беларуси за полгода проведено 114 аукционов и 3 конкурса по продаже объектов коммунальной собственности. Из выставленных 343 продано лишь 90 предприятий, в т. ч. юридическим лицам – 47, физическим лицам – 41 и трудовому коллективу – 1. Стоимость проданного имущества составляет 8276,2 млрд. рублей [ 6 ].

20 марта 1998года  президентом был принят Декрет  №3, в соответствии с которым  акции, приобретенные физическими  лицами в процессе приватизации, могли быть отчуждены исключительно  Республике Беларусь (ее административно-территориальным  единицам), а также в случаях  перехода права собственности  в связи со смертью, выездом  за границу участника юридического  лица или реорганизации коммерческих  организаций. 

 Мораторий на  отчуждение акций, принадлежащих  гражданам и приобретенных у  государства на льготных условиях  или в обмен на чеки «Имущество»  не был отменен в Декрете  президента №9 от 12.06.2006года.

 Доли (акции) могут  быть отчуждены, когда право  собственности на них переходит  в связи со смертью участника  соответствующего юридического  лица. При этом доли (акции) должны  быть установленном порядке переоформлены  на наследников, а в случае  отсутствия таковых — переходят  в собственность Республики Беларусь.

 Еще один случай, когда доли (акции) могут быть  отчуждены, касается выезда участника  юридического лица на постоянное  место жительства за пределы  нашей страны. При этом его  акции переходят в собственность  государства [8].

 В Беларуси  благодаря приватизации на новый  качественный уровень перешло  производство акционерных обществ,  налаживались международные контакты, расширялись рынки сбыта предприятий  машино- и станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Полученная выручка направлялась на модернизацию. Размер реальной заработной платы увеличился на 11,9%. Окрепла банковская система страны, что позволяло производить финансирование коммерческих организаций за счет долгосрочных банковских кредитов. Тяжелым оставалась ситуация в сельском хозяйстве, где большинство предприятий были не платежеспособны. На поддержку сельского хозяйства государством из бюджета выделялись большие средства, в том числе заработанные на приватизации. Но процесс этот имел и некоторые негативные черты, о которых говорится ниже.  

4. Отрицательные  черты процесса приватизации  в Республике Беларусь.

 В процессе  приватизации можно выделить  следующие основные негативные  чертами: 

1. Единообразие способов  приватизации для предприятий  различных отраслей, объединяемых  по величине стоимости основных  фондов и численности трудовых  коллективов. Отраслевые особенности  приватизации были сведены к  простому согласованию планов  приватизации предприятий с министерствами  и ограничению акционирования  первым вариантом с выпуском  «золотой акции».

2. Игнорирование  региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах  приватизации в регионах обуславливались  действиями местных властей, выходящих  за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно  бесплатный способ передачи собственности.  Его организационная форма –  введение системы приватизационных  чеков, которые выдавались на  безвозмездной основе, в количестве, определенном Законом. 

 Проведение приватизационных  мероприятий в Беларуси сталкивалось  с целым рядом объективных  препятствий. Прежде всего, масштаб  предполагаемых преобразований  несопоставим с аналогичными  процессами в других странах.  Практически отсутствовала инфраструктура  рынка капиталов. Резкий спад  производства значительно усложнил  оценку потенциала низко рентабельных  предприятий. Наблюдалась нехватка  финансовых средств у населения.  Эти условия объясняют неэквивалентность  продажи государственного имущества.  Хочется отметить и то, что  процесс приватизации не может  эффективно проходить по инициативе  только одной стороны, необходима  поддержка на двух уровнях:  всего общества и трудового  коллектива конкретного предприятия.  Недостаточная пропаганда идей  приватизации привела к тому, что у значительной части как  специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный  образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели  приватизации применялись способы,  формально ориентированные на  уравнительную справедливость («чековая  приватизация»).

 Не до конца  остается решенным вопрос о  цене акций приватизированных  предприятий. Истинная цена полученных  по закрытой подписке акций  выявится по прошествии значительного периода времени. Не углубляясь в подробности можно сказать, что приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

 Вместе с тем,  курс акций приватизированных  предприятий снижает инфляция. Если  к этому добавить незаинтересованность  трудового коллектива в выплате  дивидендов сторонним инвесторам, то в итоге сложится ситуация, при которой вырастет заработная  плата и снизится сумма дивидендов (курс акции упадет). При этом  у сторонних инвесторов и администрации  предприятия появится возможность  по низкому курсу приобрести  большой пакет акций и реально  полноправно управлять производством.  Дальнейшим шагом, скорее всего,  будет увеличение суммы отчислений  акционерам в виде дивидендов  путем снижения размера заработной  платы. 

 Еще в начале  приватизационного процесса особое  внимание уделялось оценке стоимости  государственного имущества. Однако  тогда считалось, что не все  предприятия способны выкупить  государственное имущество в  акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного  имущества оказалась резко заниженной  из-за инфляционных тенденций  в экономике Беларуси. Проведенные  позднее переоценки основных  фондов создали возможность пересмотра  размера уставного капитала акционерных  обществ, возникших в процессе  приватизации.

 Действующая ныне  система оценки стоимости имущества  предприятий во многом необъективна  в силу резких колебаний экономической  конъюнктуры и непоследовательного  поведения самих предприятий.  Приступая к реализации новой  программы приватизации, ряд трудовых  коллективов столкнулся с трудноразрешимой  задачей выкупа много миллиардных  основных фондов. Поэтому акционирование  на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

 Становление полноценной  рыночной экономики предполагает  развитие рынка ценных бумаг.  Это отмечается практически во  всех программах стабилизации  экономики и перехода к рынку.  В настоящее время важнейшими  видами ценных бумаг, поступающих  на фондовый рынок Беларуси, являются  акции приватизированных предприятий  и приватизационные чеки. Ценные  бумаги приватизированных предприятий  в целом достаточно надежны,  однако, в настоящее время все  же низко доходные и мало  ликвидные. 

 Новым способом  приватизации, оговоренным впервые  в Государственной программе  приватизации, становится банкротство  государственных и муниципальных  предприятий. На этапе денежной  приватизации передача обанкротившегося  предприятия кредиторам превращается  в одну из форм приватизации  с привлечением инвестора. Однако  банкротство как способ приватизации  не получило в Беларуси широкого  распространения. Управления по  делам о несостоятельности (банкротстве)  занимаются предотвращением банкротств  тех государственных предприятий  и акционерных обществ, где  высока государственная доля  в уставном капитале.

 Некоторые трудности  в работу негосударственных предприятий  вносили власти. Рост количества  мелких частных предприятий привел  к пересмотру в период с  1995 года по 1999 год порядка их  регистрации и ужесточению мер  при нарушении законодательства. По этой причине произошло  снижение количества предприятий  негосударственной формы собственности  с 93 тысяч в 1996 году до 71,7 тысячи  в 1999 году. В то же время число  предпринимателей без образования  юридического лица выросло со 11,8 тысяч в 1997 году до 130,7 тысяч  в 1999 году (в 1995 году в Белоруссии  насчитывалось 213 тысяч частных  предпринимателей). При этом число  работающих в негосударственном  секторе экономики сократилось  с 1887 тысяч до 1870 тысяч человек  [4].

 Политика государства  понятна, приватизация должна  быть завершена, что бы избежать  необходимости возврата денег  из бюджета при наступлении  срока погашения чеков. При  этом часто производится давление  на частные предприятия-конкуренты, тем более, что только с согласия властей юридическое лицо может начинать свою деятельность.

 Тяжелым остается  вопрос защиты прав трудящихся  на приватизированных предприятиях.  

5. Проблемы защиты  прав трудящихся на приватизированных  предприятиях.

 Начатый в 1991 году процесс реформирования  отношений собственности, проходит  в республике противоречиво и  вызывает в обществе неоднозначное  отношение. 

 Согласно Конституции  Беларуси, Законе о разгосударствлении  и приватизации госсобственности  в стране строится социальное  правовое государство, создается  социально ориентированная экономика.  На практике при смене формы  собственности работники часто  оказываются незащищенными в  своих правах.

 На основании материалов Контрольной палаты, Временной комиссии Верховного Совета, Госкомимущества, писем и личных обращений граждан в Федерацию профсоюзов, отраслевые комитеты профсоюзов и другие органы можно сделать выводы, что реформа отношений собственности породила многочисленные случаи коррупции, взяточничества, разбазаривания государственного имущества, занижение оценки стоимости объектов, участились факты сокращения неугодных работников, ущемления прав и интересов трудящихся и ветеранов-пенсионеров[5].

 На предприятиях  наблюдается снижение роли профсоюзных  организаций. Несовершенство законодательной  базы дает возможность руководителям,  попирая закон, вести дело к  упразднению профсоюзных организаций,  часто профсоюз выполняет подчинительную  роль, которая заключается лишь  в его формальном существовании.  Все чаще руководители отказываются  от заключения коллективных договоров  в акционерных обществах и  коллективных предприятиях, а если  он и заключается, то ни один  работник не может назвать  хотя бы основные его пункты. Создается впечатление, что коллективный  договор может помешать руководству  в дальнейшей работе, поэтому  содержание его не разглашается.

 Не совсем понятна  и потребность в непродуманной  приватизации структурных подразделений.  Как правило, стараются отделиться  и приватизироваться те подразделения,  которые оснащены новым оборудованием,  где были внедрены новые технологии. Можно представить ситуацию, когда  структурное подразделение отделилось  и приватизировалось. В этом  случае оставшееся предприятие  без вложения инвестиций не  сможет на должном уровне поддерживать  производство, вести расчеты за  сырье, с персоналом по оплате  труда, возможно поддержку ему  будет оказывать государство  из республиканского бюджета  и внебюджетных фондов, в противном  случае производство остановится.  В то же время нет уверенности  в том, что отделившееся структурное  подразделение сможет выжить  в условиях жесткой конкуренции  с предприятиями, уже имеющими  свою нишу на рынке. 

Информация о работе Приватизация в Беларуси: состояние и проблемы