Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, особенностей гражданско-правового регулирования, а также обзор правоприменительной практики.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
Объект исследования – государственное и муниципальное имущество как объект приватизации.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации….....5
1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………..…………………………………………....5
1.2. Особенности гражданско-правового регулирования…..…….9
Глава 2. Спорные вопросы применения арбитражными судами законодательства в области приватизации государственного и муниципального имущества….……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных нормативно-правовых актов…………………28
Список использованной литературы…………………………………….29
В соответствии со ст. 295 ГК РФ государственным (муниципальным) предприятиям предоставлено право вносить принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ с согласия собственника30.
Поскольку остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, можно сделать вывод, что для внесения такого имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал согласие собственника не требуется.
В силу ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, становятся собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками).
Таким образом, внесение государственным (муниципальным) предприятием принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ является отчуждением государственного (муниципального) имущества в частную собственность юридических лиц.
Однако согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приобретение акционерными обществами (товариществами) в частную собственность предприятий, материальных и нематериальных активов предприятий, в том числе принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), признается приватизацией.
Ни
Закон "О приватизации государственных
и муниципальных предприятий",
ни Государственная программа
Кроме того, в соответствии с п. 5.12.2 Государственной программы продажи имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий осуществляется исключительно за деньги с разрешения соответствующего комитета по управлению имуществом на аукционе, организованном фондом имущества.
Практика
арбитражных судов
Заключение.
Приватизационные процессы в стране продолжаются. Но механизм нормативно-правового регулирования передачи государственной собственности в частные руки, по моему мнению, несовершенен, а это может привести к огромным потерям государственных финансовых средств. Считаю, что механизм несовершенства искусственно заложен в законодательство, при этом коррупция, взяточничество, рейдеры, увеличивают финансовые и моральные потери государства.
Главная цель приватизации состоит в том, чтобы при продаже государственной собственности органы государственной власти в лице чиновников выступали выразителем интересов государства и общества, получая максимально возможную прибыль при продажах и пополняя бюджеты всех уровней финансовыми средствами. Но иногда этого не происходит, и на глазах у всего общества государственное имущество распродается, делится между "своими" или продается на аукционах в интересах заинтересованных лиц.
Считаю, что нужно выработать в стране единую концепцию государственного контроля и дать законодательное определение многих юридических и экономических категорий и понятий. Нужно четко разграничить функции субъектов контроля, т.к. отсутствие такого разграничения заметно затрудняет работу контрольных органов и снижает эффективность проводимых ими мероприятий. Поскольку контроль заключается в выявлении нарушений и коррупционных факторов, то его действенность напрямую зависит от четкости формулировок в нормативных правовых актах содержания каждого вида нарушений и установления в каждом нормативном правовом акте ответственности за его невыполнение с определением санкций, адекватных ущербу, нанесенному в результате неправомерных действий или бездействия должностных лиц.
Действующее
законодательство не решило многие вопросы.
Список использованных нормативно-правовых актов.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) ("Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) («Российская газета» от 31 декабря 2008г. №4824).
3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с измен. и доп. от 17 апреля 2006 г.) («Российская газета» от 29 июля 2006г. №4131).
4. Закон от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (с последующими измен. и доп.)
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1184-р Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы // Российская газета 5 сентября 2006 г.
6. Закон РФ от
4 июля 1991 года №15411 "О приватизации
жилищного фонда в РФ"
Список использованной литературы.
1. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 1996. N 10.
2. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ части первой, части второй, части третьей (постатейный)с постатейными материалами и Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика// Государство и право, 2001, № 9. С. 27 – 35.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2002. С. 29.
4. Экономика. Учебник под ред. Булатова А.С. М., 1997. С. 755.
5. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907). М., 1995.
6. Камышанский В.П. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий и его эффективность / Автореферат диссертации.
7. Богатырев М.А. Типы приватизации. Этапы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда в России // Право: теория и практика. 2004. N 18.
8. Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика// Государство и право, 2001, № 9.
9. Скворцов О.Ю. Приватизационное право: Учебное пособие. М., 2000г.
10. Статья О.Никитиной "Приватизация. Законодательство и судебно-арбитражная практика"// СПС «Консультант плюс».
11.
Статья "Приватизация как гражданско-правовой
институт" М.А. Богатырев/ СПС «Консультант
плюс».