Приватизация государственного и муниципального имущества: особенности гражданско-правового регулирования и правоприменительной прак

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, особенностей гражданско-правового регулирования, а также обзор правоприменительной практики.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
Объект исследования – государственное и муниципальное имущество как объект приватизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации….....5
1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………..…………………………………………....5
1.2. Особенности гражданско-правового регулирования…..…….9
Глава 2. Спорные вопросы применения арбитражными судами законодательства в области приватизации государственного и муниципального имущества….……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных нормативно-правовых актов…………………28
Список использованной литературы…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая по ГП.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     В соответствии со ст. 295 ГК РФ государственным (муниципальным) предприятиям предоставлено  право вносить принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ с согласия собственника30.

     Поскольку остальным имуществом, принадлежащим  предприятию, оно распоряжается самостоятельно, можно сделать вывод, что для внесения такого имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал согласие собственника не требуется.

     В силу ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных  и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, становятся собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками).

     Таким образом, внесение государственным (муниципальным) предприятием принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ является отчуждением государственного (муниципального) имущества в частную собственность юридических лиц.

     Однако  согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приобретение акционерными обществами (товариществами) в частную собственность предприятий, материальных и нематериальных активов предприятий, в том числе принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), признается приватизацией.

     Ни  Закон "О приватизации государственных  и муниципальных предприятий", ни Государственная программа приватизации не предусматривают такого способа приватизации, как внесение предприятиями вкладов (взносов) в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ.

     Кроме того, в соответствии с п. 5.12.2 Государственной  программы продажи имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий осуществляется исключительно за деньги с разрешения соответствующего комитета по управлению имуществом на аукционе, организованном фондом имущества.

     Практика  арбитражных судов подтверждает, что при решении указанных вопросов следует руководствоваться ст. 295 ГК РФ31. 
 
 

     Заключение.

     Приватизационные  процессы в стране продолжаются. Но механизм нормативно-правового регулирования передачи государственной собственности в частные руки, по моему мнению, несовершенен, а это может привести к огромным потерям государственных финансовых средств. Считаю, что механизм несовершенства искусственно заложен в законодательство, при этом коррупция, взяточничество, рейдеры, увеличивают финансовые и моральные потери государства.

     Главная цель приватизации состоит в том, чтобы при продаже государственной собственности органы государственной власти в лице чиновников выступали выразителем интересов государства и общества, получая максимально возможную прибыль при продажах и пополняя бюджеты всех уровней финансовыми средствами. Но иногда этого не происходит, и на глазах у всего общества государственное имущество распродается, делится между "своими" или продается на аукционах в интересах заинтересованных лиц.

     Считаю, что нужно выработать в стране единую концепцию государственного контроля и дать законодательное определение многих юридических и экономических категорий и понятий. Нужно четко разграничить функции субъектов контроля, т.к. отсутствие такого разграничения заметно затрудняет работу контрольных органов и снижает эффективность проводимых ими мероприятий. Поскольку контроль заключается в выявлении нарушений и коррупционных факторов, то его действенность напрямую зависит от четкости формулировок в нормативных правовых актах содержания каждого вида нарушений и установления в каждом нормативном правовом акте ответственности за его невыполнение с определением санкций, адекватных ущербу, нанесенному в результате неправомерных действий или бездействия должностных лиц.

     Действующее законодательство не решило многие вопросы. 
 

     Список  использованных нормативно-правовых актов.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) ("Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) («Российская газета» от 31 декабря 2008г. №4824).

3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с измен. и доп. от 17 апреля 2006 г.) («Российская газета» от 29 июля 2006г. №4131).

4. Закон от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (с последующими измен. и доп.)

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1184-р Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы // Российская газета 5 сентября 2006 г.

 6. Закон РФ от 4 июля 1991 года №15411 "О приватизации жилищного фонда в РФ" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы.

     1. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 1996. N 10.

     2. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ части первой, части второй, части третьей (постатейный)с постатейными материалами и Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика// Государство и право, 2001, № 9. С. 27 – 35.

     3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2002. С. 29.

     4. Экономика. Учебник под ред. Булатова А.С. М., 1997. С. 755.

     5. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907). М., 1995.

     6. Камышанский В.П. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий и его эффективность / Автореферат диссертации.

     7. Богатырев М.А. Типы приватизации. Этапы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда в России // Право: теория и практика. 2004. N 18.

     8. Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика// Государство и право, 2001, № 9.

     9. Скворцов О.Ю. Приватизационное право: Учебное пособие. М., 2000г.

     10. Статья О.Никитиной  "Приватизация. Законодательство и судебно-арбитражная практика"// СПС «Консультант плюс».

     11. Статья  "Приватизация как гражданско-правовой институт" М.А. Богатырев/ СПС «Консультант плюс». 

Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества: особенности гражданско-правового регулирования и правоприменительной прак