Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, особенностей гражданско-правового регулирования, а также обзор правоприменительной практики.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
Объект исследования – государственное и муниципальное имущество как объект приватизации.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации….....5
1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………..…………………………………………....5
1.2. Особенности гражданско-правового регулирования…..…….9
Глава 2. Спорные вопросы применения арбитражными судами законодательства в области приватизации государственного и муниципального имущества….……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных нормативно-правовых актов…………………28
Список использованной литературы…………………………………….29
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
"Приватизация
государственного
и муниципального
имущества: особенности
гражданско-правового
регулирования и
правоприменительной
практики"
Выполнила: студентка 2-ого
курса заочного отделения ГВД
Смирнова И.А.
Проверила:
к.ю.н. Лужина А.Н.
г.Москва
2009г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации….....5
1.1.
Понятие приватизации государственного
и муниципального имущества……………………..……………………………
1.2.
Особенности гражданско-правового регулирования…..…….9
Глава
2. Спорные вопросы применения
арбитражными судами
законодательства в
области приватизации
государственного и
муниципального имущества….…………………………………………………
Заключение………………………………………
Список использованных нормативно-правовых актов…………………28
Список
использованной литературы…………………………………….29
Введение.
Приватизация
- переход государственного и муниципального
имущества в частную
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства - равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.
В
этой связи, в условиях перехода России
к многоукладной экономике, потребовалось
преобразование государственной собственности
на основе ее приватизации и разгосударствления,
что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость
понять и проанализировать процессы приватизации,
проходившие в России, выявить задачи
и особенности российской приватизации,
ее проблемы, перспективы и допущенные
ошибки.
Целью данной работы является рассмотрение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, особенностей гражданско-правового регулирования, а также обзор правоприменительной практики.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
Объект исследования – государственное и муниципальное имущество как объект приватизации.
Законодательство о приватизации в основном является частью гражданского законодательства, что определяется самим характером отношений - переходом права собственности, а также включением положений о приватизации в статью 217 ГК РФ.
При изучении вопроса приватизации государственного и муниципального имущества была использована юридическая литература таких авторов как Скворцов О.Ю., Белых В.С., Крусс В.И и некоторых других специалистов.
Правовое
регулирование приватизации в настоящее
время осуществляется Гражданским
кодексом РФ, Федеральным законом
от 21 декабря 2001 года №178 ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального
имущества" и Закона РФ от 4 июля 1991 года
№15411 "О приватизации жилищного фонда
в РФ", рядом других нормативных актов.
Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации
1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.
Понятие приватизации появилось сравнительно недавно. Сам термин "приватизация" был впервые введен американским исследователем Робертом Пулом в 1976 г. в одной из публикаций, подготовленных для периодического бюллетеня "Reason Foundation". Пул в своем словаре понятие "приватизация" определяет как "преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную"2.
В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus - частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.3
Имущество
- термин, применяемый в гражданском законодательстве
РФ. Для целей гражданского законодательства
"имущество" - объект гражданских
прав4. В соответствии со ст. 128 ГК
РФ к объектам гражданских прав относятся
вещи, включая деньги и ценные бумаги,
иное имущество, в том числе имущественные
права; работы и услуги; информация; результаты
интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них (интеллектуальная
собственность); нематериальные блага.
Приватизация является одним из способов приобретения права собственности на имущество.5 Гражданское право различает первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Г.Ф. Шершеневич давал такое определение первоначальным способам приобретения права собственности. "Способ будет первоначальным, если право собственности в лице данного субъекта устанавливается самостоятельно, независимо от другого лица, т.е. на объекты, которые не составляли чьей-либо собственности, или же на объекты, которые хотя и составляли собственность другого лица, но подчиняются господству нового приобретателя независимо от права предыдущего собственника. Способ будет производным, когда право собственности в лице данного субъекта устанавливается на основании права прежнего собственника"6.
Приватизация государственного и муниципального имущества относится к производным способам приобретения права собственности, являясь (за исключением внесения государственного или муниципального имущества в оплату уставного капитала обществ) особым случаем купли-продажи имущества. Данный договор является взаимообязывающим, материальным объектом договора является приватизируемое государственное или муниципальное имущество, юридическими объектами являются действия сторон по передаче данного имущества и уплате за него денежной суммы (цены), а также по выполнению других условий договора (например инвестиционных и (или) социальных условий при продаже имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями). Таким образом, приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность7.
Статья 217 ГК РФ устанавливает основные признаки приватизации и распространяет регулирование Гражданским кодексом проведение приватизации лишь на ту ее часть, которая не урегулирована специальными законами о приватизации.8 Согласно ст.217 ГК РФ "имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные в настоящем кодексе положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное."
Следует
отметить, что основным признаком
приватизации является принадлежность
предаваемого имущества к государственной
или муниципальной
Правовое регулирование приватизации в настоящее время осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Закона РФ от 4 июля 1991 года №15411 "О приватизации жилищного фонда в РФ", а также иными нормативными актами, в частности, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2284) в части, не противоречащей указанному Федеральному закону. При этом нормы о приватизации государственного и муниципального имущества не должны противоречить ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества " от 21 декабря 2001 года.
Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества " от 21 декабря 2001 года, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов субъектов РФ.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года предусматривает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Во-первых, приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-вторых, государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность юридических и физических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). И, наконец, приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества " от 21 декабря 2001 года.
В статье 5 ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества " от 21 декабря 2001 года устанавливается круг лиц, которые могут выступать покупателями государственного и муниципального имущества.
Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические лица и юридические лица, за исключением:
- государственных и муниципальных унитарных предприятий,
- государственных и
- юридических лиц, в уставном
капитале которых доля
Федеральными законами устанавливаются ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.
Таким
образом, приватизацией государственного
и муниципального имущества называется
отчуждение находящегося в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации или муниципальных образований
имущества в собственность физических
и юридических лиц (частную собственность)
установленными законодательством о приватизации
способами.
1.2.
Особенности гражданско-правового
регулирования.
Объектом регулирования со стороны приватизационных правовых норм являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием и отчуждением публичной собственности.