Приватизация государственного и муниципального имущества: особенности гражданско-правового регулирования и правоприменительной прак

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, особенностей гражданско-правового регулирования, а также обзор правоприменительной практики.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
Объект исследования – государственное и муниципальное имущество как объект приватизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации….....5
1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………..…………………………………………....5
1.2. Особенности гражданско-правового регулирования…..…….9
Глава 2. Спорные вопросы применения арбитражными судами законодательства в области приватизации государственного и муниципального имущества….……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных нормативно-правовых актов…………………28
Список использованной литературы…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая по ГП.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     НА  ТЕМУ:

     "Приватизация  государственного  и муниципального  имущества: особенности  гражданско-правового  регулирования и правоприменительной практики" 

     Выполнила: студентка 2-ого

     курса заочного отделения ГВД

     Смирнова  И.А.

     Проверила: к.ю.н. Лужина А.Н. 
 

     г.Москва

     2009г 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….3

          Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации….....5

         1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………..…………………………………………....5

         1.2. Особенности гражданско-правового регулирования…..…….9 

         Глава 2. Спорные вопросы применения арбитражными судами законодательства в области приватизации    государственного и муниципального имущества….……………………………………………………………..15 

     Заключение………………………………………………………………..26

     Список использованных нормативно-правовых актов…………………28

     Список  использованной литературы…………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Приватизация - переход государственного и муниципального имущества в частную собственность  на возмездной основе как элемент  кардинальных экономических реформ 90-х годов прошлого столетия, безусловно, останется одной из самых противоречивых страниц российской истории. С одной стороны, приватизация являлась необходимой составляющей при переходе от плановой государственной экономики к рыночным отношениям, с другой - в обществе до сих пор не утихают споры относительно того, насколько справедливо она была осуществлена по отношению к основной массе населения1.

     В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных  изменений, сопровождающих демократические  реформы. Успехи Российской Федерации  на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства - равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

     В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось  преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.  
 

     Целью данной работы является рассмотрение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, особенностей гражданско-правового регулирования, а также обзор правоприменительной практики.

     Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации государственного  и муниципального имущества.

     Объект  исследования – государственное и муниципальное имущество как объект приватизации.

     Законодательство  о приватизации в основном является частью гражданского законодательства, что определяется самим характером отношений - переходом права собственности, а также включением положений о приватизации в статью 217 ГК РФ.

     При изучении вопроса приватизации государственного и муниципального имущества была использована юридическая литература таких авторов как Скворцов О.Ю., Белых В.С., Крусс В.И и некоторых других специалистов.

     Правовое  регулирование приватизации в настоящее  время осуществляется Гражданским  кодексом РФ, Федеральным законом  от 21 декабря 2001 года №178 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального  имущества" и Закона РФ от 4 июля 1991 года №15411 "О приватизации жилищного фонда в РФ", рядом других нормативных актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие и правовое содержание приватизации

     1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

     Понятие приватизации появилось сравнительно недавно. Сам термин "приватизация" был впервые введен американским исследователем Робертом Пулом в 1976 г. в одной из публикаций, подготовленных для периодического бюллетеня "Reason Foundation". Пул в своем словаре понятие "приватизация" определяет как "преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную"2.

     В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus - частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.3

     Имущество - термин, применяемый в гражданском законодательстве РФ. Для целей гражданского законодательства "имущество" - объект гражданских прав4. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. 
 

     Приватизация  является одним из способов приобретения права собственности на имущество.5 Гражданское право различает первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Г.Ф. Шершеневич давал такое определение первоначальным способам приобретения права собственности. "Способ будет первоначальным, если право собственности в лице данного субъекта устанавливается самостоятельно, независимо от другого лица, т.е. на объекты, которые не составляли чьей-либо собственности, или же на объекты, которые хотя и составляли собственность другого лица, но подчиняются господству нового приобретателя независимо от права предыдущего собственника. Способ будет производным, когда право собственности в лице данного субъекта устанавливается на основании права прежнего собственника"6.

     Приватизация  государственного и муниципального имущества относится к производным способам приобретения права собственности, являясь (за исключением внесения государственного или муниципального имущества в оплату уставного капитала обществ) особым случаем купли-продажи имущества. Данный договор является взаимообязывающим, материальным объектом договора является приватизируемое государственное или муниципальное имущество, юридическими объектами являются действия сторон по передаче данного имущества и уплате за него денежной суммы (цены), а также по выполнению других условий договора (например инвестиционных и (или) социальных условий при продаже имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями). Таким образом, приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность7.

     Статья 217 ГК РФ устанавливает основные признаки приватизации и распространяет регулирование Гражданским кодексом проведение приватизации лишь на ту ее часть, которая не урегулирована специальными законами о приватизации.8 Согласно ст.217 ГК РФ "имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные в настоящем кодексе положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное."

     Следует отметить, что основным признаком  приватизации является принадлежность предаваемого имущества к государственной  или муниципальной собственности, поэтому передача имущества, находящегося в частной или иной форме собственности, не является приватизацией.

     Правовое  регулирование приватизации в настоящее  время осуществляется Федеральным  законом от 21 декабря 2001 года №178 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального  имущества" и Закона РФ от 4 июля 1991 года №15411 "О  приватизации жилищного фонда в РФ", а также иными нормативными актами, в частности, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2284) в части, не противоречащей указанному Федеральному закону. При этом нормы о приватизации государственного и муниципального имущества не должны противоречить ФЗ " О приватизации государственного и муниципального  имущества " от 21 декабря 2001 года.

     Законодательство  субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с ФЗ " О приватизации государственного и муниципального  имущества " от 21 декабря 2001 года, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов субъектов РФ.

     Приватизация  муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством  РФ о приватизации.

     ФЗ " О приватизации государственного и муниципального  имущества" от 21 декабря 2001 года предусматривает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Во-первых, приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-вторых, государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность юридических и физических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). И, наконец, приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном ФЗ " О приватизации государственного и муниципального  имущества " от 21 декабря 2001 года.

     В статье 5 ФЗ " О приватизации государственного и муниципального  имущества " от 21 декабря 2001 года устанавливается круг лиц, которые могут выступать покупателями государственного и муниципального имущества.

     Покупателями  государственного и муниципального имущества могут быть любые физические лица и юридические лица, за исключением:

      - государственных и муниципальных унитарных предприятий,

      - государственных и муниципальных  учреждений,

      - юридических лиц, в уставном  капитале которых доля Российской  Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований превышает 25 процентов,  кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ при учреждении открытых акционерных обществ и в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (т.е. случаев, предусмотренных ст. 25 Федерального закона N 178-ФЗ).

     Федеральными  законами устанавливаются ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

      

     Таким образом, приватизацией государственного и муниципального имущества называется отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц (частную собственность) установленными законодательством о приватизации способами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Особенности гражданско-правового регулирования.                                                                                                                                                                                                    

     Объектом регулирования со стороны приватизационных правовых норм являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием и отчуждением публичной собственности.

Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества: особенности гражданско-правового регулирования и правоприменительной прак