Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации; изучить организацию приватизации; изучить методы и способы приватизации; изучить методы определения стоимости объектов приватизации; изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности; изучить приватизацию и ее роль в преобразовании собственности; изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь; изучить причины торможения приватизации.
Введение......................................................................................................................... ...........4
1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности.................................................................................................................. ............6
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации............................................ ............6
1.2. Организация приватизации........................................................................................ ..........9
1.3. Методы и способы приватизации............................................................................. ..........10
1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации................................... ..........16
2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике.................................. ..........19
2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности...... ..........19
2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности..................................... ..........20
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь............................ ..........25
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь..................................... ..........25
3.2. Причины торможения приватизации........................................................................ ..........37
Заключение......................................................................................................................... ..........44
Список использованных источников............................................................................. ..........46
1 февраля 1994г. Совет
Министров РБ своим
В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача- провести разгосударствление 20 % собственности. Однако итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.
В этот период начинает раскручиваться моховик якобы антимафиозного процесса: Контрольная палата начала проверку предприятий приватизированных в 1991-1992гг., исходя из правил 1994г., что носило явно предвзятый характер. Изменились приоритеты правительства в сторону снижения темпов приватизации и повышения ее качественных показателей.
Таким образом, уже в сентябре 1994г. около половины предприятий, включенных в программу приватизаций отказались акционироваться.
В итоге республиканская программа приватизации в 1994 оказалась провалена. Фактически приватизация остановилась еще в июле , а 45 предприятий продолжали реформу во втором полугодии еще по инерции. Из запланированных 426 субъектов хозяйствования статус сменили только 180. От государственной опеки было освобождено только 5 % стоимости основных фондов вместо намеченных 20%. Такой результат – логический итог прихода к власти новых сил.
23 мая 1995 после трехчасового
обсуждения на коллегии Совета
Министров была утверждена
Накануне. 17 мая 1995г.
был подписан Указ № 191 «Об
упорядочении распоряжения
Одновременно, Мингосимущество, призванное задавать тон приватизации теряет свои позиции – оно уже не только не определяет политику, но и ограничено в правах отчуждения. Кроме того, оно уже в течение полугода не имеет министра.
22 июля официальные СМИ
сообщили. Что президент подписал
Указ «О программе
Летом 1995г. промышленный кризис усиливает наметившуюся тенденцию реприватизации. Первым «штрейкбрехером» стало упомянутое выше гродненское АО «Неман» (один из первенцев приватизации), коллектив которого в связи с задержкой заработной платы запросился обратно под крыло государства. Его примеру пытались последовать и другие – ОАО «Камволь», «Коммунарка» и т.д.
В октябре того же года был провален пилотный проект по привлечению инвестиций в процесс приватизации. Региональный представитель ЕБРР заверил белорусское общество в невозможности ожидания разрешения приватизации от правительства. Эксперт фирмы Coopers&Lybrand International Э.Мэчкер отметил : «Цель пилотного проекта была дать мировому сообществу сигнал, куда инвестировать». Следовательно, провал пилотного проекта означал ответ на вопрос, куда не надо инвестировать [8].
По состоянию на 1 июня
2003 года в республике в процессе
разгосударствления и приватизации
реформировано 3670 государственных
предприятий, в том числе 26% объектов
республиканской собственности. В
процессе реформирования предприятий
государственной собственности
создано 1580 открытых акционерных обществ,
а на аукционах, в том числе
по конкурсу, продано 1370 объектов. В
промышленности реформировано 32 процента
предприятий, подлежащих реформированию
по отрасли, в строительстве — 25
процентов. Более динамично реформирование
осуществлялось в торговле, общественном
питании и бытовом
В настоящее время, в соответствии
с поручением Президента Республики
Беларусь, проводятся работы по акционированию
наиболее крупных предприятий
В начале 2003 года в открытое
акционерное общество преобразовано
Республиканское унитарное
Приватизация способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 процентов объема промышленной продукции.
В 2003 году предполагается реформировать
свыше 300 предприятий и организаций
республиканской и коммунальной
собственности. В акционерные общества
намечено преобразовать около 260 предприятий,
из них 45 — в промышленности, свыше
40 — в строительстве, в торговле
и общественном питании — до 90
предприятий. Наиболее крупными предприятиями,
намеченными к преобразованию в
2003 году, являются такие, как минский
завод полупроводниковых
Продолжается
В соответствии с "Концепцией
управления государственным имуществом
в Республике Беларусь на 2001–2005 годы"
будет проведено
С целью привлечения инвестиций в акционерные общества, будет организована продажа крупных пакетов акций, принадлежащих государству вплоть до контрольных, при условии выполнения обязательств новыми собственниками по развитию самих предприятий и расширению рынков сбыта продукции, работ и услуг.
В 2005 году реформирование государственной
собственности проводилось с
целью повышения экономической
эффективности работы предприятий,
рационализации структуры государственной
собственности, пополнения республиканского
бюджета и бюджетов административно-
В течение года реформировано
27 организаций республиканской
18 республиканских организаций
преобразованы в открытые
В отраслевом разрезе реформировано 8 объектов торговли, 7 промышленных предприятий, 3 строительных организации, 2 агропромышленных предприятия, 7 объектов – в других отраслях.
В региональном разрезе реформирование объектов республиканской собственности осуществлено следующим образом: г. Минск – 9 объектов, Брестская область – 7, Витебская – 5, Гомельская – 1, Гродненская – 3, Могилевская – 2.
В числе преобразованных
организаций производственное республиканское
унитарное предприятие «
В 2005 году реформировано 19 объектов коммунальной собственности, в том числе 9 объектов торговли, 5 агропромышленных предприятий, 3 объекта общественного питания и бытового обслуживания населения, 2 промышленных предприятия. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила 1794 человек.
В разрезе областей реформировано: в Гродненской области – 7 объектов, в Минской – 4, в Витебской – 3, Гомельской - 2, в Брестской области реформировано 2 объекта, Могилевской - 1 объект [8].
Из общего количества реформированных
коммунальных предприятий 14 (73,7 процента)
– преобразованы в открытые акционерные
общества. Акционировались в основном
небольшие предприятия с
Коммунальное производственное
унитарное предприятие «
По конкурсу и на аукционах новому собственнику продано пять объектов: Слонимское торговое производственное коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Щара», г.Слоним; коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Беларусь», г.Гомель; коммунальное торговое унитарное предприятие «Любич», г.Светлогорск; Гродненское городское торговое унитарное предприятие «Павлинка – 23», г.Гродно; Жодинское городское торговое унитарное предприятие «Стройсервис», г.Жодино. Общая стоимость проданных объектов составила 2464,5 млн. рублей.
Некоторое снижение темпов приватизации
в 2005 году по сравнению с предыдущими
годами связано с повышением требований
к целесообразности реформирования
объектов государственной собственности,
определению планируемого экономического
эффекта от изменения организационно-
За время проведения реформ в республике приватизировано 4100 объектов государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3012 – коммунальной собственности, что составляет соответственно 35 и 48 процентов от количества объектов, подлежащих приватизации. При этом в промышленности реформировано 543 предприятия, или 40 процентов от общего количества предприятий государственной собственности данной отрасли, в агропромышленном комплексе – 750 (47 %) , в строительстве – 292 (32,3 %), в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения – 1980 (72,4 %).
Из общего числа реформированных государственных предприятий 1978 или 48,2 % преобразованы в открытые акционерные общества, 724 (17,7 %) – выкуплены коллективами работников, 421 (10,3 % ) – продано по конкурсу и 977 (23,8 %) – на аукционах [8].
Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.
В 2005 году продолжалась работа по финансовому оздоровлению убыточных сельскохозяйственных организаций, проводимая в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и 14 июня 2004 г. № 280. В течение года реорганизованы путем присоединения, продажи юридическим лицам 223 убыточные сельскохозяйственные организации (всего реорганизовано 506 сельхозорганизаций), в том числе в Брестской области – 30, Витебской – 83, Гомельской – 31, Гродненской – 9, Минской – 16, Могилевской – 54. Из 233 реорганизованных сельскохозяйственных организаций 36 приобретены инвесторами в собственность как имущественные комплексы. От реализации данных объектов средства в сумме 192,35 млн. рублей поступили в республиканский бюджет.
Несколько убыточных сельскохозяйственных организаций реорганизовано путем присоединения к акционерным обществам. Так, к 11 открытым акционерным обществам с долей Республики Беларусь в уставных фондах присоединены 13 убыточных сельскохозяйственных организаций, в результате чего осуществлен дополнительный выпуск 182,2 млн. акций на сумму 45 млрд. рублей, из них в собственность Республики Беларусь передано 178,6 млн. акций на сумму 17,3 млрд. рублей.
В 2005 году осуществлялась работа по реализации (отчуждению) неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов государственной собственности путем их продажи на аукционах, конкурсах, а также конкретным покупателям.
За год проведено 82 результативных аукциона, один конкурс по продаже объектов недвижимости республиканской собственности, семь объектов проданы конкретным покупателям без проведения торгов.
От продажи 90 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов получено 8,1 млрд. рублей, из них в республиканский бюджет перечислено 1,7 млрд. рублей, республиканским юридическим лицам на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства оставлено 6,4 млрд. рублей.
В течение 2005 года произведено отчуждение 412 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов коммунальной собственности общей площадью более 160 тыс.кв. м.[8]
В отраслевом разрезе наибольшее
количество объектов отчуждено предприятиями
жилищно-коммунального