Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации; изучить организацию приватизации; изучить методы и способы приватизации; изучить методы определения стоимости объектов приватизации; изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности; изучить приватизацию и ее роль в преобразовании собственности; изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь; изучить причины торможения приватизации.
Введение......................................................................................................................... ...........4
1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности.................................................................................................................. ............6
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации............................................ ............6
1.2. Организация приватизации........................................................................................ ..........9
1.3. Методы и способы приватизации............................................................................. ..........10
1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации................................... ..........16
2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике.................................. ..........19
2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности...... ..........19
2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности..................................... ..........20
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь............................ ..........25
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь..................................... ..........25
3.2. Причины торможения приватизации........................................................................ ..........37
Заключение......................................................................................................................... ..........44
Список использованных источников............................................................................. ..........46
Естественно, что приватизация
в каждой стране проводится по различным
схемам и имеет свои специфические
особенности в зависимости от
доли государственной собственности
в экономике, развития рыночной инфраструктуры,
эффективности государственного регулирования
экономики и т.д. Однако можно
отметить ряд общих закономерностей,
характерных для процесса приватизации,
которые в определенной мере должны
учитываться в ходе преобразования
отношений собственности в
К главным целям приватизации, следует отнести:
· формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.
· создание хозяйственно-правовых
условий для эффективной работы
отдельных предприятий и
· формирование новых экономических отношений, построенных на
многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
· развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
· сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
· уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
· становление слоя частных собственников (среднего класса).
Конечной целью приватизации
является формирование эффективного рыночного
механизма управления производством,
основанного на конкуренции экономически
свободных
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.
В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:
Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается.
Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином республики закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
Пути приватизации сводятся
к выбору централизованного подхода
(приватизация «сверху») или децентрализованного
(приватизация «снизу»). Первый подход
означает, что государство занимается
приватизацией предприятий. Второй
— государство лишь устанавливает
необходимые правила, а приватизацией
занимаются сами предприятия. В бывших
социалистических государствах именно
первый способ был осуществлен, так
как сторонники приватизации «сверху»
считают, что такой способ обеспечивает
быструю и эффективную
Приватизация государственной
собственности в настоящее
Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
Продажа акций, принадлежащих государству;
Продажа объектов государственной собственности на аукционе;
Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
Безвозмездная передача части государственной собственности.
Следует отметить, что на
выбор конкретного способа
Таким образом, необходимо подвести
итоги, реформы отношений
Таким образом, приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
3 Приватизация государственной собственности в
Республики Беларусь
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь
После распада СССР Беларусь
имела практически одинаковые со
многими постсоциалистическими
странами стартовые условия, в том
числе тотальную
Долго и мучительно как никогда, рождался у нас закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
Уже в следующем году процесс снова был заторможен. – отсутствовала соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет о приватизации, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.
Тем самым процесс получил возможность стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное оформление, реформа крупных предприятий фактически была остановлена. Так и не определившись со стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями.
Вернемся к началу истории приватизации в РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.
Среди них была гродненская
обувная фабрика «Неман». Как
ни трудно сейчас поверить в 1990г. ее работники
встали в очередь за акциями. В
то время руководство предприятия
не сомневалось, что со временем рабочие
купят всю фабрику. Кроме этого
на приобретение акций направлялась
прибыль самого предприятия. В то
время белорусское
В тот период белорусской
приватизации никто не вынуждал соблюдать
принцип добровольности. Порядок
был такой: в Госимущество направлялась
заявка с подписями не менее 50 % членов
трудового коллектива, после ее рассмотрения
создавалась комиссия по приватизации,
которая разрабатывала
При первоначальном размещении
акций 30 % оставалось за государством,
40% выкупал трудовой коллектив, остальное
должно было направляться в свободную
продажу. Фондовой биржи еще не существовало
(ее планировалось открыть к концу
1991г.), но любой гражданин или
Однако главная проблема оставалась не в том: по мнению большинства экспертов того времени приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам, что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.
Данный период в истории белорусской приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.
28 мая 1991г. Верховный
Совет принимает Постановление
«Об основных концептуальных
положениях разгосударствления
и приватизации экономики
Однако в канун принятия
конкретных решений приватизация натолкнулась
на активное сопротивление со стороны
исполнительных государственных структур
под лозунгом борьбы с неоправданным
разворовыванием
В феврале 1993г. был принят Закон о разгосударствлении и приватизации. Концепция блока приватизационных законов, предложенная депутатами впервые вводила единое понятие госсобственности, а также единые правовые нормы для участия населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Однако в результате голосования земля осталась за скобками. Законодательством было закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.
Однозначно говорилось, что
цель безвозмездной приватизации –
обеспечение социального
16 июня 1993г. Верховный Совет
утвердил соответствующую
В сентябре 1993г. Беларусь открывает себя для зарубежных консалтинговых фирм. Был определен победитель первого тендера в области реализации программы приватизации – им стала британская сеть фирм Coopers&Lybrand International.
ЕБРР выделил республике
в порядке безвозмездной
29 сентября 1993г. состоялся
первый массовый открытый