Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации; изучить организацию приватизации; изучить методы и способы приватизации; изучить методы определения стоимости объектов приватизации; изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности; изучить приватизацию и ее роль в преобразовании собственности; изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь; изучить причины торможения приватизации.
Введение......................................................................................................................... ...........4
1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности.................................................................................................................. ............6
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации............................................ ............6
1.2. Организация приватизации........................................................................................ ..........9
1.3. Методы и способы приватизации............................................................................. ..........10
1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации................................... ..........16
2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике.................................. ..........19
2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности...... ..........19
2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности..................................... ..........20
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь............................ ..........25
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь..................................... ..........25
3.2. Причины торможения приватизации........................................................................ ..........37
Заключение......................................................................................................................... ..........44
Список использованных источников............................................................................. ..........46
· разграничение компетенции по осуществлению приватизации между
органами государственной власти и управления различных уровней;
· предоставление определенных гарантий и льгот членам трудовых
коллективов приватизируемых предприятий;
· контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
· осуществление широкой гласности процесса приватизации;
· постепенность и поэтапность проведения приватизации.
В целях соблюдения этих принципов
и повышения эффективности
1.2. Организация приватизации
Необходимо отметить, что для достижения целей приватизации очень важно правильно и четко определить: кто может участвовать в этом процессе (субъекты) и что можно приватизировать (объекты).
Субъекты приватизации:
Граждане государства; Юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (т.е. у которых более 50% уставного капитала не принадлежит государству и не контролируется им); Юридические лица, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий; Иностранные инвесторы; Лица без гражданства.
Объекты приватизации:
Государственное и общественное
жилье Предприятия, учреждения, цехи,
организации, производства, участки, иные
подразделения госпредприятий, выделяемые
в самостоятельные предприятия.
Оборудование, здания, сооружения. Лицензии,
патенты, доли (паи, акции) государства
и административно-
Таким образом, субъектами приватизации
государственной собственности
могут стать любые частные, негосударственные
юридические и физические лица, обладающие
финансовыми средствами. Характеризуя
объекты приватизации, следует подчеркнуть,
что здесь не может быть и речи
о немедленной тотальной
мелкие и средние предприятия
сферы материального
услуг, полностью приватизируемое имущество непроизводственного назначения (в частности, жилье) — они подлежат приватизации в первую очередь:
· крупные предприятия — преобразуемые в основном в ходе этапа «большой»
приватизации;
· неприватизируемая государственная собственность.
1.3. Методы и способы приватизации
Мировой практике приватизации государственной собственности известны два метода ее осуществления — возмездный и безвозмездный.
Методы приватизации:
Возмездный (выкуп государственного имущества); Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);
- Передача собственности трудовым коллективам;
- Раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков.
Возмездный метод — это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:
· обеспечивает появление частного собственника;
· дает государству дополнительные средства;
· создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который
приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.
Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.
Закрытая продажа
Открытая продажа позволяет
участвовать в покупке
Безвозмездный метод — это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
Разновидностью этой модели приватизации является ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги. Ваучерная приватизация имела место в России.
Необходимо отметить, что использование двух методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.
Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.
Третий подход основан
на том, что каждый гражданин страны
является совладельцем государственной
собственности. Это дает основание
разделить определенную долю государственной
собственности между всеми
Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.
Возмездный метод приватизации:
· обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает»
действие законов рыночной экономики;
· свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении
собственности и формирует ответственного хозяина;
· уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
· представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
· дает возможность частично погасить внутренний государственный долг,
способствует финансовому оздоровлению экономики.
Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.
В то же время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
· вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную
напряженность, но такое уравнительное распределение не является
«двигателем» рыночной экономики;
· расширяет круг потенциальных собственников из числа не только
производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди
будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым
хозяйствованием или просто «проедят»;
· позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост
цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать
всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более
надежные средства социальной защиты людей;
· является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в
частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.
Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.
Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) государственного имущества приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20 % составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15 % — передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2 % госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течение нескольких лет сдерживали развитие их производства.
Рисунок 1.Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности
Источники средств
—Средства предприятия
—Часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
—Остатки фондов экономическо
—Чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
—Амортизационные отчисления
на собственные основные фонды
арендного предприятия хозяйс
твенных товариществ;
—Собственные средства негосударственных юридических лиц.
—Заемные и привлеченные средства;
—Кредиты государственных
коммерческих банков;
—Кредиты других
предприятий и организаций; —Средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг.
—Личные средства; —Личные средства субъектов приватизации;
—Именные приватизационные чеки; —Средства личных приватизационных счетов работников предприятия.
Иностранные инвестиции
Поэтому был сделан вывод,
что без использования
Приватизация государственной
собственности в настоящее
1. Выкуп арендованного
имущества арендным
2. Продажа акций, принадлежащих государству;
3. Продажа объектов государственной собственности на аукционе;
4. Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
5. Безвозмездная
передача части
Следует отметить, что на
выбор конкретного способа
Выкуп арендным предприятием
арендованного имущества
Способ продажа акций, принадлежащих государству. Так, например, разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем создания государственного открытого акционерного общества. Акционирование целесообразно для предприятий крупного и среднего размеров с высокой ликвидностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, в строительстве, на крупных предприятиях автотранспорта и объектах торговли, общественного питания и сферы услуг (универмагов, ресторанов, гостиниц и т.п.). После создания государственного ОАО начинается процесс приватизации, т.е. государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации. Продажа акций открытых АО за деньги включает: