Представительство в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение основных положений представительства в гражданском процессе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и значение института представительства;
2) изучить историю становление института представительства в России;
3)рассмотреть субъектов представительства, дать характеристику каждому субъекту;
4)подробно изучить и проанализировать виды представительства, полномочия представителя и их оформление;
5)внести свои предложения по совершенствованию действующего законодательства по исследуемой теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА………………………6
1.1 Понятие и значение представительства…………………………………….6
1.2 История развития института представительства в России………………..13
2. СУБЪЕКТЫ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА…………………….32
3. ВИДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА……………………………………………50
3.1 Законное представительство………………………………………………..50
3.2 Договорное представительство……………………………………………..57
3.3 Общественное представительство………………………………………….69
3.4 Представительство по назначению…………………………………………75
4. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ…………….79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………89

Работа содержит 1 файл

Диплом (3).docx

— 148.74 Кб (Скачать)

Закон РСФСР от 25.07.1962 утвердил Положение об адвокатуре РСФСР, согласно которому коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, организационной формой которой были лишь юридические консультации. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения, действовали республиканские, краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

Общее руководство адвокатурой в РСФСР осуществлялось Минюст РСФСР. Несмотря на то, что коллегии адвокатов имели систему самоуправления, включающую несколько органов: общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов, президиум и ревизионную комиссию, в целом государство продолжало осуществлять жесткий контроль.

Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.

В виде исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее пяти лет.

Государство продолжало осуществлять контроль за членами коллегии. Информацию о каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обязан в семидневный срок доводить до сведения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся, которые в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов были вправе отчислить вновь принятого.

В конце 70-х годов шла дальнейшая разработка вопросов правового регулирования института адвокатуры. Конституция СССР 1977 года впервые включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 г. принимается Закон СССР «Об адвокатуре в СССР». На основе данного Закона 20.11.1980 Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». Эти документы четко определили новые права и обязанности адвокатов, хотя и не внесли принципиальных изменений в структуру адвокатуры. С одной стороны, адвокатуре была предоставлена большая легитимность, с другой — продолжала существовать зависимость от Минюста СССР (РСФСР). Коллегии адвокатов рассматривались как «общественные организации», но могли быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.

Но самое главное, в законах отсутствовало определение столь важных понятий, как «адвокатура» и «адвокатская деятельность». Это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий, вследствие этого были созданы многочисленные «параллельные» адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры.

К середине 1980-х гг. на фоне перестройки в стране произошел «кооперативный бум» — стали возникать правовые кооперативы, члены которых не являлись адвокатами, но брались за оказание юридической помощи.

Изменение государственного строя в стране в 1990 годы, принятие Конституции 12.12.1993 повлияло и на деятельность адвокатуры в России.

В этой связи значительным достижением правотворческой деятельности является Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, который пришел на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г., и в настоящее время регламентирует адвокатскую деятельность21.

Основные новеллы, которые отражены в законе:

нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;

гарантии независимости адвоката и адвокатской деятельности;

расширение прав адвоката при оказании юридической помощи (право собирать необходимые для представительства или защиты сведения);

регламентация условий приобретения, прекращения и приостановления статуса адвоката;

признание права адвоката на выбор формы организации;

расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь;

определение органов адвокатского самоуправления и их основные функции.

Таким образом, адвокатура на протяжении всего периода своего существования, от зарождения и до формирования как неотъемлемого института демократического государства, прошла сложный путь становления и развития.

 

  1. СУБЪЕКТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

Представительство – это правоотношение, сторонами которого являются представитель и представляемый. Представитель, наделенный соответствующими полномочиями, совершает определенные юридические действия (сделки) от имени представляемого и исключительно в его интересах. Поэтому все права и обязанности, вытекающие из действий представителя возникают, изменяются либо прекращаются у представляемого. В рамках представительства, представитель лишен права совершать сделки от имени представляемого, но в отношении себя лично. Субъектный состав представительства включает в себя как физических, так и юридических лиц22.

В теории различают несколько  видов представительства:

-  в силу закона – обязательное;

- в силу акта государственного органа или акта органа местного самоуправления – обязательное и в силу договора (сделки, доверенности) – добровольное;

- в силу акта органа местного самоуправления, например, решение суда об установлении опекунства над лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, и решение органов опеки и попечительства о назначении опекуна над подопечным. Такое представительство является обязательным, т.е. не зависит от воли представляемого;

- в силу сделки (договора), например, агентского договора или договора поручения. Представительство, основанное на доверенности или на договоре, по сути является добровольным, так как возникает по обоюдному согласию сторон.

Субъекты – неотъемлемая часть любой правовой конструкции. В отношениях представительства  задействованы три субъекта, это: представляемый, представитель и  третье лицо, с которым у представляемого  возникает правовая связь через  действия представителя. Как уже  отмечалось выше, субъектный состав представительства  максимально широк, это и юридические  лица и граждане, независимо от состояния  собственной дееспособности.

Представителями и представляемыми  могут быть как физические, так  и юридические лица. Однако, существует ряд ограничений по представителям и представляемым в отношении  юридических лиц и представителей в отношении физических лиц, не обладающих полной дееспособностью: первые могут  выдать доверенность и осуществлять представительство только для совершения сделок, не противоречащих учредительным  документам этого юридического лица и целям его создания, последние  – граждане – имеют право выдать доверенность на представление своих  интересов при наступлении дееспособности в полном объеме. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет выдают доверенность с согласия родителей или иных законных представителей. За малолетних (детей до 14 лет) действия совершают  их родители, усыновители или опекуны.

В отношениях представительства  принято различать трех субъектов - представляемого, представителя и  третье лицо, с которым у представляемого  возникает правовая связь благодаря  действиям представителя.

В роли представляемого может  выступать любой субъект гражданского права:

- юридическое лицо;

- гражданин независимо  от состояния дееспособности.

Способность приобретать  и осуществлять права и обязанности  через посредство действий представителя  иначе может быть охарактеризована как способность иметь права  и обязанности представляемого, т.е. является элементом правоспособности гражданина.

Границы этой способности  определяются в нормах права прямо  или косвенно. Ее пределы ограничены, прежде всего, кругом только тех действий по приобретению и осуществлению  прав и обязанностей через посредство представителя, для совершения которых  необходимо наличие дееспособности. Любые юридические поступки, а  также фактическое пользование  имуществом (в силу права собственности, права на жилую площадь и т.п.) могут осуществляться всеми субъектами гражданского права, в том числе  полностью недееспособными, лично, а не через представителя, т.е. способность  выступать в качестве представляемого  здесь не требуется.

Юридические поступки (создание объекта авторского и изобретательского  права, обнаружение клада и т.п.), порождая правоотношения, не требуют  наличия осознания правовых последствий  их совершения и способности разумно  оценить эти последствия. Поэтому  юридический поступок способно совершить  любое правоспособное лицо – ребенок  и абсолютно недееспособный гражданин (ст. 29 ГК РФ), если состояние его психики  таково, что он фактически способен на такой поступок. Но совершение юридических  поступков через посредство представителя  невозможно, так как действовать от имени другого лица можно лишь с намерением породить определенные последствия.

Совсем иное наблюдается  у других субъектов гражданского права. У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента государственной регистрации  в реестре юридических лиц  или издания акта о создании того или иного предприятия или  организации, действующей на основе единого положения23.

Юридическое лицо не может  быть правоспособным, но не дееспособным. В этом проявляется особенность  коллективных субъектов гражданского права, которые в свою очередь  состоят из граждан, как самостоятельных  субъектов права.

Представителем же может  являться не каждый, прежде всего это  должны быть граждане, обладающие полной дееспособностью, в виде исключения в качестве представителей юридических  лиц в сфере торговли и обслуживания могут вступать граждане, достигшие  трудового совершеннолетия, то есть 16 лет. Юридические лица могут принимать  на себя функции  представителей, если это не расходится с теми целями и задачами, которые указаны в  их учредительных документах. В соответствии с ГПК РФ не вправе быть представителями  в суде лица, исключенные из коллегии адвокатов, следователи, судьи, прокуроры, кроме случаев, когда они выступают  в качестве уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных представителей.

В качестве третьего лица, с  которым представляемый с помощью  представителя заключает гражданско-правовую сделку или совершает иное юридическое  действие, может выступать также  любой субъект гражданского права. Закон лишь запрещает представителю  совершать сделки от имени представляемого  в отношении себя лично, а также  в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случая коммерческого  представительства. Например, представитель  не может сам купить имущество, которое  поручил ему продать представляемый.

На основании представительства  действия одного лица влекут правовые последствия для другого. Возникающее  при этом правоотношение носит сложный  характер. Сначала появляется правовая связь между представляемым и  представителем. Далее представитель, выполняя поручение, вступает в отношение  с третьим лицом. Поэтому можно  говорить о двух уровнях отношений: внутреннем (между представителем и  представляемым) и внешнем (между  представителем и третьим лицом), но не следует забывать о том, что  оба эти отношения привели  к возникновению правовой связи  между представляемым и третьим  лицом .

Представляемый – это  лицо, которое, желая или нуждаясь в помощи другого лица, наделяет его полномочием на совершение от своего имени определённых юридических действий. В роли представляемого может выступать любой субъект гражданского права, обладающий правоспособностью, независимо от состояния его дееспособности. То есть любое физическое лицо - с момента рождения и юридическое лицо – с момента возникновения в установленном законом порядке. Возможно так же представительство Российской Федерации, её субъекта или муниципального образования.

Представителем может  быть не каждый, в первую очередь  это должны быть граждане, обладающие полной право- и дееспособностью24.

Дееспособность — способность  физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его  правами и возлагать на него ответственность, обязанности. Полная дееспособность приобретается  после достижения лицом совершеннолетия.

Дееспособность граждан  — это способность гражданина своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать  для себя гражданские обязанности  и исполнять их, возникающая с  наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего  возраста (ГК РФ ст.21)25. Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечёт недействительность данного акта26.

Дееспособность предполагает осознанность лица своих действий. Понятие дееспособность состоит  из нескольких элементов: способности  лица самолично осуществлять свои права, возлагать на себя обязанности и приобретать новые права.

Правоспособность — установленная  законом способность гражданина, организации или публично-правового  образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей27.

Способность быть субъектом  права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая  признается за гражданами с момента  их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.

 Граждане могут выступать  в качестве представителей, как  правило, с 18 лет. К ним приравниваются  граждане, которые моложе 18 лет, но  вступившие в брак или эмансипированные (Эмансипация - это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, она впервые введена в гражданское законодательство ст.27 ГК).

Информация о работе Представительство в гражданском процессе