Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:25, дипломная работа
Целью настоящего исследования является рассмотрение основных положений представительства в гражданском процессе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и значение института представительства;
2) изучить историю становление института представительства в России;
3)рассмотреть субъектов представительства, дать характеристику каждому субъекту;
4)подробно изучить и проанализировать виды представительства, полномочия представителя и их оформление;
5)внести свои предложения по совершенствованию действующего законодательства по исследуемой теме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА………………………6
1.1 Понятие и значение представительства…………………………………….6
1.2 История развития института представительства в России………………..13
2. СУБЪЕКТЫ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА…………………….32
3. ВИДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА……………………………………………50
3.1 Законное представительство………………………………………………..50
3.2 Договорное представительство……………………………………………..57
3.3 Общественное представительство………………………………………….69
3.4 Представительство по назначению…………………………………………75
4. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ…………….79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………89
При процессуальном представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в гражданском процессе. Так, судебный представитель готовит от имени доверителя (доверитель - сторона договора поручения, физическое или юридическое лицо, доверяющее выполнение определенных юридически значимых действий другому лицу (поверенному) от имени и за счет первого) процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом гражданского процесса остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения, а в отдельных случаях - и возмещения собственных затрат на представительство.
Участие судебного представителя в процессе способствует более полному выяснению всех обстоятельств по делу, проявлению инициативы и активности участников процесса.
Появление адвокатуры в России связывают с Судебной реформой 1864 г., хотя и до ее проведения судебное представительство на Руси все же существовало.
Историю развития адвокатуры в России можно условно разделить на следующие периоды:
Первое упоминание о поверенных, являющихся прообразом современного адвоката, в письменной форме содержится в законодательных актах XV в. в Псковской и Новгородских судных грамотах, предусматривавших возможность иметь представителя в судебном разбирательстве.
Судебные представители того времени делились на две группы: первую группу составляли так называемые естественные представители, родственники тяжущихся, вторую — наемные поверенные, которыми могли быть все правоспособные граждане, за исключением облеченных властью и тех, кто стоял на службе, чтобы исключить влияние на суд, их еще называли ходатаями по делам или стряпчими8.
По Псковской судной грамоте услугами поверенных могли воспользоваться только женщины, дети, монахи и монахини, старики и глухие, тогда как по Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий. Положение о поверенных также упоминается в Судебнике 1497 г., в котором было закреплено, что истец или ответчики могли не являться в суд, а приглашать вместо себя поверенных. В Судебнике 1550 г. помимо участия поверенных уже были определены правила проведения судебного поединка и запрет вмешательства в него посторонних под угрозой наказания.
В Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича говорится об институте поверенных как об уже существующем. Но состав наемных поверенных был весьма разнообразен, так как в то время еще не было законодательной регламентации представительства.
Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в Воинских уставах Петра I 1716 г. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи. С этого периода и до Судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев.
В 1775 г. Екатерина II подписала Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийская империи», согласно которому появился институт губернских стряпчих, являющихся помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. К стряпчим не предъявлялось каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза, не была регламентирована и их внутренняя организация.
Только в конце XIX в. судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих. Попыткой отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах явился Закон от«об учреждении коммерческих судов». Согласно последнему был создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. Поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих, который вели в каждом коммерческом суде. Для включения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о звании и поведении, которые сами сочтут нужными. Суд по рассмотрению представленных документов либо вносил лицо в список, либо объявлял претенденту устно отказ без объяснения причин. Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме. Стряпчие были полностью зависимы от суда: по его усмотрению могли быть допущены к практике, а также исключены из списка без объяснения причин. Установленного числа присяжных стряпчих не было. Они не имели государственного содержания и существовали за счет гонораров. Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, практически они по-прежнему оставались в зависимости от судей.
Несмотря на существование судебного представительства в России до Судебной реформы 1864 г., как таковой адвокатуры тогда еще не было. Официально признавались лишь ходатаи и поверенные, которые не обладали достаточной квалификацией, были юридически неподготовленными.
Во второй половине XIX в. в период царствования Александра II в России произошли кардинальные преобразования российского общества и государства. После отмены крепостного права был осуществлен ряд реформ: военная, крестьянская, земская, городская реформы, в том числе и судебная реформа. В результате проведения Судебной реформы 1864 г. в России был создан институт адвокатуры.
В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, была образована комиссия, результатом работы которой стали «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. Эти Положения состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, выборный мировой суд, несменяемость судей и судебных следователей, введен суд присяжных заседателей9.
Все это легло в основу документа, утвержденного Александром II «Учреждение судебных установлений». Этим актом впервые в России был учрежден институт адвокатуры, присяжных поверенных.
Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Несмотря на существование определенного судебного контроля, присяжная адвокатура являлась компетентной и самоуправляемой организацией адвокатов. Органами самоуправления были совет и общее собрание присяжных поверенных.
В акте «Учреждение судебных установлений» были определены предъявляемые к присяжным поверенным условия, они фактически совпадали с требованиями, предъявляемым к судьям. Так, кандидат в присяжные поверенные должен был иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической специальности.
Кроме того, существовали определенные условия, препятствующие получению статуса присяжного поверенного. Присяжными поверенными не могли быть:
- лица, не достигшие 25-летнего возраста;
- иностранцы;
- граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);
- лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, кроме занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
- лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
- граждане, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния;
- граждане, исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
- те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных10.
Присяжными поверенными и их помощниками не могли быть лица женского пола.
Названный документ регламентировал порядок поступления в число присяжных поверенных. Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет присяжных поверенных, указав в нем необходимые в соответствии с законом сведения. К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте. Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и приняв к сведению все сведения, которые признавал нужными, выносил постановление о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или об отказе.
В случае утверждения советом кандидатуры принимаемый в присяжные поверенные приносил присягу по правилам его вероисповедания. Затем принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая запись в свидетельстве, выданном ему советом присяжных поверенных. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.
Согласно Основным положения преобразования судебной части в России присяжные поверенные не были государственными служащими, они рассматривались как установленные в государственных интересах лица свободной профессии.
Присяжные поверенные имели право принять на себя ведение любого дела, как уголовного, так и гражданского, во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они были приписаны.
По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению, либо по назначению председателя судебного места. Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места, мог отказаться от исполнения данного ему поручения только по уважительным причинам.
Гражданские дела присяжные поверенные могли вести на основании доверенности, данной им тяжущимся; словесным заявлением на суде; по назначению советом присяжных поверенных по просьбе тяжущихся или по назначению председателя суда при отказе избранного тяжущимся поверенного.
Оплата за оказание присяжным поверенным юридической помощи определялась соглашением сторон в письменной форме. Кроме того, существовала определенная такса, которой руководствовался суд при исчислении издержек, подлежащих взысканию с проигравшей стороны в пользу выигравшей на оплату услуг адвоката, а также с учетом данной таксы суд определял размер гонорара поверенного, если тот не имел письменного соглашения с клиентом о размере оплаты его услуг.
Кроме того, на присяжных поверенных распространялись определенные запреты при оказании помощи своим доверителям. Так, присяжный поверенный:
- не мог действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер, что основывалось на нормах морали и нравственности;
- не мог быть одновременно поверенным обеих спорящих сторон или менять своих доверителей по одному и тому же делу, переходя от одной стороны к другой;
- не имел права покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц (Все сделки такого рода признавались недействительными. В случае нарушения данного положения присяжные поверенные привлекались к дисциплинарной ответственности по решению совета.);
- не должен был оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и по окончании судебного разбирательства.
Помимо этого, каждый присяжный поверенный был обязан вести список дел, порученных ему, и представлять этот список в совет поверенных по первому требованию.
Присяжные поверенные могли быть привлечены к уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.
К уголовной ответственности подлежал привлечению присяжный, совершивший умышленные действия во вред своему доверителю, в частности, за злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношения или сделки с противниками своего доверителя во вред ему или за злонамеренное истребление или повреждение, присвоение, утайку или растрату документов или имущества доверителей. Также присяжные поверенные подлежали уголовной ответственности за умышленное оскорбление членов суда или участников процесса11.
Гражданская ответственность наступала при совершении присяжным деяния, нанесшего материальный вред доверителю, например, за пропущенные по вине присяжного поверенного процессуальные сроки.
Совет присяжных поверенных мог привлечь присяжного поверенного к дисциплинарной ответственности, назначив одно из следующих наказаний за нарушение принятых присяжным поверенным взятых на себя обязательств:
При этом законом был определен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, обеспечивающий объективное рассмотрение дела о нарушении присяжным поверенным принятых на себя обязательств. Предусматривалось истребование от привлекаемого к ответственности присяжного поверенного объяснений в установленный советом срок, его явка на заседание совета, наличие кворума на заседании, а также возможность обжалования постановления совета, за исключением тех, которыми присяжный поверенный подвергался предостережению и выговору.
Что касается совета присяжных поверенных, которому закон предписывал наблюдать за профессиональной деятельностью присяжных поверенных, то данный орган адвокатского сообщества учреждался в каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 присяжных поверенных. Совет присяжных поверенных избирался проводимым ежегодно общим собранием присяжных поверенных. Число членов совета должно было быть соразмерно числу подведомых совету присяжных поверенных, не менее пяти и не более 15 человек. Перед выборами членов совета общему собранию представлялся отчет о действиях совета за минувший судебный год.
Информация о работе Представительство в гражданском процессе