Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:28, контрольная работа
Каждой отрасли права присущи определенные приемы и средства правового воздействия на составляющие ее предмет отношения с целью их развития и защиты. Совокупность таких приемов и средств в юридической науке принято именовать методом правового регулирования. Основными чертами гражданско-правового метода регулирования являются следующие.
Декларированные
государством гарантии на оказание бесплатной
медицинской помощи населению далеко
не всегда выполняются, сокращается
доступность квалифицированной
медицинской помощи для социально
незащищенных слоев населения, сохраняется
потребительское отношение
Так, практически
отсутствует достаточная
Очевидно, что
в сфере здравоохранения защита
основных прав и свобод человека приобретает
особую актуальность, поскольку всякое
медицинское вмешательство
Иными словами,
они требуют правовой конкретизации,
т.е. развернутой юридической
В соответствии
со ст. 32 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
необходимым предварительным
Правовому регулированию договоров возмездного оказания услуг (в том числе медицинских) посвящены специальные нормы гл. 39 ГК РФ (п. 2). При этом, несмотря на то что договоры, регламентирующие выполнение работ и оказание услуг, бесспорно признаются законодателем самостоятельными договорными типами, законодатель, без достаточных оснований включил в гл. 39 ГК РФ отсылочные нормы к статьям ГК РФ о договоре подряда. В юридической литературе справедливо отмечено: "Из названия и содержания статей главы 39 видно, что включенные в нее нормы носят преимущественно общий и в значительной степени императивный характер. Действительно, гл. 39 ГК РФ состоит всего из пяти статей, в которых в обобщенном виде закреплены наиболее важные и существенные, по мнению законодателя, признаки, характеризующие договор возмездного оказания услуг.
Однако многие из этих норм вызывают существенные нарекания применительно к оказанию медицинских услуг. В частности, это касается п. 2 ст. 782 ГК РФ, в соответствии с которым исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако договор оказания медицинских услуг является публичным договором, на который распространяется законодательство о защите прав потребителей. А поэтому, как справедливо отмечено в юридической литературе, "обязательный характер заключения такого договора исполнителем лишает смысла право на отказ от его исполнения, так как его исполнитель, отказавшись от исполнения услуги, по требованию заказчика обязан тут же вновь заключить с ним соответствующий договор"
Кроме того, п. 2
ст. 782 ГК РФ по своему духу противоречит
конституционному праву граждан
на охрану здоровья, что особенно справедливо,
когда отсрочка исполнения медицинской
услуги угрожает состоянию здоровья
или когда гражданин лишен
возможности получить аналогичную
услугу у другого исполнителя. Поэтому,
по мнению С.С.Шевчук, предоставление права
одностороннего отказа от исполнения
медицинской услуги исполнителю
не является актуальным и противоречит
законодательству о защите прав потребителей.
Однако, пока данная норма существует,
ее, по мнению С.С.Шевчук, следует применять
с учетом следующих моментов: односторонний
отказ исполнителя медицинских
услуг является правомерным, если он
заявлен до начала определенного
договором срока исполнения или
до начала исполнения. В противном
случае исполнитель считается
Вызывает сомнение справедливость закрепления
повышенного характера (независимо от
вины) как договорной, так и внедоговорной
ответственности исполнителя медицинских
услуг. Очевидно, что такая позиция законодателя
диктуется старанием обеспечить более
надежную правовую защиту слабой в экономическом
смысле стороне обязательства - потребителю.
Как представляется, законодателю необходимо
предусмотреть иной подход к основаниям
ответственности исполнителя медицинских
услуг.
Правила о повышенной ответственности несвоевременны и оказывают негативное воздействие на исследуемые отношения, особенно в условиях низкого уровня оказания медицинской помощи, несовершенства ее организации, скудности финансовых средств, направляемых государством на нужды здравоохранения, зарождающегося и еще не окрепшего сектора частной медицины, отсутствия развитой конкуренции на рынке медицинских услуг.
С учетом изложенных и иных специфичных особенностей предоставления медицинских услуг необходимо принятие специальных правил, которые отразили бы особый характер отношений между исполнителем медицинских услуг и пациентом и являлись бы приоритетными по сравнению с нормами Общей части ГК РФ.
В совершенствовании
правового регулирования
Признание за отделенными от организма человека органами и тканями статуса вещей влечет важные правовые последствия: эти органы и ткани становятся особого рода объектами права собственности человека, из организма которого они изъяты; с ними связаны и обязательственные отношения, возникающие из договоров о донорстве и имеющие своим объектом действия обязанной стороны по передаче органов и тканей для трансплантации. В результате признания за органами и тканями статуса вещей "приводится в действие механизм ответственности за незаконные действия с органами, тканями, телом умершего; у донора появляется возможность совершать разнообразные юридические действия по поводу пользования и распоряжения своими органами, тканями".
В качестве аргумента против такой позиции хотелось бы отметить, что не только органы и ткани, но и кровь и ее компоненты также образуются в результате естественного биологического процесса, однако при этом платное донорство этих биологических материалов предусмотрено законом и ни у кого не вызывает возражений.
Вовлечение в
гражданский оборот органов и
тканей человеческого организма
становится объективной реальностью,
и игнорировать этот факт невозможно.
Однако с учетом особенностей их происхождения,
изъятия, хранения, использования, а
также их значения и дефицита, правовой
режим таких вещей
Учитывая существенные
особенности правового режима органов
и тканей человека, следует, по мнению
С.С.Шевчук, отнести их к категории
вещей, ограниченных в гражданском
обороте.
3.Особенности
метода правового регулирования в гражданском
праве.
Метод правового
регулирования представляет собой
комплекс правовых средств и способов
воздействия соответствующей
Поэтому очевидно,
что в сфере частного права
подлежат использованию способы, принципиально
отличные от применяемых в сфере
публичного права. Ведь речь здесь идет
о частных (имущественных и
Отраслевой метод
правового регулирования
- характере правового положения участников регулируемых отношений;
- особенностях возникновения правовых связей между ними;
- специфике разрешения возникающих конфликтов;
- особенностях мер принудительного воздействия на правонарушителей.
С учетом особенностей частноправового регулирования эти признаки в гражданском праве выглядят следующим образом.
Экономическая
независимость и