Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа
Цель работы состоит в системно - правовом исследовании особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;
провести историко – правовое и сравнительное исследование правового регулирования труда несовершеннолетних работников
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников ………….. 5
Понятие «несовершеннолетние», категории несовершеннолетних в зависимости от трудовой право -, дееспособности ……………….. 5
1.2 Особенности условий и регулирования труда несовершеннолетних работников ………………………………………………………………… 14
Глава 2. Анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников ……………….. 21
2.1 Особенности трудоустройства, профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и увольнения несовершеннолетних ………………………………………………………. 21
2.2 Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников ……………………………….. 23
Заключение ……………………………………………………………...… 32
Список источников и литературы ……………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………………………….. 40
Несовершеннолетние работники имеют такое же право на ежегодный оплачиваемый отпуск, как и остальные работники. Однако, для того чтобы неокрепший и до конца не сформировавшийся организм мог полноценно восстановиться и прийти в норму после длительных трудовых нагрузок, подростку необходимо больше времени, чем взрослому работнику. Исходя из этого, законодатель предусмотрел для несовершеннолетних работников отдых большей продолжительности: если для взрослых работников продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с частью первой статьи 115 Трудового кодекса РФ составляет 28 календарных дней, то для работников в возрасте до 18 лет она согласно части второй той же статьи 115 и на основании статьи 267 Кодекса увеличена до 31 календарного дня.
Поскольку данная гарантия связана с переменной категорией - возрастом, то на практике при ее предоставлении возникает ряд вопросов, главный из которых заключается в том, как определять продолжительность отпуска в год, когда работник переходит из одной возрастной категории (несовершеннолетних) в другую (совершеннолетних).
Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможности пропорционального исчисления продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска в зависимости от времени наступления совершеннолетия. Однако это не мешает работодателям определять конкретную продолжительность отпуска в год достижения работником 18-летнего возраста из расчета времени, отработанного в текущем рабочем году до достижения совершеннолетия и после него.
Согласно статье 123 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который является обязательным как для работодателя, так и для работника. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. Как известно, возможность использовать ежегодный основной оплачиваемый отпуск в удобное время работникам, не достигшим 18-летнего возраста, предусмотрена статьей 267 Трудового кодекса РФ.
Из приведенных положений можно сделать следующий вывод: если при установлении общей очередности отпусков работодатель исходит из совокупности производственных интересов и интересов работника, то в случае с несовершеннолетним работником определяющим является желание последнего. В том случае, если на момент составления графика отпусков работник не может определить, какое время для него является удобным, работодатель вправе проставить в графике отпусков планируемую дату начала отпуска самостоятельно. Однако при этом он обязан будет предоставить несовершеннолетнему работнику отпуск в то время, которое тот укажет в своем заявлении. Просьба о предоставлении отпуска «вне очереди» в удобное для работника время подлежит удовлетворению только в том случае, если работник на момент подачи заявления не достиг 18-летнего возраста.
На сегодняшний день детский труд встречается практически в любой точке земного шара, однако, безусловно, наибольшее распространение он получил в бедных и развивающихся регионах. По данным Международной организации труда, в аграрном секторе трудится в два раза больше детей, чем в других отраслях экономики в городских условиях. Однако при этом наблюдается тенденция неуклонного увеличения числа работающих городских детей, главным образом в сфере услуг и неформальном секторе экономики.
Основной причиной, побуждающей детей работать, является бедность - зачастую их заработок позволяет выживать всей семье, особенно это касается неимущих, неблагополучных и многодетных семей.
Надо сказать, что наша страна пока еще более благополучна по сравнению со многими другими, поскольку Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (часть вторая статьи 43), а стало быть, даже семьи, находящиеся за чертой бедности, должны нести только сопутствующие расходы на образование (книги и другие школьные принадлежности, одежда и обувь, транспорт и т.д.). Однако иногда даже эти расходы могут явиться основанием для направления детей на работу.
Другие факторы, заставляющие детей оставлять обучение и отдавать предпочтение работе, могут лежать как в плоскости качества образования, так и в чисто психологической сфере.
В
результате одни дети уходят из школы
из-за необходимости работать, а
другие настолько в ней
Вот
почему именно государство заинтересовано
в жесткой регламентации
Поскольку дети составляют интеллектуальный, кадровый, репродуктивный и оборонный потенциал любого общества, оно должно заботиться о них всеми доступными и приемлемыми для этого способами. Состояние государства находится в прямой зависимости от того, как оно защищает здоровье своих детей, как обеспечивает их права на образование, нормальное развитие и др., какие меры предпринимает для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, для развития у них необходимых качеств и навыков.
Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего специального профессионального образования является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащем дополнительные гарантии по обеспечению занятости молодежи, охране труда, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.
Право на труд молодежи обеспечивается специальными гарантиями на стадии трудоустройства; так, например, по общему правилу согласно ч. 1 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Данное правило имеет ряд исключений, согласно ч. 2 ст. 63 ТК РФ в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.
В ч. 3 ст. 63 ТК РФ содержится правило, согласно которому прием на работу граждан, достигших четырнадцатилетнего возраста, для выполнения ими в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, производится работодателем только с согласия одного из родителей несовершеннолетнего или его законного представителя (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
Новеллой ТК является допустимость заключения трудового договора с работниками, не достигшими возраста 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего, согласно ч. 4 ст. 63 ТК РФ трудоустройство граждан, не достигших возраста 14 лет, принимаемых в данные организации, допускается только с согласия одного из законных представителей несовершеннолетних и органа опеки и попечительства.
С целью охраны здоровья работающих несовершеннолетних граждан России трудовое законодательство предусматривает обязательные медицинские осмотры работников в возрасте до 18 лет, такие осмотры согласно ст. 69 ТК РФ предусмотрены для них при устройстве на работу и в дальнейшем проводятся для работающих подростков ежегодно за счет средств работодателя.
Учитывая возрастную неадаптированность молодежи к отношениям в области трудоустройства и регулирования труда, законодатель предусматривает в ст. 70 ТК РФ условие о недопустимости назначения испытания при приеме на работу для лиц, не достигших возраста 18 лет, а также для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности.
Гарантированное трудовым законодательством РФ право на труд лиц, не достигших возраста 18 лет, обеспечивается не только на стадии трудоустройства, но и при расторжении с ними трудового договора. Эти гарантии закреплены действующим законодательством и направлены на ограничение увольнения несовершеннолетних работников. Согласно ст. 269 ТК РФ расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
В связи с тем что Российское государство в соответствии с международными актами приняло на себя обязательства по защите лиц, не достигших 18-летнего возраста, от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении ими образования, либо наносить ущерб здоровью, а также физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию, законодательство о труде Российской Федерации, максимально приближаясь к общемировым стандартам в области регулирования трудовых и связанных с ними отношений, предусматривает для несовершеннолетних дополнительные гарантии.
Однако, несмотря на всю сложность, некоторые вопросы, по нашему мнению, все же остаются нерешенными. В частности, может ли родитель (попечитель, опекун) несовершеннолетнего работника, выяснив, что хотя при выполнении условий трудового договора соблюдаются требования трудового законодательства, но тем не менее сама работа негативно отражается на здоровье ребенка, требовать от работодателя расторжения трудового договора, и будет ли иметь такое требование юридическое значение для работодателя? Вправе ли родитель (попечитель, опекун) или орган опеки и попечительства, давшие согласие на заключение трудового договора, отозвать такое согласие, если продолжение труда по данному договору угрожает здоровью ребенка?
Представляется, что ответы на эти вопросы должны быть даны законодателем при обновлении Трудового кодекса РФ, а также законодательства о защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
1. Список, используемой литературы:
Список используемых правовых документов:
Информация о работе Правовой статус несовершеннолетних работников